Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
статья

Повышение профессиональной компетенций в вопросах познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля в условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_fryobelyu_ryzhkova_da.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»

Д.А.Рыжкова

Воспитатель МДОУ

«Детский сад №17 с. Пушкарное»

Цель:  Повышение профессиональной компетенций в вопросах познавательных процессов дошкольников с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  • повысить мотивацию педагогов к использованию развивающих игр в образовательной деятельности ДОУ;
  • знакомство с игровым набором «Дары Фрёбеля» через выполнение заданий образовательной области «Познавательное развитие»;

Давайте вспомним, кто такой Фридрих Вильгельм Август Фребель – это немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцция, он считал, что дети - цветы и воспитывать их должны «добрые садовницы».

Этот немецкий педагог 19 века не только придумал сам термин «детский сад», но и привлек внимание общественности к необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста. Фребель изобрел систему раннего развития, основанную на так называемых «шести дарах», которые впоследствии получили его имя.

На сегодня в состав «Даров Фребеля» входит 14 модулей, изготовленных из экологически чистого материала – дерева, упакованных в деревянные ящики и комплект методических пособий по работе с игровым набором, всего 6 книг (вводная методическая брошюра и 5 книг с комплектами карточек – игр, всего 80 карточек).

  1. «Текстильные мячики». Набор состоит из 6 пар мягких мячиков одинаковых по цвету – синих, фиолетовых, желтых, красных, оранжевых и зеленых. На 6 мячах есть специальная петелька для подвеса.
  2. «Основные тела». В наборе шар, куб и цилиндр, 3 фигуры имеют металлические крепления для подвеса, специальная рамка для этого в комплекте. Общее количество фигур – 6 штук.
  3. «Куб из кубиков». В комплекте 8 деревянных кубиков одинакового размера.
  4. «Куб из брусков». Набор из 8 деревянных плашек одного размера.
  5. «Кубики и призмы». В наборе кубики (21 шт.), большие (6 шт.) и малые (12 шт.) треугольные призмы.
  6. «Кубики, столбики, кирпичики». Этот модуль состоит из 33 деревянных плиток разного размера.
  7. «Цветные фигуры». В наборе находятся плоские деревянные фигуры – равносторонние, равнобедренные и прямоугольные треугольники, круги, полукруги, ромбы и квадраты.
  8. «Палочки». Это 6 комплектов разноцветных палочек разной длины – 25, 50, 80, 100, 120 и 150 мм.
  9. «Кольца и полукольца». Деревянные детали имеют разный диаметр – 25, 40 и 50 мм.
  10. «Фишки». Это комплект мелких деталей 6 цветов, диаметром 10 мм.
  11. «Цветные тела». В составе модуля шнурки для нанизывания и цветные бусины 3 разных форм – шарообразной, кубической и цилиндрической.
  12. «Мозаика. Шнуровка». В ящике закреплено перфорированное поле, а продолговатые фишки на ножке отсортированы по цветам.
  13. «Башенки». Комплект состоит из 44 элементов: кубики – 12 шт., треугольные призмы – 12 шт., полуцилиндры – 12 шт., кубы с вырезом под цилиндр – 8 шт.
  14. «Арки и цифры». Модуль включает 9 кубиков с цифрами на гранях и дуги разного диаметра – 23, 50 и 75 мм.

Хотя мы используем данный дидактический материал сравнительно недавно, но уже видим эффективность его применения в различных образовательных областях.

  • Уважаемые педагоги, вы сейчас – дети, и мы с вами отправляемся в путешествие. Для того, чтобы отправиться в путешествие, вам необходимо выполнить игровую разминку.

Игра «Волшебный мешочек».

На столике стоят различные предметы:

- Посмотрите на эти предметы (показ на столик с предметами).

- Назовите их (называют)…

- Постарайтесь запомнить их названия, и как они выглядят (запоминают).

НАКРЫТЬ ИХ.

- Я спрятала некоторые предметы в мешочек.

Послушайте задание: необходимо одному человеку от вашего стола нащупать один предмет, описать какой он, например, «длинный», а потом назвать предмет, после чего мешочек передать другому столу.

Начали! (выполняют).

-Что развивает это задание? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, внимание, память, игровую деятельность).

- С какими предметами можно играть в такую игру дома?

- Вы ХОРОШО справились с игровой разминкой! Забрать мешочек.

Игра «Автобус».

- Мы отправляемся в путешествие на автобусе. Улыбается водитель:

- Проходите! Проходите!

У окошка место есть,

Не желаете присесть?

На нашем автобусе

Полоски, как на глобусе!

Мы объедем целый свет!

Вы садитесь или нет?

На каждом столе участников лежит на углу справа белый лист и стоит тарелочка с цветными фигурками различными.

- Послушайте задание: каждая команда, сидящая за столом вместе должна рассадить «пассажиров» - фигурки из тарелочки- в «автобусе» - на белом листе. Я буду называть, куда класть фигурку-рассаживать «пассажиров», а вы сообща будете выполнять. Положите на середине стола белый лист вертикально - это автобус. Приготовьте тарелочки с фигурками…Внимание! В автобусе будет 3 ряда: нижний, средний, верхний.

- Слушайте инструкцию: пассажир «красный треугольник» сидит в нижнем ряду слева… (дать время).

Пассажир «жёлтый полукруг» сидит в среднем ряду справа……

Пассажир «зелёное кольцо» сидит в верхнем ряду слева……

Пассажир «синий квадрат» сидит в среднем ряду слева……

Пассажир «фиолетовое полукольцо» сидит в верхнем ряду справа……

Пассажир «белый круг» сидит в нижнем ряду справа……

- Все справились? Проверим!

-А эта игра что развивает? (Сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; познавательную активность, готовность к совместной деятельности со сверстниками. )

- Какими предметами можно дома заменить геометрические фигурки? (цветными пуговицами, нитками, безопасными скрепками…)

- Вы ЗАМЕЧАТЕЛЬНО рассадили всех «пассажиров»! Высаживайте их обратно в тарелочки!

На столах стоят другие тарелочки с другими фигурками.

Игра «Капризная принцесса».

- Наш автобус привёз нас в королевство капризной Принцессы.

Капризная Принцесса сказала

- Я хочу подснежников зимою. Я щедро заплачу!

Все развели руками - цветов зимою нет, взамен ей предложили искусственный букет.

Капризная принцесса в смятенье и в слезах, дрожит от возмущенья корона в волосах.

- Я к розовому платью подснежники хочу, изысканный букетик я приколю к плечу.

- «Жила-была Принцесса. Очень капризная. Захотелось ей подснежников. Но зимой подснежников не было. И объявила Принцесса: «Кто соберёт для меня больше всех цветов, того щедро награжу. Но цветы должны быть собраны в специальные букеты».

- Послушайте задание: Каждая команда составит специальный букет из трёх «цветков» - фигур. Все три фигуры должны быть одинаковыми или разными по двум признакам, по цвету и форме. Например, ПОКАЗ.

- Как только вы составите специальный букет, скажите вслух «букет», и я подойду к вам. -

- Кто желает, расскажите про свой специальный букет?

- Что развивает эта игра? (сенсорные и познавательно-исследовательской деятельности навыки, ЭМП, расширяет кругозор; восприятие, мышление, воображение, внимание, память, самостоятельную творческую деятельность).

- По какому ещё признаку можно сложить букет? (размер).

- Какие КРАСИВЫЕ букеты вы сделали! Подарите их Принцессе, сложив обратно в тарелочки.

Игра «Волшебная змея».

Положить на первый стол наборы для нанизывания.

- К сожалению, наше путешествие подходит к завершению, и пора отправляться в обратный путь. Для того, чтобы вернуться в детский сад, нам предстоит преодолеть небольшие препятствия. Для начала – встретиться с волшебной змеёй.

