Дисфункции сенсорной интеграции у детей
консультация по коррекционной педагогике

Гончарова Наталья Владимировна

Весь окружающий мир ребенок и взрослый познает с помощью органов чувств. Сенсорная интеграция способствует развитию интеллекта ребенка. Но есть дети с дисфункцией сенсорной интеграции, т.е неспособностью воспринимать информацию, поступающую от нескольких сенсорных систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Дисфункции сенсорной интеграции у детей»

Что такое сенсорная интеграция? Весь окружающий мир ребенок  и взрослый познает с помощью органов чувств. Представьте… насколько трудной может быть жизнь тех, кто: не видит и не слышит, не может понять того, что слышит или видит, не может анализировать поступающую информацию: тактильную, двигательную, гравитационную  и т.д. От учета сенсорных потребностей зависит наша способность обучаться и правильно поступать в различных ситуациях.

Сенсорная интеграция- это способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию, вырабатывать соответствующую ответную реакцию. Т.е. Это способ нашей нервной системы получать информацию о том, что происходит с нашим телом и окружающей средой – иными словами - это ощущения.

В генах человека заложен базовый уровень сенсорной интеграции, и каждый ребенок имеет определенную способность к дальнейшему ее развитию.

Сенсорная интеграция способствует: развитию интеллекта ребенка, систематизирует знания, которые ребенок получает из внешней среды; подготавливает детей к восприятию мира,  развивает воображение, наблюдение и внимательность, что способствует благоприятной учебной деятельности, развивает различные виды памяти.

Но есть дети с дисфункцией сенсорной интеграции, т.е неспособность воспринимать информацию, поступающую одновременно от нескольких сенсорных систем: зрительной, слуховой, проприоцептивной, вестибулярной, тактильной.

Зрительная система-способность правильно воспринимать, различать, обрабатывать и отвечать на то, что мы видим. Это самый мощный источник информации о внешнем мире.

Слуховая система- информация от звукового окружения, способность правильно воспринимать, обрабатывать и отвечать на звуковую стимуляцию.

Проприоцептивная система – информация, полученная от мышц и суставов о положении тела, весе, давлении, растяжении, движении и изменении позиции.

Вестибулярная система-чувство движения, состояние равновесия, изменение, движение и положение тела в пространстве.

Тактильная система – информация, полученная через кожные рецепторы от прикосновения, давления, температуры, болевого ощущения.

 При этом дисфункция сенсорной интеграции бывает трех основных типов: повышенная чувствительная, пониженная чувствительность и сенсорный поиск. Более общим термином по отношению к сенсорной интеграции является термин «нарушение процесса обработки сенсорной информации».

Чаще всего сенсорные проблемы испытывают дети: с гиперактивностью и дефицитом внимания, ДЦП, РАС, ЗПР, с заболеванием генетического характера ( с-м Дауна, Лежена, Аспергера и др.)

Признаки тактильной дисфункции:

Гиперчувствительность (повышенная чувствительность) –не любит когда, что- то липкое на руках(пластилин, краски); не любит или предпочитает конкретную текстуру одежды; не любит одевать сандалии, перчатки; не любит мочить или подстригать волосы; капля дождя вода из душа или ветер, дующий на шею, может вызвать мучительные ощущения и негативную реакцию/реакцию избегания и т.д.

Гипочувствительность (пониженная чувствительность) - не ощущает, что руки или лицо испачканы, постоянно что-то трогает или чего-то касается - грубо играет со сверстниками - плохо чувствует боль или даже испытывает от нее удовольствие (бьется головой, кусает сам себя, щиплет кожу) и т.д.

Признаки вестибулярной  дисфункции:

Гиперчувствительность- боится встать на ступеньки эскалатора -боится кататься на качелях и на горках - не переносит езду в автомобиле -проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте; может казаться амбидекстром, часто менять руку при раскрашивании, вырезании, письме( не имеет устоявшейся ведущей руки до 4-5 лет).

Гипочувствительность - потребность раскачиваться, качаться, вращаться, прыгать.

Признаки проприоцептивной дисфункции:

Поиск сенсорных переживаний- стремится к  возможности попрыгать,  натыкаться на что-то, свалиться/навалиться; стучит ногами когда сидит, сосет, кусает или хрустит пальцами, любит плотно завернутся в одеяло , при отходе ко сну, любит грубоватые объятия и т.д.

Сложности с упорядочиванием движения – не может оценить, насколько согнуть или растянуть мышцы при выполнении какого - то действия (например, вдеть руку в рукав или залезть куда-то), постоянно ломает игрушки и другие объекты, может сравнивать объекты по весу и т.д.

Признаки визуальной          дисфункции:

Гиперчувствительность- предпочитает темноту, часто закрывает глаза, избегает солнца;

Гипочувствительность- включает и выключает свет, смотрит на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открывает и закрывает двери, его пальцы двигаются перед лицом),  выстраивает вещи в линию, смотрит на предметы, скосив глаза, смотрит на предметы из необычного угла зрения.

