Речевое развитие ребенка 5-6 лет.
консультация (старшая группа)

Сережкина Ольга Алексеевна

Речь ребенка в 5-6 лет: нормы

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над  своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный  запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

В этом вам помогут следующие упражнения:

Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.

Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).

Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)

«Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка - угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.

Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи - это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи.

Лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе.

 

Упражнения для развития речи ребенка 5 лет:
1) продолжи ряд:
груша, яблоко...
репка, картошка...
стул, диван...
роза, мак...
стул, шкаф... 
воробей, синица...
коза, баран... 
чашка, блюдце... 
шорты, майка... 
тапочки, сапоги... 
черника, малина...
2) назови одним словом:
рубашка, майка, свитер, брюки - это ... 
сандалии, ботинки, сапоги - это ... 
картошка, капуста, свекла - это ... 
щука, карась, ерш - это ... 
ромашка, пион, лилия - это ... 
кровать, тумбочка, стол - это ... 
яблоко, груша, банан - это ... 
стакан, тарелка, блюдо - это ...
   Давайте малышу возможность поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно. Например, показывая картинку с изображением мухомора, объявите, что это полезный гриб. Придайте словам оттенок сомнения: "Это полезный гриб, да? Он, кажется, мухомором называется?" И с удовлетворением услышите реакцию: "Да, это мухомор. Но он вредный, его нельзя есть!" Ведь вы знакомили малыша с этой информацией, и в лесу, на прогулке не раз демонстрировали мухомор. Пробует ребенок и определить лишний предмет. Конечно, лучше начинать работу с картинок, потому что на слух выполнить задание гораздо сложнее... Пусть ребенок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовет его:
карась, сом, утка; 
яблоко, лимон, репа; 
стол, часы, диван; 
кольцо, бусы, панамка; 
огурец, апельсин, помидор; 
ворона, кот, орел; 
автобус, поезд, лошадь; 
гвоздика, дуб, береза; 
корова, жук, коза.
   С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете:
"Бабочка плавает, а рыбка летает". 
"Утка квакает, а лягушка крякает". 
"Волк мычит, а корова воет". 
"Лопата пилит, а пила копает". 
"Мышка рычит, а медведь пищит". 
"Метла рубит, а топор подметает". 
"Огонь льется, а вода горит". 
"Ветер падает, а снег дует". 
"Врач учит, а учитель лечит". 
"Гусь кудахчет, а курица гогочет".
   Или постройте задание по-другому:
"Арбуз деревянный, а ящик спелый". 
"Ножик сладкий, а груша острая".
"Вода длинная, а дорога горячая". 
"Варенье мягкое, а кресло вкусное". 
"Рука вареная, а картошка сильная". 
"Стол вкусный, а сок железный". 
"Ребенок каменный, а пол маленький". 
"Море стеклянное, а окно глубокое". 
"Шуба речная, а рыба меховая".
   Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении:
Да-да-да - в доме кончилась во... (да). 
Ши-ши-ши - прибежали малы... (ши). 
Ла-ла-ла - я на лодочке плы... (ла). 
Ан-ан-ан - мы купили бара.... (бан). 
Бе-бе-бе - поиграем на тру... (бе). 
Ва-ва-ва - во дворе растет тра... (ва). 
Но-но-но - стало в комнате тем... (но) 
Га-га-га - у меня болит но... (га). 
Со-со-со - отвалилось коле... (со). 
Ко-ко-ко - мы, поедем дале... (ко). 
Ам-ам-ам - я тебе цветок от... (дам). 
Ут-ут-ут - нас уже домой зо... (вут). 
Ым-ым-ым - из трубы выходит... (дым). 
Ду-ду-ду - книгу в шкафчик я кла... (ду). 
За-за-за - на лугу стоит ко... (за). 
Бы-бы-бы - собирали мы гри... (бы). 
Ли-ли-ли - мы кота домой ве... (ли). 
Ма-ма-ма - это новые до... (ма). 
Гу-гу-гу - я по улице бе... (гу).
   Когда вы играете с ребенком, между вами идет диалог. На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребенка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений. Приготовьте картинки, изображающие какие-нибудь события, по ним удобно составить рассказ. Например, времена года. Причем на картинках должна быть изображена не только природа, но и люди. Ребенок рассказывает, какая погода бывает, каковы главные признаки определенного времени года, как ведут себя люди.
   Высшим пилотажем использования картинок будет составление объемистого рассказа по серии сюжетных картинок. Вначале вы помогаете разложить их по порядку, ну, а затем малыш справляется с этим самостоятельно. В качестве картинок сгодятся и открытки, и даже фотографии.