Однажды я увидел Змея. И сам себе задал вопрос: Где у него кончается шея и начинается хвост? Рyлеткой я измерил Змея.
Ответ был абсолютно прост: Где у него кончается шея, там начинается хвост.

Я держу длинную верёвку с узелком на конце с одной любой нанизанной деталью.

- Начну я, а вы запоминайте слова и действия: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! – Я отдаю верёвку с деталью (головой) следующему игроку (показ) и спрашиваю: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет любое слово, не связанное ни с цветом, ни с фигурой, которое обозначает признак - красной или круглой, длинной, прекрасной и. т. д.) змеи, при этом, надевает любую другую деталь.

- Игрок после нанизывания детали обращается к следующему игроку со словами: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу! –отдаёт верёвку с деталью следующему игроку и спрашивает: «Хочешь стать моим хвостом?» - игрок отвечает: «Да хочу. Я хочу стать хвостом (и добавляет 2 слова, сказанное ранее и новоё своё, обозначающее признак и  т.д.) пока не закончатся слова.

Начали «Я змея….

Перемещать набор с предметами для нанизывания.

- Чем эта игра полезна? (обогащение активного словаря, формирование грамматически правильного строя речи; развитие фантазии, коммуникативных навыков, навыков работы в группе).

- Какие вы ВНИМАТЕЛЬНЫЕ!

Убрать змею. Поставить Мозайку, Кольца, Бусы, Палочки или Фигурки, Фишки.

Игра «Повтори последовательность».

- Наша волшебная змея оставила нам задание подсказку, которая поможет быстрее прийти в детский сад. Послушайте:

- Каждая команда соберёт (построит) из набора на столе Тропинку. Последовательность ваших фигур вы должны придумать и соблюдать сами.

По кругу разложить большие синие и фиолетовые кольца, достать синий мячик.

- Кто готов показать свою Тропинку? Ваши Тропинки ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛИСЬ волшебной змее! Сложите Тропинки обратно в коробочки. 

Игра «Ручеёк».

- Тропинка нас привела не в детский сад, а к Ручейку.

- Для выполнения последнего задания встаньте в круг и послушайте инструкцию: Большие кольца на полу - это лужицы. Я читаю стихотворение, а вы передаете мячик-«ручеёк» друг другу по очереди. У кого в руках окажется «ручеёк» при произнесении «Лежал, лежал, лежал…», тот старается опустить его в лужу, держа за верёвочку. Затем передаёт его дальше. На словах «И сразу утонул!» игрок кидает мячик тому, кому захочет.

Читает:

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул…

Увидел речку - прыг туда

И сразу утонул!

- Что развивает игра? (развитие и обогащение умений импровизировать с простейшими художественными образами в подвижных играх в процессе совместной деятельности педагога и детей; двигательной активности, координации движений, игровой деятельности).

- Наш мячик - «ручеёк» привел нас в детский сад. Присаживайтесь за столы.

- В завершении встречи своей командой сложите на столе общую картину из любых фигур набора о впечатлениях нашего путешествия.

- Кто желает рассказать?

Заключение:

- Все вы славно потрудились

Хорошо подзарядились.

Как? Во что с детьми играть?

- Можно в садике узнать!

- Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».

В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников» для педагогов....

Семинар-практикум " Использвание набора "Дары Фрёбеля" в развитии позновательных процессов дошкольников"

Семинар-практикум " Использвание набора "Дары Фрёбеля" в развитии позновательных процессов дошкольников"...

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников

Мастер-класс «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»...

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников». Отчет по самообразованию 2021 год.

laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»....

Мастер-класс для родителей «Использование набора «Дары Фрёбеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»

Мастер-класс для родителей«Использование набора «Дары Фрёбеля»в развитии познавательных процессов дошкольников»Цель:Повышение родительских компетенций в вопросах познавательных...