«Использование учителем-логопедом и воспитателем оздоровительных практик в работе с детьми с ТНР»
консультация

Марина Владимировна Шонкова

«Использование учителем-логопедом и воспитателем оздоровительных практик в работе с детьми с ТНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx32.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 50 города Ставрополя                                                      

«Использование учителем-логопедом и воспитателем оздоровительных практик в работе с детьми с ТНР»

                                                                                                 

                                                                     Подготовила:

                                                                            учитель – логопед

                                                                      М.В. Шонкова

2021г

         Эмоциональная возбудимость, отставание в развитии двигательной сферы, скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений, недостаточно развитая моторика пальцев рук свойственны детям с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу. Исправлению речевого дефекта и коррекции психического и физического состояния ребенка поможет использование здоровьесберегающих технологий.

На логопедических занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физкультминутками, динамическими паузами целесообразно применять оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки). Наряду с общепринятыми технологиями в коррекционной педагогике используется точечный самомассаж, помогающий воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы, связанные с речевой функцией; способствует преодолению артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств; позволяет значительно сократить сроки коррекции нарушений речи.

Самомассаж биологически активных точек — отличное средство для поддержания в хорошей форме голосового аппарата. Приемы самомассажа доступны каждому ребенку, дают хороший результат в оптимально короткие сроки. Главное — соблюдать последовательность и систематичность. Большое подспорье для логопеда — работа детей с песком, стабилизирующая их эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью они учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения.

Самомассаж кистей и пальцев рук проводят в так называемом сухом бассейне, способствующем:

  • нормализации мышечного тонуса;
  • стимуляции тактильных ощущений;
  • увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;
  • формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Для создания сухого бассейна небольшую глубокую миску (диаметром 25 см, высотой 12—15 см) нужно наполнить на 8 см промытым и просушенным песком (горохом, фасолью или бумажными фигурками). Детям предлагаются задания:

  • поскользить ладонями по поверхности наполняемого материала, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладонями по проложенным трассам;
  • создать отпечаток своих ладоней;
  • пройтись отдельно каждым пальцем.

Самомассаж в сухом бассейне можно сопровождать стихотворным текстом, например:

Горох

В миску насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Тесто

(опустить кисти рук в сухой бассейн и изображать, как месят тесто)

Месим, месим тесто,

Есть в печи место,

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Использование су-джок массажеров «Чудо-валик», массажных шариков в комплекте с металлическими кольцами одновременно с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Су-джоки используются и для автоматизации исправленных звуков. Например, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука [ж]:

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

ЯПОНСКАЯ МЕТОДИКА ПАЛЬЦЕВОГО МАССАЖА.

        Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого и самомассажа.

       Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что каждого пальца положительно влияет на определённый орган:

- массаж большого пальца — повышает активность мозга;

- массаж указательного пальца — стимулирует желудок и поджелудочную железу;

- массаж среднего пальца — улучшает работу кишечника;

- массаж безымянного пальца — стимулирует печень;

- массаж мизинца — способствует улучшению сердечной деятельности,

  снимает психическое и нервное напряжение.

        Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:

 - работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);

 - предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай

   перебирать в руках грецкие орехи);  

- способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

       Совет взрослым:

- если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их

  выхватывать из рук — так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

       Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему для самомассажа:

1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.

   Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к

  основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2. Массаж ладонных поверхностей  каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

• вертеть в руках;

• щелкать по ним пальцами;

• «стрелять»;

• направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности  попадания.

3. Массаж грецкими орехами:

• катать два ореха между ладонями;

• один орех прокатывать между пальцами;

•  удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и  обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами:

• пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами;

• удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

5. Массаж «четками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы. Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект. Пальчиковую гимнастику целесообразно связывать с лексической темой. Например, по теме «Игрушки»:

Как игрушек в магазине

Видел много я, друзья!

Перечислю то, что видел,

То, что смог запомнить я:

Куклы, кубики, шары,

Пирамидки и мячи,

Мишки, роботы, ракеты,

Самолёты, корабли.

     Развитию тонких движений пальцев рук способствуют: выкладывание букв из риса, гороха, фасоли, пшена; рисование на песке, манке, ладошке или спине соседа; сопряженная гимнастика. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз «театр пальчиков и языка» очень нравится детям. С большим увлечением они выполняют двигательные упражнения. Задания превращаются в занимательную игру:

«пальчики-музыканты», «пальчики-путешественники». Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиком, косточкой, ракушкой, пуговицей. При изготовлении панно по лексическим темам появляется возможность связать работу по развитию лексики, грамматики и мелкой моторики.

Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, — уникальный оздоровительный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров. Для выработки хорошей дикции необходимо укрепить мышцы языка, губ, нижней челюсти, отработать речевое дыхание. Приступая к развитию речевого дыхания, следует прежде всего отработать бесшумный, спокойный вдох и сильный плавный ротовой выдох. Этому способствуют игры: «Сделай дорожку для Колобка» (на песке), «Посмотри на спящего медведя» (раздувание ваты), «Горка растаяла» (раздувание ватной горки), «Секрет» (раздувание песка), «Чья машинка быстрее доедет до гаража? » (игрушки из киндер-сюрприза).

            Валеологический подход к решению логопедических задач предполагает, среди прочих приемов, введение в практику речевых занятий упражнений, направленных на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья. Примером может служить использование известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков». В этих упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определенного органа или группы органов. Кроме того, при произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти представление об определенном цвете и температурно -  тактильном ощущении. Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке:

Звук                          Орган                           Цвет                                  Ощущение

 1.        С-с-с-с             легкие                           белый                                сухой холод    

 2.        Чу-у-у-у           почки                          голубой                       влажная   прохлада                                                                

 3.        Ш-ш-ш             печень                   светло-зеленый             свежий весенний ветер                                                                      

 4.        Ха-а-а-а            сердце                        красный                                   жара

 5.        Ху-у-у-у          селезенка                     желтый                            теплая влага

6.        Хи-и-и-и   «тройной обогреватель» — система, связывающая работу всех органов, связи с определенным цветом или ощущением не имеет.

         Следует отметить, что перечисленный набор звуковых сочетаний полезен и в логопедической практике, а также для практических занятий по развитию речи. Кроме того, акцент на окраске помогает закрепить названия цветов, что бывает особенно важно для детей, имеющих логопедические проблемы. Авторский подход объединяет систему даосских целительных звуков со знакомыми детям образами. Детям предлагается помочь ветру, который играет со своими друзьями. Звуки произносятся трижды, на длинном выдохе.

1.        Ветер воздуха вдохнул.

          Разом облако надул. С-с-с-с.

2.        Незабудки увидал,

         «Чудо, чудо», — он сказал. Чу-у-у-у.

3.        Зеленеют камыши,

          Пошуршу в них: Ш-ш-ш-ш.

4.        Раскачаю красный мак!

          Ха-ха-ха, вот так, вот так! Ха-а-а-а.

5.        Пошепчу я на ухо

          Желтому подсолнуху! Ху-у-у-у.

6.        Вместе с солнцем и дождем

          В небе радугу зажжем!

         «Хи-хи-хи, — смеется  дождь,

           — От меня ты не уйдешь!» Хи-и-и-и.

          На занятиях удобно пользоваться иллюстрациями, изображающими озорной ветер, белое облако, голубые незабудки, светло-зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух, радугу между солнцем и веселой дождевой тучкой. Можно использовать отдельные плоскостные фигуры героев стишка, разговаривать с которыми помогают дети.

       На практике целесообразно начинать «играть в ветер» с детьми двухлетнего возраста. Сначала они учатся по-разному дуть, как ветер, а к трем годам сами произносят весь стишок и инсценируют его с плоскостными фигурами. Можно использовать иллюстрирующие стишок раскраски и контурные обводки.

        Детям объясняется, что это упражнение очень полезно выполнять и взрослым. Поэтому дома перед сном можно поиграть вместе с мамой, папой, бабушкой.

Естественному распределению биотоков в организме способствуют упражнения по биоэнергопластике — соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Если эти движения пластичны, свободны — происходит активизация. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; развитие способностей; улучшение внимания, памяти, мышления, речи; совершенствование и координация роли нервной системы. Рука подключается тогда, когда ребенок освоит артикуляционное упражнение и будет выполнять его без ошибок.

Память, мышление, речь ребенка станут более совершенными, если педагоги возьмут себе в помощники двигательные упражнения. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. На занятиях по обучению грамоте и запоминанию написания букв очень эффективна «Азбука телодвижения».

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие, речевые нарушения от сформированного произношения до невозможного составления грамматически оформленного высказывания. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволит:

  • выработать правильное речевое дыхание;
  • стабилизировать общий тонус организма;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
  • улучшить фонематический слух и ритмико-интонационную сторону речи;
  • повысить речевую активность.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз. Так, при изучении темы «Осень» детям предлагается превратиться в листочки. От сильного ветра они один за другим «падают» на землю. Вот остался последний листочек, который должен описать свои чувства. Аналогично по теме «Насекомые» дети становятся муравьями и высказывают свои чувства, возникающие при встрече с человеком. Наряду с речевой нагрузкой развивается психическая сфера, ребенок учится сопереживать.

Так же эффективно использование на занятиях элементов релаксации. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Упражнение на релаксацию «Волшебный сон»:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают, засыпают…

Шея не напряжена

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться, улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

 Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека. Врачуют естественные и искусственные звуки.

      Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

• замедляют пульс;

• увеличивают силу сердечных сокращений;

• способствуют расширению сосудов;

• нормализуют артериальное давление;

• стимулируют пищеварение;

• улучшают аппетит;

• облегчает установление контакта между людьми;

• повышают тонус коры головного мозга;

• улучшает обмен веществ;

• стимулируют дыхание и кровообращение;

• усиливают внимание.

      Музыка действует избирательно, в зависимости от:

• характера произведения;

• инструмента, на котором исполняется.

       Самый большой эффект от музыки — профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.  На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие. Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы, так как:

- подавляет нервную систему;

- увеличивает содержание адреналина в крови.

  Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:

• музыка Вагнера;

• оперетты Оффенбаха;

• «Болеро» Равеля;

• «Весна священная» Стравинского;

• «Каприз № 24» Никколо Паганини.

    Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

    Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

• музыка Франсиса Гойи;

• «Времена года» Чайковского;

• «Лунная соната» Бетховена;

• фонограмма пения птиц.

           Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

      Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии-создание положительного эмоционального фона реабилитации:

- снятие фактора тревожности;

- стимуляция двигательных функций;

- развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия,

  представлений) и сенсорных способностей;

- растормаживание речевой функции;

- развитие чувства ритма, темпа, времени;

- развитие мыслительных способностей и фантазии;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- нормализация просодической стороны речи.

    В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается:

• в музыкальном оформлении игр;

• музыкальной релаксации.

  Музыкальная ритмика используется при лечении:

• тиков;

• заикания;

• нарушений координации;

• расторможенности;

• моторных стереотипов;

• дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха);

• брадилалии и тахилалии.

      Имаготерапия—театрализация психотерапевтического процесса (образ).

 В основе лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию.

       Куклотерапия — один из видов имаготерапии. Основа¬на на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Используется при:

•  нарушениях поведения;

•  страхах;

•  нарушении коммуникативной сферы.

Технология проведения:

•  с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с  травмирующей ребенка ситуацией;

•  инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие

   положительные эмоции;

•  сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения.

Образно-ролевая драмтерапия — реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.

Психодрама — дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога.

Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения).

 Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.

       

       Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать изолированными, самостоятельными и самодостаточными. Их использование, скорее всего, служат для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа по данным направлениям способствует комплексному преодолению речевых нарушений и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных и психических процессов. Создание на  занятиях логопедом и воспитателем условий для оптимального физического и нервно-психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами»

В Логопедическом проекте «Совместная деятельность учителя-логопеда с родителями как результат эффективной коррекционной работы с детьми-логопатами» описываются последовательно задачи, формы, этапы раб...

Индивидуальный план профессионального развития учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использованием современных педагогических технологий, в частности, ИКТ».

Индивидуальный план профессионального развития  учителя-логопеда Точилкиной О.И. «Реализация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные возможности с использо...

Использование интерактивных средств во взаимодействии учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе с детьми с ОВЗ (ТНР) по формированию основ здорового образа жизни

Описаны нестандартные подходы и новые технологии для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми-логопатами. Используя цифровые технологии в работе детьми, имеющими тяжелые нар...