Кто или что это?
Пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится. (Кот)
Зубастая, в озере живет, всем рыбам гроза. (Щука)
Хозяин лесной, медком увлекается, а на зиму спать ложится. (Медведь)
Всех в лесу боится, а шубку несколько раз в год меняет. (Заяц)
На цветы садится, угощается, сама на цветок похожа. (Бабочка)
Без него не порисуешь, не попишешь, сломается - точить надо. (Карандаш)
Чтобы чаю попить, во что нужно его налить? (Чашка)
Деревянный, высокий, вместительный, без него не обойдешься -- некуда будет вещи положить. (Шкаф)
Острый, железный, режет все, что можно, будь с ним осторожней. (Нож)

Игра в поиск спрятанного предмета тут тоже будет к месту. Или можете сложить кучкой несколько предметов в одном месте (на столе), а один отдельно (под креслом). Пусть малыш перечислит их, точно указав, где что находится. Ну, а если ребенок будет, слушая стихотворение, заканчивать строчку (используя различные формы слов, а, значит, окончания) - вы проводите с ним грамматический тренинг.
У норы добычи ждет, 
Притаившись, серый кот
Мышь осталась без хвоста, 
Вырываясь от кота
А теперь и за версту 
Не приблизится к коту.
Крыса старая - и та, 
Видя грозного кота
Удерет в нору под дом, 
Чтоб не встретиться с котом
Там дрожит и в темноте 
Вспоминает о коте.
(А. Грачев)

Пора нам поговорить о звукопроизношении, оно тоже становится все лучше и лучше. Вообще к пяти годам ребенок уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как "ш" и "ж", "л" и "р", "ч" и "щ". Впрочем, возможна ситуация, когда ребенок не всегда правильно произносит звуки, особенно в трудных, многосложных словах.
К пяти годам малыш прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги. Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и т. п., то можно уже предложить ребенку выполнять специальные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Только проводить эту работу нужно легко, без напряжения, небольшими порциями, не утомляя маленького ученика.
   Примеры таких упражнений:
"трубочка" - сделать губы трубочкой;
"улыбочка" - растянуть губы в улыбке;
"хоботок" - вытянуть губы хоботком и сжать;
"причесать" верхними зубами нижнюю губу;
"причесать" нижними зубами верхнюю губу;
"воронка" - втянуть губы в рот;
"полоскание" - надуть щеки и "полоскать" рот воздухом;
"пушка" - надуть щеки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы;
"пробка" - надуть щеки, резко разомкнуть губы;
"уколы" - колоть щеки изнутри кончиком языка;
"лопатка" - открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу;
"иголка" - открыть рот, выдвинуть узкий язык вперед;
"чашечка" - широко открыть рот, поднять кверху переднюю часть и боковые края языка, не касаясь зубов;
"грибок" - открыть рот и присосать язык к небу;
"столбик" - открыть рот, кончик языка упереть в область за верхними зубами и подержать несколько секунд;
"маятник" - рот приоткрыть, улыбнуться и передвигать кончик языка из одного угла рта в другой;
"качели" - открыть рот, языком тянуться по очереди к носу и к подбородку;
"варенье" - рот полуоткрыть, облизывать кончиком языка губы по очереди;
"лошадка" - открыть рот, присосать язык к небу, пощелкать несколько раз.

Не забываем о слуховом внимании. Ведь ребенку по силам уже заметить, чем похожи могут быть слова, которые произносят окружающие, и чем слова могут различаться. Прислушайтесь к речи малыша, не слышно ли там попыток рифмовать слова? Если есть такие попытки, давайте использовать это и включать рифмовки в наши занятия. Не стоит смеяться над поэтическими опытами вашего ребенка. Малыш пытается сочинять, он слышит, чувствует созвучные слова, а, значит, различает звуки, прислушивается к ним. Предлагаем варианты для рифмовок, попроще и посложнее:
кол - (пол) 
дал - (мал) 
был - (мыл) 
том - (дом)
Даша - (Маша) 
пилка - (вилка) 
кучка - (тучка) 
ложки - (ножки).

К пяти годам малыш узнает на слух звук в слове, может подбирать слово на звук, который вы задаете. Допустим, недостаточно чисто произносится звук "ш". Приготовили картинки с изображением, к примеру, шапки, шарика, пушки, карандаша. И пусть малыш называет предметы, которые видит на картинках и старается слегка выделить "ш" интонацией: "Шшапка.."..

Итоги:
Итак, к пяти годам ваш малыш:
- Обладает словарным запасом около 3000 слов.
- Знает свой адрес.
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Умеет пересказывать.
- Правильно произносит практически все звуки.
- Определяет право - лево у себя, но не у других.
- Знает простые антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий).
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
- Считает до десяти.
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_24.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Речь ребенка в 5-6 лет: нормы

В норме ребенок 5-6 лет имеет богатый словарный запас (до 2500-3000 слов), может придумать рассказ по картинке или на заданную тему, пересказать услышанное (не всегда точно). Активно используются обобщающие слова (цветы, деревья, животные и так далее), в предложениях встречаются все части речи (существительное, прилагательное, глагол, числительные, местоимения, союзы, предлоги, частицы, междометия, наречие, а также причастные и деепричастные обороты).

Ребенок часто проговаривает действия или мысли персонажей во время игры, а также начинает задумываться над  своей речью, может придумывать «свои» слова. В этом возрасте дети быстро запоминают и рассказывают стихи, рассказы.

Как развивать речь у ребенка 5 лет

Основная задача родителей на возрастном этапе ребенка 5-6 лет – развивать связную, логичную речь. Для этого необходимо расширять словарный  запас (включать в обиход эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы), развивать умение точно и логично пересказывать сюжет, формировать грамотную речь (особенно, правильное склонение по числам, падежам, ударение, уместное употребление предлогов).

В этом вам помогут следующие упражнения:

Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.

Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).

Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)

«Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка - угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»

Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.

Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».

Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи - это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.

Очень важно, чтобы при совместном чтении ребенок был вовлечен в процесс и понимал то, что вы ему читаете. Поэтому обязательно объясняйте значение новых слов и пословиц.

А чтобы новые слова и фразы прочно вошли в активный словарь ребенка, первое время придется самим включать их в свою речь при соответствующей ситуации.

Также стоит отметить, что ребенок копирует речь взрослых. Поэтому если родители неверно склоняют существительные и неправильно ставят ударения, скорее всего ребенок будет повторять эти же ошибки. Следите за правильностью и богатством своей речи.

Лучшее средство для развития речи ребенка любого возраста — это полноценное общение с родителями: совместные наблюдения за природой и происходящим вокруг, обсуждение ситуаций и прочитанного, придумывание своих историй и другие интересные занятия вместе.

 

Упражнения для развития речи ребенка 5 лет:
1) продолжи ряд:
груша, яблоко...
репка, картошка...
стул, диван...
роза, мак...
стул, шкаф... 
воробей, синица...
коза, баран... 
чашка, блюдце... 
шорты, майка... 
тапочки, сапоги... 
черника, малина...
2) назови одним словом:
рубашка, майка, свитер, брюки - это ... 
сандалии, ботинки, сапоги - это ... 
картошка, капуста, свекла - это ... 
щука, карась, ерш - это ... 
ромашка, пион, лилия - это ... 
кровать, тумбочка, стол - это ... 
яблоко, груша, банан - это ... 
стакан, тарелка, блюдо - это ...
   Давайте малышу возможность поправить вас, заметить ошибки, сказать правильно. Например, показывая картинку с изображением мухомора, объявите, что это полезный гриб. Придайте словам оттенок сомнения: "Это полезный гриб, да? Он, кажется, мухомором называется?" И с удовлетворением услышите реакцию: "Да, это мухомор. Но он вредный, его нельзя есть!" Ведь вы знакомили малыша с этой информацией, и в лесу, на прогулке не раз демонстрировали мухомор. Пробует ребенок и определить лишний предмет. Конечно, лучше начинать работу с картинок, потому что на слух выполнить задание гораздо сложнее... Пусть ребенок покажет на лишний, неподходящий предмет и назовет его:
карась, сом, утка; 
яблоко, лимон, репа; 
стол, часы, диван; 
кольцо, бусы, панамка; 
огурец, апельсин, помидор; 
ворона, кот, орел; 
автобус, поезд, лошадь; 
гвоздика, дуб, береза; 
корова, жук, коза.
   С удовольствием ваш малыш будет поправлять вас, когда вы скажете:
"Бабочка плавает, а рыбка летает". 
"Утка квакает, а лягушка крякает". 
"Волк мычит, а корова воет". 
"Лопата пилит, а пила копает". 
"Мышка рычит, а медведь пищит". 
"Метла рубит, а топор подметает". 
"Огонь льется, а вода горит". 
"Ветер падает, а снег дует". 
"Врач учит, а учитель лечит". 
"Гусь кудахчет, а курица гогочет".
   Или постройте задание по-другому:
"Арбуз деревянный, а ящик спелый". 
"Ножик сладкий, а груша острая".
"Вода длинная, а дорога горячая". 
"Варенье мягкое, а кресло вкусное". 
"Рука вареная, а картошка сильная". 
"Стол вкусный, а сок железный". 
"Ребенок каменный, а пол маленький". 
"Море стеклянное, а окно глубокое". 
"Шуба речная, а рыба меховая".
   Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении:
Да-да-да - в доме кончилась во... (да). 
Ши-ши-ши - прибежали малы... (ши). 
Ла-ла-ла - я на лодочке плы... (ла). 
Ан-ан-ан - мы купили бара.... (бан). 
Бе-бе-бе - поиграем на тру... (бе). 
Ва-ва-ва - во дворе растет тра... (ва). 
Но-но-но - стало в комнате тем... (но) 
Га-га-га - у меня болит но... (га). 
Со-со-со - отвалилось коле... (со). 
Ко-ко-ко - мы, поедем дале... (ко). 
Ам-ам-ам - я тебе цветок от... (дам). 
Ут-ут-ут - нас уже домой зо... (вут). 
Ым-ым-ым - из трубы выходит... (дым). 
Ду-ду-ду - книгу в шкафчик я кла... (ду). 
За-за-за - на лугу стоит ко... (за). 
Бы-бы-бы - собирали мы гри... (бы). 
Ли-ли-ли - мы кота домой ве... (ли). 
Ма-ма-ма - это новые до... (ма). 
Гу-гу-гу - я по улице бе... (гу).
   Когда вы играете с ребенком, между вами идет диалог. На пятом году жизни 
ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть доступным становится связное высказывание. Сделать монолог для ребенка привычным помогут картинки. На первых порах нужно стараться получить рассказ по картинке хотя бы из нескольких предложений. Приготовьте картинки, изображающие какие-нибудь события, по ним удобно составить рассказ. Например, времена года. Причем на картинках должна быть изображена не только природа, но и люди. Ребенок рассказывает, какая погода бывает, каковы главные признаки определенного времени года, как ведут себя люди.
   Высшим пилотажем использования картинок будет составление объемистого рассказа по серии сюжетных картинок. Вначале вы помогаете разложить их по порядку, ну, а затем малыш справляется с этим самостоятельно. В качестве картинок сгодятся и открытки, и даже фотографии.

Кто или что это?
Пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится. (Кот)
Зубастая, в озере живет, всем рыбам гроза. (Щука)
Хозяин лесной, медком увлекается, а на зиму спать ложится. (Медведь)
Всех в лесу боится, а шубку несколько раз в год меняет. (Заяц)
На цветы садится, угощается, сама на цветок похожа. (Бабочка)
Без него не порисуешь, не попишешь, сломается - точить надо. (Карандаш)
Чтобы чаю попить, во что нужно его налить? (Чашка)
Деревянный, высокий, вместительный, без него не обойдешься -- некуда будет вещи положить. (Шкаф)
Острый, железный, режет все, что можно, будь с ним осторожней. (Нож)

Игра в поиск спрятанного предмета тут тоже будет к месту. Или можете сложить кучкой несколько предметов в одном месте (на столе), а один отдельно (под креслом). Пусть малыш перечислит их, точно указав, где что находится. Ну, а если ребенок будет, слушая стихотворение, заканчивать строчку (используя различные формы слов, а, значит, окончания) - вы проводите с ним грамматический тренинг.
У норы добычи ждет, 
Притаившись, серый 
кот
Мышь осталась без хвоста, 
Вырываясь от 
кота
А теперь и за версту 
Не приблизится к 
коту.
Крыса старая - и та, 
Видя грозного 
кота
Удерет в нору под дом, 
Чтоб не встретиться с 
котом
Там дрожит и в темноте 
Вспоминает о 
коте.
(А. Грачев)

Пора нам поговорить о звукопроизношении, оно тоже становится все лучше и лучше. Вообще к пяти годам ребенок уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как "ш" и "ж", "л" и "р", "ч" и "щ". Впрочем, возможна ситуация, когда ребенок не всегда правильно произносит звуки, особенно в трудных, многосложных словах.
К пяти годам малыш прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги. Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и т. п., то можно уже предложить ребенку выполнять специальные 
упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Только проводить эту работу нужно легко, без напряжения, небольшими порциями, не утомляя маленького ученика.
   Примеры таких упражнений:
"трубочка" - сделать губы трубочкой;
"улыбочка" - растянуть губы в улыбке;
"хоботок" - вытянуть губы хоботком и сжать;
"причесать" верхними зубами нижнюю губу;
"причесать" нижними зубами верхнюю губу;
"воронка" - втянуть губы в рот;
"полоскание" - надуть щеки и "полоскать" рот воздухом;
"пушка" - надуть щеки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы;
"пробка" - надуть щеки, резко разомкнуть губы;
"уколы" - колоть щеки изнутри кончиком языка;
"лопатка" - открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу;
"иголка" - открыть рот, выдвинуть узкий язык вперед;
"чашечка" - широко открыть рот, поднять кверху переднюю часть и боковые края языка, не касаясь зубов;
"грибок" - открыть рот и присосать язык к небу;
"столбик" - открыть рот, кончик языка упереть в область за верхними зубами и подержать несколько секунд;
"маятник" - рот приоткрыть, улыбнуться и передвигать кончик языка из одного угла рта в другой;
"качели" - открыть рот, языком тянуться по очереди к носу и к подбородку;
"варенье" - рот полуоткрыть, облизывать кончиком языка губы по очереди;
"лошадка" - открыть рот, присосать язык к небу, пощелкать несколько раз.

Не забываем о слуховом внимании. Ведь ребенку по силам уже заметить, чем похожи могут быть слова, которые произносят окружающие, и чем слова могут различаться. Прислушайтесь к речи малыша, не слышно ли там попыток рифмовать слова? Если есть такие попытки, давайте использовать это и включать рифмовки в наши занятия. Не стоит смеяться над поэтическими опытами вашего ребенка. Малыш пытается сочинять, он слышит, чувствует созвучные слова, а, значит, различает звуки, прислушивается к ним. Предлагаем варианты для рифмовок, попроще и посложнее:
кол - (пол) 
дал - (мал) 
был - (мыл) 
том - (дом)
Даша - (Маша) 
пилка - (вилка) 
кучка - (тучка) 
ложки - (ножки).

К пяти годам малыш узнает на слух звук в слове, может подбирать слово на звук, который вы задаете. Допустим, недостаточно чисто произносится звук "ш". Приготовили картинки с изображением, к примеру, шапки, шарика, пушки, карандаша. И пусть малыш называет предметы, которые видит на картинках и старается слегка выделить "ш" интонацией: "Шшапка.."..

Итоги:
Итак, к пяти годам ваш малыш:
- Обладает словарным запасом около 3000 слов.
- Знает свой адрес.
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Умеет пересказывать.
- Правильно произносит практически все звуки.
- Определяет право - лево у себя, но не у других.
- Знает простые антонимы (большой - маленький; твердый - мягкий).
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
- Считает до десяти.
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Автор: Сережкина О.А.

Источник:

https://superlogoped.com/rech-rebenka-v-5-6-let


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

«Речевая готовность детей к школе. Взаимодействие МДОУ и семьи в коррекции речевого развития ребенка»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка с ОНР II речевого развития

Маршрут рекомендован учителю-логопеду при коррекционной работе с  детьми с ОНР II уровня речевого развития....

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...