"Что и как рассказать детям о Петербурге?"
статья (старшая группа)

Дружевская Ольга Владимировна

Знакомство ребенка с городом начинается с поездок и прогулок, не скупитесь на прогулки с детьми в исторических местах города и просто рассказывайте, где вы находитесь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detyam_o_peterburge.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Что и как рассказать детям о Петербурге»https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=daed0307357abae4a103a0ca8fe824c3&n=33&h=190&w=285

Знакомство ребёнка с городом начинается с поездок и прогулок. Интереснее всего поближе к центру, где каждый дом достоин внимания и отличается от другого. Поэтому первый совет: не скупитесь на прогулки с детьми в исторических парках и садах Петербурга и просто рассказывайте, где вы находитесь.

Главное атмосфера города и понимание того, что город большой, интересный, разный. Старайтесь в каждом уголке города находить одну-две выразительные детали. Например, в Летнем саду — фонтан или памятник Крылову, под которым летом всегда играет музыкант на вибрафоне, в Петропавловской крепости — статуя зайца (его можно понарошку покормить ,например капустой) или флаг и пушки рядом с флажной башней. На Марсовом поле — вечный огонь. Чтобы связи были прочнее, вспоминайте дома увиденное.

Об основателе города придумайте короткий рассказ. Для этого можно свозить ребенка к Медному всаднику, рассказав про то, как царь Петр плыл по Неве и нашел Заячий остров, построил на нем крепость, с которой все началось. И отправиться туда летом на кораблике или на карете, по-царски. Ребенок точно запомнит этот момент.

Можно подгадать и оказаться в крепости к выстрелу полуденной пушки, сказав, что право произвести полуденный выстрел время от времени предоставляется почётным гражданам Санкт-Петербурга, которые много знают о своем городе.

Помните, что поездки на любом транспорте для ребёнка — это уже приключение. Делайте так, чтобы одни впечатления вытекали из других. Например, прокатившись по Петроградской стороне на трамвайчике, сходите на Васильевский в музей трамваев. Предугадывайте, какого цвета стены на следующей станции метрополитена, что необычного есть в оформлении: портрет Маяковского из мозаики или памятник Пушкину на Черной речке, или зеленая, как елочка, Лесная.

Окончанием такого маршрута может стать выход на Дворцовой площади и показ дома, где жили цари. Зайти внутрь посмотреть надо на что-нибудь одно, например; на часы с павлином. Предварительно можно показать ролик, чтобы ребенок узнал часы, увиденные вживую. Второй раз к ним можно прийти, когда часовщик будет их заводить, а заодно посмотреть еще один объект. Карету. Или рыцарей. Не перегружайте ребенка информацией, но подпитывайте интерес постоянно и возвращайтесь к тому, что видели раньше. Оно будет становиться родным, а значит, не забудется.

«Отдельная тема для изучения — это фигурки животных, птиц, которые украшают многие фасады на Петроградской стороне, на Васильевском, в районе Невского проспекта. Их разглядывание, совместный поиск львиных масок, конных рельефов, сов будет интересен детям от полутора лет и «до глубокой школы».

   Чтобы заинтересовать ребенка и понять, что ему нравится, начните с выставки «Петербург в Миниатюре», где представлены одни из самых значимых исторических зданий нашей культурной столицы. Можно изучить наглядно каждое сооружение, таким образом провести небольшой экскурс в историю. И тогда уже, вооружившись представлением и любопытством, составить план и пойти знакомиться с «оригиналами». Историю также можно не только посмотреть, но и потрогать, понюхать и попробовать. Например, по пути от Казанского собора на Монетную (Конюшенную) площадь можно перекусить в пышечной, которая располагается там с 1958 года. Переступая порог этого места, вы перенесетесь на десятки лет назад, пробуете «те самые пышки», запивая их «тем самым какао», а вместо салфеток найдете нарезанную на неровные квадратики обычную бумагу. Или заглянуть в Музей игры и узнать, во что играли наши бабушки, когда еще не было даже «Монополии».

 Получайте удовольствие и создавайте ваши «семейные места». И пусть каждую лошадь на Аничковом мосту, как-то зовут, а сфинкс маминым голосом будет спрашивать у малыша, как дела, и рассказывать легенды».

 Так же можно рассказать, что город состоит из домов, которые располагаются на улицах, проспектах, переулках, площадях. Что в Петербурге много рек и каналов. Возьмите большой лист ватмана и предложите делать карту города самостоятельно, рисуя, вырезая и приклеивая, лепя из пластилина те достопримечательности, которые вы посетили.

Дошкольникам и первоклашкам расскажите о наводнениях, а потом отправьтесь к самому широкому Синему мосту на Мойке и покажите на обелиске уровни воды в наводнения разных лет. Так же поведайте о том, как возникал город. Например, о том, что Невский когда-то прорубали в лесу как просеку. Рубили с двух сторон и сошлись просеки под углом (можно подъехать к перекрестку Невского и Суворовского, чтобы увидеть это наглядно). Параллельно с подобными рассказами можно поиграть дома в настольную игру «Санкт-Петербург», где можно самостоятельно с этапа «болота» построить свой карманный Петербург. Попутно можно рассказать про границы города: реке Фонтанке, поехать на Загородный проспект. Можно показать перекресток с пятью углами. Словом, если комбинировать прогулки и увлекательные занятия дома, готовящие вас и ваших детей к открытиям, то с городом возникнут настоящие, живые отношения, в которых интересно познавать и открывать друг друга.

 Список литературы о городе детям:

Львы стерегут город» Вячеслав Нестеров.

● «Знаешь ли ты свой город» (книга-викторина). Вячеслав Нестеров.

● «Стражи белых ночей» (сказка для старшего школьного возраста). Анна Ремез, Наталья Колотова.

● «Брысь, или кот его высочества» и другие книги серии (6 книг). Ольга Малышкина.

● «Прогулки по детскому Петербургу. Карта-игра по Музейному кварталу». Ольга Феофанова, Юлия Гурко.

● «Моя первая книжка о Петербурге». Елена Первушина.

● «Прогулки по Петербургу. Игра-экскурсовод». Ю. В. Гурин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Рассказываем о планетах и звездахМы живем на планете Земля. Это огромный шар, на котором есть горы, реки, пустыни, леса и много разнообразных жителей. Это единственная планета, на которой е...

Методические рекомендации "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Важная задача для родителей – развивать у детей интерес к познанию. Как на сегодняшний день поддержать интерес ребёнка к неизведанному? Чтобы пробудить у дошкольника представления о космосе, о п...

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"

Методические рекомендации по теме "Как рассказать детям о космосе? Что можно рассказать детям о космосе?"...