Консультация для родителей "Математические и логические игры для детей среднего дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители, начинать надо с воспитания внимания, умения сравнивать и наблюдать. Это можно делать на прогулке, по дороге в детский сад или когда идете домой (сравнить деревья по высоте, обсудить какой формы здание, крыша и т.д.).

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают математические понятия, учатся считать, сравнивать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

«Математические и логические игры для детей среднего дошкольного возраста».

Подготовила: Свечникова Т.А.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи, и умения выстраивать простейшие рассуждения на основе причинно-следственной связи. Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это дар с выше, с наличием или отсутствием которого следует смириться; Существует множество настольно-печатных, дидактических игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического и математического мышления, которые можно использовать в самостоятельной деятельности детей, важно знать, что именно домашняя обстановка способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в спокойном и индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником элементарных математических представлений могут оказать родители, начинать надо с воспитания внимания, умения сравнивать и наблюдать. Это можно делать на прогулке, по дороге в детский сад или когда идете домой (сравнить деревья по высоте, обсудить какой формы здание, крыша и т.д.).

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают математические понятия, учатся считать, сравнивать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.

Математических и логических игр очень много. Они помогают ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.

Пример: Есть такие игры, как «Назови соседей», «Наоборот», «Подели предмет» и т.д.

Количество

«Кто быстрее найдёт» (с 3-х лет)

Цель игрызакреплять навыки счёта.

Ход игры: Предложить ребёнку найти  группы игрушек, деревьев, мебели, вещей и сосчитать их.

«Покажи столько же» (счёт на ощупь) ( с 3-х лет)

Цель игры: Закреплять умение в счёте предметов с помощью различных анализаторов.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку посчитать предметы на ощупь и сказать количество.

«Сделай столько же» (с 5 лет)

Цель игры: Закреплять навыки счёта.

Ход игры: Взрослый показывает цифру и просит ребёнка сделать столько же раз какое - либо движение (приседание, поднять руки вверх и т . д.). Затем ребёнок должны объяснить  сколько раз он приседал и почему.«Считай, не ошибись»(с 5 лет)

Цель игры: Закреплять прямой и обратный счёт.

Ход игры: В игре используется мяч. Перед началом игры взрослый задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше.

«Что изменилось» ( с 5 лет)

Цель игры: Закреплять навыки счёта, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры: Предложить ребёнку пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Взрослый убирает, добавляет или меняет местами игрушки, ребёнок поворачивается и  должен объяснить, что изменилось.

Форма
«Назови похожий предмете» (с 3х лет)

Цель игры: Формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Ход игры: Взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

«Чудесный мешочек» (с 3х лет)

Цель игры: Совершенствовать умения различать и называть фигуры на основе осязательно-двигательного обследования.

Ход игры: Взрослый помещает в мешочек геометрические формы или фигуры и про сит ребёнка найти круг , шар и т.д.

Необходимый инвентарь для игры:

  1. Непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной.
  2. Предметы. Они должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

Ориентировка в пространстве

«Где спрятался мишка» (с 3х лет)

Цель игры: Закреплять умения определять местоположения предметов в пространстве.

Ход игры: Взрослый прячет игрушку в комнате, ребёнок ищет её и самостоятельно решает познавательную пространственную задачу (обозначить словами, где находится зайчик по отношению к предметам обстановки) .

Ориентировка во времени

Цель игр: Расширять представления о временах года, частях суток, их последовательности. Формирование представлений о последовательности дней недели.

Игра с мячом «Вчера, сегодня, завтра» (с 4х лет)

Цель игры :Закреплять понятия «вчера», «сегодня», «завтра»
Ход игры: Взрослый бросает мяч, говоря короткую фразу, например: «Мы занимаемся…» Ребенок, заканчивает фразу (…сегодня).

Примеры фраз: 

Мы пойдем гулять…

Вы ходили в парк…

Мы будем читать книгу…

Сложи квадрат. Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 15 х 15 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Все это хорошо подготовит ребенка к учебе в школы и сделает ее интересной и познавательной. Рекомендуем некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

Математическая игра «Что стоит у нас в квартире»

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Очень важно поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

Игра «Танграм», развивает  конструктивное и логическое мышление. А также способствует развитию мелкой моторики рук и воображению. Воспитывает усидчивость и терпение.

Комплект «Фигурки-отгадайки» предназначен для первоначального знакомства ребёнка с танграмом подойдёт детям от 2-х лет.


hello_html_m5220c96d.jpghello_html_d2a94ba.jpghello_html_m679490e2.jpghello_html_m171a5967.jpg

Так же хочу вашему вниманию представить кубики «сложи узор». Эти кубики можно играть с 2-х до 8-ми лет.

Развивающая игра «Логические блоки Дьенеша».

Логическая игра «Уголки».

Логические задачи.

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Под елкой цветок не растет,

Под березой не растет грибок.

Что растет под елкой?

5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?

6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто любит играть в футбол – мальчики?

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

  1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
  2. Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
  3. Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
  4. Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает? (лук).

Все в ваших руках, каждый может развить в своем ребенке математические способности. 

Играйте с ребенком с удовольствием!