«Формирование ЗОЖ у дошкольников»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гурина Светлана Николаевна

Важно сформировать у детей дошкольного возраста начальные представления о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh_u_doshkolnikov.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

            «Формирование ЗОЖ у дошкольников»

                                   

В основе психологического состояния ребенка, а значит и здоровья, лежит переживание ребенком психологического комфорта и дискомфорта. От того, как педагоги организуют свою деятельность, зависит дальнейшее развитие малыша. Важно сформировать у детей дошкольного возраста начальные представления о здоровом образе жизни.

Задачи раннего формирования культуры здоровья актуальны, своевременны и достаточно сложны. Как  помочь детям в занимательной форме, беседах, играх усвоить понятие “здоровый образ жизни”, “охрана здоровья”, убедить в необходимости соблюдения личной гигиены. Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки  здорового образа жизни, научить детей самостоятельно следить за своим здоровьем.  Как познакомить с понятием «витамины», о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, закрепить знания детей о предметах личной гигиены. Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.

В планировании физкультурно-оздоровительной работы выделяются три блока.

1. Специально организованная деятельность: утренняя гимнастика, физкультурные и физкультурно-познавательные занятия, гимнастика после сна. В утренней гимнастике используем традиционные, ритмические, игровые, сюжетные упражнения с предметами и без. В гимнастику после дневного сна включаются щадящие элементы закаливания (воздушные ванны, умывания), а также ходьба по дорожкам здоровья.

Физкультурно-познавательная  образовательная деятельность – это оригинальная форма работы, направленная на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, самостоятельности, воспитание интереса к активной двигательной деятельности.

На познавательных занятиях дети получают базовые знания по гигиене, по валеологии, о питании, режиме.

Дыхательная гимнастика - важный фактор профилактики и лечения различных заболеваний. На занятии используются цветовые рисунки правильного дыхания, карточки с дыхательными упражнениями.

2. Совместная деятельность взрослого и детей. Этот блок включает разнообразные активности: чтение художественной литературы, стихов, сказок; загадывание загадок, разучивание считалок, пословиц; рассматривание иллюстраций о спорте, подвижные игры.

Игровая деятельность – главная составляющая двигательной активности ребенка. Целенаправленно подобранные игры, эстафеты игровые упражнения, игры с речитативами, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, улучшают качество звукопроговаривания. Игры с нагрузкой в виде беговых, прыжковых упражнений, способствуют повышению выносливости. А это является профилактикой сердечнососудистых и респираторных заболеваний.

Большое место занимают индивидуальные и групповые игры с мячами. Это развивает не только координацию, ловкость, точность, но и внимание, уверенность, настойчивость.

Также отводится место индивидуальной работе с детьми (закрепление основных видов движений), коррекционной работе (профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки), обучение  массажу.

3. Свободная самостоятельная деятельность детей. Этот блок предусматривает формирование самостоятельной двигательной деятельности дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности. Дети осваивают умение действовать в группе сверстников. Игровые упражнения со спортивным и нестандартным оборудованием способствуют укреплению организма ребенка, а самое важное – они вызывают у дошкольников интерес и желание заниматься физической культурой.

Физкультурные досуги   - это одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Его содержание составляют физические упражнения, которые проводятся в форме веселых мероприятий, забавных развлечений.

В нашем детском саду действует программа по формированию ЗОЖ у дошкольников «Путешествие в волшебную страну здоровья» . Были проведены следующие мероприятия : 1.«Знакомство с гномами Охом и Ахом».Цель которого :1. Создать обстановку доверия и эмоционального комфорта; 2. Воспитывать желание заботиться о своем здоровье. 

2.«Город чистоты». Цель:1. Уточнить представления детей о правилах личной гигиены.

2. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом: всегда быть чистыми и опрятными.

3.«Город добрых докторов». Цель:

1. Познакомить с разными направлениями деятельности врачей.
2. Воспитывать у детей привычку заботиться о своём здоровье.
3. Развивать словесно-логическое мышление и речь.

4.«Город Жемчужной улыбки» Цель:1. Формировать у детей навыки правильного ухода за зубами. 
2. Закрепить правила ухода за зубами, воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы.

В заключении хочу добавить, что формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней.

Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам. Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования словаря у дошкольников. Рекомендации к формированию словаря.

Дошкольник владеет активным и пассивным словарем, который определяет возможности не только понимания, но и самостоятельного использования в речи общеупотребительных и специфических слов. Уровень...

Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)

В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...

Педсовет - деловая игра: «Формирование математических представлений дошкольников как части образовательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Цель: Рассмотреть пути и способы совершенствования работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....

«Формирование способности к наглядному моделированию и развитие творческого воображения при формировании экологических знаний дошкольников»

Материал для воспитателей ДОУ, позволяющий повысить уровень экологических знаний дошкольников....

Роль логико-математических игр А.З.Зака в формировании и овладении дошкольниками игрой в шахматы, как культурной практикой деятельности дошкольников

При решении нестандартных поисково-творческих заданий создаются благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительн...

Семинар «Формирование математических представлений дошкольников как части познавательно- исследовательской деятельности дошкольников в условиях ФГОС»

Данный материал поможет выявить и повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников....