Консультация для родителей «Говорить мало – надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)
консультация (старшая, подготовительная группа)

Арькова Наталья Геннадьевна

В ходе консультации раскрываются причины, механизм возникновение фонетико-фонематического недоразвития у детей, а также родителей знакомят с основными этапами коррекционной работе при этом нарушении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_govorit_malo_-_nado_slyshat_.docx180.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей «Говорить мало – надо слышать»

Консультация для родителей

 «Говорить мало – надо слышать» (формирование и развитие фонематических процессов у детей)

Здравствуйте, уважаемые родители!

Перед вами работы учеников начальной школы…

Посмотрим, что не так…

Видим многочисленные ошибки, но между ними есть связь – они появились потому, что ребенок не слышит разницы между звуками, не разбирает, где л, а где р, где д, а где т… При этом физический слух у ребенка в порядке, и даже, возможно, у него, с трудом, но поставлены и автоматизированы все звуки.

Что же мешает детям? А мешает им нарушение слухового восприятия, корни которого уходят в височную долю левого полушария головного мозга.

В дошкольном учреждении работа по формированию фонематической стороны речи проводится постепенно начиная с раннего возраста. Но фундаментальным этапом можно считать развитие фонематического слуха до года:

Уже в двухмесячном возрасте младенец при нормальном развитии физиологического слуха различает материнский голос.

К трем месяцам жизни малыш определяет, откуда слышен звук, поворачивает голову в сторону раздражителя.

Еще через месяц он уже проявляет реакцию на экспрессивность речи (силу и интонацию голоса), может испугаться громкого звука, крика.

В 5 месяцев гуление заменяется лепетом. Полугодовалые дети с нормой в развитии внимательно слушают разговор, повторяют за взрослым звуки или прямые открытые слоги.

К восьми месяцам ребенок начинает использовать только звуки, присутствующие в его родной речи.

О правильном развитии фонематического слуха в 1-2 года будет свидетельствовать понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. В этом случае подразумевается выполнение простых односложных поручений (к примеру: «дай машину», «принеси куклу»), правильное понимание элементарных вопросов («где папа» и т. д.). При норме интеллекта к трем годам фонематический слух почти сформирован, малыш различает и исправляет неправильную речь.

Причины и механизмы возникновения нарушений

Для того чтобы устранить проблему, необходимо знать причины ее возникновения. Задержка или нарушение фонематического слуха и восприятия – это не просто педагогическая запущенность, хотя и этот вариант может быть уместен.

Механизмы возникновения могут быть запущены еще во внутриутробном развитии. Поэтому необходимо знать первопричину, так как именно эта информация позволит определить методы работы с ребенком: не всегда достаточно только логопедической помощи, в некоторых случаях необходимо и медикаментозное лечение.

Этиология ФФНР

К основным причинам возникновения ФФН у детей можно отнести следующие:

  • Патологические изменения в онтогенезе плода в период внутриутробного развития речевых зон коры головного мозга или формирования органов речи. Особенно выражено это при нарушениях в строении артикуляционного аппарата, когда ребенок рождается с готическим небом, заячьей губой, волчьим небом и другими патологиями.
  • Родовые травмы, сюда также относится асфиксия плода, неправильное положение щипцов в момент, когда врач направляет плод, длительные, осложненные роды. В результате может быть нарушена работа речевых центров.
  • Перенесенные в раннем детстве вирусные, соматические или инфекционные заболевания.
  • Социальные факторы, способствующие развитию ФФН: педзапущенность, психологическая травма, испуг, неблагоприятное для развития речи окружение (глухота у родителей, отсутствие эмоциональной связи матери с ребенком) и многое другое.

Признаками нарушения фонематического восприятия являются:

  • нарушение дифференциации звуков на слух;
  • нарушения звукопроизношения (смешения и замены звуков, зачастую нетипичные);
  • нарушения звуковой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков);
  • нарушения слоговой структуры слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение слогов);
  • снижение слухоречевого внимания и слухоречевой памяти.

Исходя из понимания механизмов, симптомов, сопутствующих и вторичных нарушений, можно выделить следующие этапы коррекционной работы:

  1. развитие слухового внимания;
  2. различение неречевых звуков: бытовых, природных и музыкальных;
  3. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
  4. различение длительности звукового стимула;
  5. различение слов, близких по звуковому составу;
  6. дифференциация слогов;
  7. дифференциация звуков речи;
  8. навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Коррекционная работа при нарушении фонематического слуха у ребенка

На начальном этапе работы используются песенки Stop and go. Это могут быть как уже готовые произведения, так и любые музыкальные композиции, которые можно ставить на паузу с разными интервалами времени. Также музыку можно заменить музыкальным инструментом. Все упражнения строятся по принципу «от простого к сложному» - сначала, например, ребенку дается инструкция: «Беги, пока играет музыка», затем: «Когда звучит музыка, иди и на каждый шаг хлопай в ладоши над головой», затем можно подключить развитие слуховой памяти: «когда слышишь барабан – беги, когда слышишь колокольчик – иди».

Различение неречевых звуков: бытовых, природных и музыкальных также происходит в игре, как и вся учеба в дошкольном возрасте. Сначала с визуальной опорой отгадываем, какой инструмент звучал, а затем без нее. Далее можно подключать развитие чувства ритма. Сначала мы, по традиции, выстраиваем визуально-ритмический ряд («Если слышишь ксилофон, клади красный кружок, если барабан – синий»), затем ребенок сам удерживает ритм по этой моторной программе. Более сложный процесс – удержание неоднородного ритма на одном инструменте. В этом случае логопед начинает строить визуально-ритмический ряд сам, ребенку необходимо закончить его, а затем простучать ритм: 2 – 1, 1 – 2.

Опущу игры на развитие высоты, силы и тембра голоса. Их я предоставлю вам в посте. Перейдем к различению слов, сходных по звуковому составу

Перед вами несколько человечков, а у вас в руках цветные кружочки. Как вы можете заметить, их цвета соответствуют цветам шапочек наших человечков. Сейчас каждый человечек назовет картинку, она одна на всех, а в должны поднять тот кружок, который соответствует шапочке правильно сказавшего человечка. Игра на слайде

Съиграем еще в одну игру. Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

Отругала мама зайку —
Не надел под свитер ГАЙКУ.

(МАЙКУ)

В ней всего-то три окна,
И за елкой не видна.
Хоть бела, но маловата
Небольшая наша ВАТА.

(ХАТА)

Много снега во дворе —
Едут ТАНКИ по горе.

(САНКИ)

Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.

(БУДКЕ)

Пес Барбос совсем не глуп,
Но не хочет рыбный ДУБ.

(СУП)

Посмотрите в воду сами -

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный ДОМ.

(СОМ)

Когда поранишь ты колено,
То покупаешь непременно,
Уверенный, что все пройдет,
Коричневую жидкость — МЁД.

(ЙОД)

Не случайно у сестрички

С ФАНТИКАМИ две косички.

(БАНТИКАМИ)

Играя со слогами и звуками, мы развиваем и память, и внимание, и непосредственно речевой слух ребенка. К примеру, кладем перед ребенком 3 кусочка теста или пластилина: «Запоминай: этот кусок – ПА, этот – ПО, этот – БА. Дави туда, где было БА»

 

Инструкция: запоминай: нос – это А, подбородок – это О, щека – это У.  Тяни язык туда, где было О

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания
ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в кото-
ром ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком,
другим оговоренным движением.

Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-
О-Э и т. д.

Звуковой анализ и синтез необходим каждому ребенку для овладения письмом и чтением. Вся предыдущая работа готовит ребенка к этому анализу, но также необходимо познакомить ребенка с понятиями «начало», «середина», «конец». Например, поставить в ряд игрушки: «Кто в начале? Кто в середине? А кто в конце»

Далее можно предложить следующие игры (на слайде пример)

Оборудование: в ряд лежат разные по размеру и фактуре мячи, корзина.

инструкция: я называю слово, если в нем есть звук П, то клади мяч в корзину, если нет, то толкай ногой.

Оборудование: 10 стаканов (пластиковых, к примеру)

Инструкция: я называю слово, если в нем есть звук Г, то стакан переворачивай. Если нет этого звука, то клади на бок.

Оборудование: три молнии для одежды разной длины

Инструкция: где спрятался звук А в слове «аист»?

Ребенок должен закрыть/открыть молнию. Для решения параллельных задач: Пой звук а громко, если молния длинная, пой тихо, если молния короткая.

Как видите, для того чтобы быть успешным, ребенку необходимо приложить очень много усилий. И наша помощь ему необходима. Параллельно с логопедической работой по развитию или коррекции речевого слуха, необходимо комплексное развитие ребенка. Я имею в виду физическое развитие: игры с мячом, обручем, скакалкой, игры на развитие мышления: лабиринты, «Чего не хватает?», «Найди такой же», пазлы, «Что одинаковое?» и так далее.

Резюмирую. Развитие фонематического слуха крайне важно для коррекции звукопроизношения и успешного обучения письму и чтению. Это развитие проходит в несколько этапов и требует системного подхода в коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематических процессов для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа

Занятие направлено на закрепление навыка чёткого произношения звука [ Рь ] в словах и предложениях, развитие фонематических процессов....

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Консультация для родителей "Игры и игровые приемы, используемые для развития фонематических процессов у детей с ОНР"

Приведены игры и упражнения для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....

Формирование и развитие фонематических процессов у детей с ТНР через игровые технологии и приемы в образовательной области «Физическое развитие»

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством...