Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.
статья

Ткаченко Лиана Валерьевна

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает каждое блюдо перед тем, как попробовать? Закрывает уши руками в шумном месте, боится ходить по ступенькам, ездить на велосипеде. Если ваш ребенок в школе не может сосредоточиться и отвлекается на любой шум, плохо запоминает информацию, не может следить глазами по строчке в учебнике? За всеми этими «странностями», которые обычно предпочитают не замечать или списывают на плохое воспитание, капризы, выкрутасы ребенка, скрывается не что иное, как дисфункция сенсорной интеграции (SPD – sensory processing disorders).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорная интеграция.24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

        Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает каждое блюдо перед тем, как попробовать? Закрывает уши руками в шумном месте, боится ходить по ступенькам, ездить на велосипеде. Если ваш ребенок в школе не может сосредоточиться и отвлекается на любой шум, плохо запоминает информацию, не может следить глазами по строчке в учебнике? За всеми этими «странностями», которые обычно предпочитают не замечать или списывают на плохое воспитание, капризы, выкрутасы ребенка, скрывается не что иное, как дисфункция сенсорной интеграции (SPD – sensory processing disorders).

         Дисфункция сенсорной интеграции - нарушение обработки сенсорной информации. Теория сенсорной интеграции, которая была разработана Джин Айрес, основана на утверждении, что развитие и функции мозга определяются воздействием окружающей среды на организм и, соответственно, ответными реакциями организма на окружающую среду. То, как наш организм принимает и обрабатывает входящую информацию от сенсорных систем: что мы видим, слышим, умеем сохранять равновесие, подносить, не расплескав, стакан ко рту и т.п. - влияет не только на самочувствие, но и на формирование мышления, поведения, общения, овладения бытовыми навыками. Согласитесь, сложно есть блюдо, если оно слишком сильно раздражает ваши обонятельные рецепторы, трудно держать ложку, если мышцы рук не знают с какой силой нужно сжимать ее в руке, а когда ребенок пытается освоить езду на велосипеде — вестибулярная система совершенно не «хочет» помогать держать равновесие.

        Нарушение обработки сенсорной информации может вызывать недоумение из-за множества различных симптомов. Когда центральная нервная система (ЦНС) неэффективна в обработке сенсорной информации, детям трудно функционировать в повседневной жизни. Они могут хорошо выглядеть и обладать превосходным интеллектом, но быть неуклюжими и нерасторопными, боязливыми и замкнутыми (или враждебными и агрессивными).  Нарушение обработки сенсорной информации может влиять не только на то, как они двигаются и учатся, но и на то, как относятся к себе.

         Дж. Айрес были проведены аналитические исследования детей с нарушениями обучаемости и перцептивно-двигательной недостаточностью, и нормативно развивающихся детей. Такие исследования и системный подход помогают осознать связь мозговых процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, позволяют увидеть многие закономерности и корни проблем: поведение, эмоциональное состояние, школьная неуспеваемость и т.п. Дж. Айрес говорит, что в большинстве случаев это не результат недостаточного воспитания ребенка, а задачи, требующие пристального внимания и систематических коррекционных занятий.

        Наиболее распространенные признаки и симптомы нарушения сенсорной интеграции:

- гиперактивность или повышенная отвлекаемость;

- проблемы с поведением (обычно у гиперчувствительных детей, не справляющихся с нестандартной ситуацией, повышенная ранимость ребенка);

- замедленное освоение языка и речевых навыков. Речь и язык зависят от многих процессов, связанных с сенсорной интеграцией, поэтому в случае сбоя на любом из этапов обработки информации процесс развития существенно замедляется;

- мышечный тонус и нарушение координации, трудности ориентации во внешнем пространстве и схеме своего тела (у детей с сенсорной дисфункцией довольно часто встречается низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми или вялыми. Им требуются значительные усилия для того, чтобы удерживать голову или тело в вертикальном положении, поэтому они малоподвижны, быстро устают);

- неспособность играть — нарушение сенсорной интеграции, при которой ребенку сложно или невозможно построить домик, удержать игрушку в руке, произвести с ней определенные манипуляции, складывать мозаику, пазлы, выполнять упражнения на уроках физкультуры и т.д.;

- проблемы с обучением в школе. Чтение, письмо, математика требуют хорошей сенсорной интеграции и предъявляют к мозгу сложные требования.

        Диагностика дисфункции сенсорной интеграции:

проводится в первую очередь, с помощью стандартизированных тестов и вопросников, экспертных шкал наблюдения. Наблюдение за функциональной активностью проводятся как в детском саду/школе, так и дома. После проведения диагностики и определения вместе с родителями и ребенком целей и задач составляется индивидуальная программа.

Ребенок с нарушением процесса обработки сенсорной информации с трудом читает сигналы, поступающие из внешней среды. Он получает сенсорную информацию, но не может организовать правильную реакцию (эффективный адаптивный ответ). Это сказывается на эмоциональной стабильности ребенка и успешности выполнения им жизненных задач, что приводит к понижению его самооценки и уверенности в себе.

        Что же делать родителям если у ребенка обнаружены признаки дисфункции обработки сенсорной информации?

        Прежде всего, не предъявлять к нему завышенных требований, быть терпеливыми, высказывать свое неодобрение в спокойной форме, объясняя, какое поведение приемлемо/неприемлемо в данной конкретной ситуации, не создавать у ребенка негативный образ себя и ощущения непринятия его близкими людьми. Устанавливать дома четкие, простые, понятные правила, поддерживать дисциплину путем поощрения хорошего поведения. Постараться организовать окружающую среду/РППС таким образом, чтобы она помогала упорядочивать поток ощущений и мозговую активность ребенка. Выработать четкий режим дня, поддерживать порядок в комнате (структурировать игрушки, используя для этого прозрачные контейнеры, наклейки, этикетки и т.д.). Обучать и играть с ребенком в те игры, которые направлены на развитие их способности к обработке сенсорной информации, собственной активности, самостоятельности, творческого потенциала.

        Не стоит надеяться на то, что ребенок перерастет имеющиеся у него проблемы. Пластичность мозга со временем снижается, поэтому помощь специалиста по сенсорной интеграции будет тем эффективнее, чем раньше она начнется. А все перечисленные ранее действия родителей будут оказывать дополнительное позитивное влияние и закреплять достигнутые на занятиях со специалистом результаты. Эффективность коррекционной работы определяется тем, начал ли ребенок продуктивнее справляться с ранее непосильными ему жизненными задачами.

        Света Ревич[1] - эрготерапевт, имея многолетний опыт работы, говорит, что и родителям, и детям должно быть понятно, что мы делаем каждый день и в какой последовательности — подробное расписание на день. Это дает чувство стабильности. А также ежедневные занятия: движение, танцы, преодолевание препятствий, зарядки, игры. Когда мы задействуем наши мышцы, суставы, проприоцептивную и вестибулярную системы, чувствуем наше тело — наша тревога снижается, нам легче воспринимать информацию, мы успокаиваемся.

        В большинстве стран сенсорной интеграцией занимаются эрготерапевты, но, также методы сенсорной интеграции в своей работе могут использовать психологи, логопеды, нейропсихологи при условии обучения и получения соответствующего сертификата.

Литература и интернет-ресурсы.

1. Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития».

2. Света Ревич «Сенсорная интеграция в работе логопеда, педагога или психолога».

3. Сайт психологов b17.ru

4. cns-neiro.ru/articles/sensornaya-integratsiya/  

5. https://medaboutme.ru  Сенсорная интеграция: терапия непонятных нарушений развития.

6. Кэрол Сток Крановиц «Разбалансированный ребенок».


[1]        Света Ревич — эрготерапевт, сооснователь Рамот-центр семьи и ребенка (Израиль), имеет степень магистра Хайфского университета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и  явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый  источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...

Рабочая программа развивающих занятий в комнате с сенсорным интерактивным оборудованием – «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»

Рабочая программаразвивающих занятий в комнатес сенсорным интерактивным оборудованием –«Сенсорная комната – волшебный мир здоровья»...

Дисфункции сенсорной интеграции у детей

Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Сенсорная интеграция способствует развитию интеллекта ребенка. Но есть дети с дисфункцией сенсорной интеграции, т.е неспособнос...

Профилактика дисфункции сенсорной интеграции у детей с ТНР

Симптомы дисфункции сенсорной интеграции.  Пути решения этой проблемы (включение элементов сенсорной интеграции в общую систему воспитательной , образовательной и коррекционной работы)....