Консультация для родителей «Нужен ли вам логопед? Артикуляционные сказки»
консультация (младшая группа)

Арькова Наталья Геннадьевна

 Данная консультация направлена на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевых норм и развития артикуляционной моторики детей 3-4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Нужен ли вам логопед? Артикуляционные сказки»

Консультация для родителей

«Нужен ли вам логопед? Артикуляционные сказки»

Добрый день, уважаемые родители. Многие из вас регулярно задают себе вопрос: правильно ли развивается мой ребенок? Сегодня мы попробуем на него ответить.

В возрасте 3-4 лет речь детей развивается особенно интенсивно: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутой становится фразовая речь.

В этом возрасте у ребёнка накапливается определенный словарный запас, состоящий преимущественно из существительных и глаголов, появляются прилагательные, наречия и другие части речи. В своей речи ребёнок начинает использовать предлоги, союзы, местоимения, притяжательные прилагательные (папина машина, мамина чашка). Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (используют имена существительные во множественном числе, в винительном и родительном падеже и т.д.).

Но ещё возможны речевые ошибки в окончаниях при согласовании существительных и прилагательных, при изменении глаголов по лицам и числам и др. Количество слов, которыми ребёнок пользуется в повседневной речи, может насчитывать от 1500 до 2000 слов.

Ребёнок в возрасте 3-4 лет начинает пользоваться развёрнутыми фразами, состоящими из 3-х, 4-х и более слов. В речи преобладают простые распространенные предложения.

Возраст 3-4 лет психологи называют возрастом почемучек. Детям интересно всё, что их окружает и происходит вокруг. Поэтому главной отличительной особенностью развития речи в этом возрасте является вопросительная конструкция: почему? как? зачем? Что будет, если? При этом родителям важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но максимально понятного и краткого, так как малыши ещё не могут внимательно выслушивать длинные объяснения. К. И. Чуковский охарактеризовал этот период «гениальной лингвистической одарённостью»: малыши активно занимаются словотворчеством, создавая самые необычные слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочинять стихи, часто понятные только им самим.

Речь детей носит ситуативный характер. Детям в этом возрасте сложно самостоятельно описать содержание сюжетной картинки. Чаще они называют предметы, действующие лица, или перечисляют действия, которые они совершают.

Артикуляционная моторика у детей данной возрастной группы улучшается. Дети меньше «сюсюкают», но ещё возможны фонетические нарушения, не требующие специальной коррекции. Например, недостаточно чёткое произношение шипящих и свистящих звуков, [ц], [ч], отсутствие или замены звуков [л], [р] («ыба» - рыба, «ёдка» - лодка). До 4-х лет возможны перестановки слогов в слове или сокращение структуры слова («масалёт» - самолёт, «весипед» - велосипед).

В возрасте 3-4 лет дети активно копируют речь взрослого. Поэтому очень важно, чтобы дети слышали правильную речь окружающих его членов семьи. Нельзя «сюсюкать» с ребёнком, это может надолго задержать развитие правильного звукопроизношения.

Как правило, вредным для ребенка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искаженному звукопроизношению взрослых членов семьи. Развитию речи детей наносит вред и постоянное общение с людьми, у которых неясная, слишком торопливая речь или с диалектными особенностями. Не всегда хорошо сказывается на развитие речи детей двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой. Двуязычие в семье может стать причиной задержки речевого развития (ЗРР).

Обобщив вышесказанное, можем отметить, что к четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим. Ребёнок активно пользуется фразовой речью.

Итак, в каких же случаях необходимо обратиться за консультацией к логопеду?

  1. Если в 3–4  года у ребёнка отсутствует фразовая речь. В активном лексиконе малыша насчитывается менее 1000 слов.
  2. Речь ребёнка не понятна окружающим (часто «сюсюкает», «каша во рту», глотает окончания и т.п.)
  3. Говорит очень быстро на вдохе, наблюдается заикание или запинки в речи.
  4. Выраженные нарушения строения и подвижности органов артикуляции (асимметрия губ, языка, повышенное слюнотечение, межзубное произношение большинства звуков, недостаточная подвижность языка: ребёнок не может вытянуть язык вперед, повернуть влево, вправо, поднять вверх и т.д.)

Следующим вопросом после «все ли в порядке?» стоит «что делать?». Мы с вами уже обсуждали пользу артикуляционной гимнастики, но сегодня я хотела бы познакомить вас с артикуляционными сказками. Как вы думаете, почему именно сказки?... Конечно,  3-4хлетним детям легче и приятней послушать сказку и выполнить задания вместе с главным героем, чем просто перед зеркалом делать упражнения. Это противоречит всем нормам и правилам.

Итак, внимание на экран. Сказка (читается артикуляционная сказка Т.В. Мецлер)

А чтобы дома вы чаще обращались к этой сказке, предлагаю вам ее бумажный вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нужен ли ребенку дневной сон"

Советы для родителей о пользе дневного сна....

Консультация для родителей "Нужен ли ребенку дневной сон"

Нужен ли ребенку дневной сон? Дневной сон – это физиологическая потребность ребёнка, необходимая для его нормального развития. Дети в возрасте одного года обычно спят днем не менее двух раз. В среднем...

консультация для родителей "Нужен ли ребенку дневной сон?"

Советы для родителей о пользе дневного сна...

Консультации для родителей "Нужен ли ребёнку дополнительный выходной?"

В последнее время многие психологи, педиатры, педагоги стали предлагать родителям сделать своему ребёнку дополнительный выходной среди недели, либо в конце. Для чего?Попытаемся в этом разобраться....

Консультация для родителей "Нужен ли дома ребёнку игровой уголок?"

Игровой уголок - личное пространство ребёнка...

Консультация для родителей на тему: «Упражнения развивающие артикуляционную моторику и артикуляционный праксис»

Упражнения для тренировки различных типов выдоха, способствующие формированию правильного речевого дыхания...