Признаки аудильной дисфункции:

Гиперчувствительность- отвлекается на звуки, в норме не замечаемые другими (гудение лампы или холодильника, вентилятора , часов); пугается звука слива унитаза, пылесоса, фена; при неожиданном громком звуке убегает, вскрикивает, закрывает уши руками; может отказаться от музыкальных праздников, кинотеатра и т.д.

Гипочувствительность – не игнорирует на словесное обращение, на обращение по имени; кажется, что сам шумит исключительно ради шума как такового и т. д.

Признаки  дисфункции орального сигнала:

Гиперчувствительность- любит перетертую еду - напитки определенного вкуса, плотности, сильногазированные;

Гипочувствительность - изучает предметы, облизывая и обнюхивая их; любит острые или пересоленные блюда.

Признаки нарушения обонятельной функции:

Гиперчувствительность -отказывается есть какие-то продукты из-за запаха; запахи уборной, пота вызывают сильную негативную реакцию или тошноту; может отказаться от игры в чьем-то доме из-за запаха и т.д.

Гипочувствительность – сложности с различением  неприятных запахов; обнюхивает новые предметы, людей и т. д.

МЕТОДЫ ПОМОЩИ зрительное восприятие Гипо- (недостаточная чувствительность) - необходимо повысить уровень визуальной поддержки. Гипер- (повышенная чувствительность) - убавить флуоресцентное освещение – вместо этого использовать приглушенные цветные лампы - носить солнечные очки (на улице) - создать в классе так называемую «рабочую зону»- пространство или стол с перегородками, которые блокируют визуальные раздражители - использовать затемняющие занавески.

 Методы помощи: тактильное восприятие Гипо- – использовать тяжелые одеяла или спальные мешки Гипер- – необходимо предупредить ребенка, что вы собираетесь к нему прикоснуться, а также всегда подходить к нему спереди – помните, что кому-то объятия причиняют боль, а не приятные ощущения – постепенно представляйте различные текстуры – коробка с разными материалами должна быть в доступе – позволяйте самостоятельно совершать некоторые действия: ( расчесывать волосы) для того, чтобы они могли делать что-то так, как им удобно.

Методы помощи Слуховое восприятие Гипо- – использовать визуальное сопровождение вместо звукового Гипер- – закрывать двери и окна, чтобы избежать внешнего шума – готовиться к походу в шумные места заранее – носить затычки для ушей или наушники – слушать музыку – создать изолированную от шума рабочую зону.

Методы помощи: Обоняние Гипо (пониженная чувствительность) – используйте продукты с резкими запахами Гипер (повышенная чувствительность) – используйте гигиенические средства без запаха, не используйте духов, попробуйте избегать раздражающих запахов настолько, насколько это возможно.

Методы помощи вестибулярная система Гипо- - занимайтесь тренировкой вестибулярного аппарата (используйте игрушечные лошади-качалки, качели, карусели, игры в мяч, поднимайтесь по лестнице, ходите по бордюрам) Гипер- - разделяйте занятия на мелкие, более легкие задания, - используйте визуальные подсказки.

Методы помощи: Проприоцептивная система Ориентация собственного тела в пространстве Гипо- – располагайте мебель по краям комнаты, чтобы было легче ориентироваться – на пол можно наклеить яркую ленту, чтобы обозначить границы – используйте «правило вытянутой руки», чтобы определить комфортное расстояние между людьми Гипер- – используйте упражнения, развивающие мелкую моторику

Целью работы по развитию сенсорной интеграции является обогащение чувств опыта детей, создание связей в головном мозге через сенсорные игры.

Сенсорные игры решают следующие задачи:

— переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка; 

— возникновение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития ребенка; 

— получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире; 

— внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях. 

Что можно использовать в сенсорном уголке:

  мягкие игровые модули, подушки; сухой бассейн, круги, валики и мячи;

для зрительн: цветной шар, зеркало, переливающиеся ткани, бумага, неоновые палочки, карманные фонарики, цветные стёклышки, пластинки и камешки, бусы, пуговицы, калейдоскоп, фольга, елочные мишура и дождик, газовые и шелковые платки различных цветов, разноцветные перья, мыльные пузыри, цветные прищепки;

- звуковая: музыкальный центр с набором кассет и CD дисков, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, бубен, маракасы, музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки, звенящие мячи, погремушки, шумовые банки, звучащие коробочки, свистки, колокольчики, музыкально-дидактические игры

- тактильная: сухой душ из лент, тактильные панно из разнообразных материалов - фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева, игры с различными видами застежек: пуговицами, молниями, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками, сенсорная тропа для ног, ребристый мостик, стол-ванна для песка и воды, пальчиковые бассейны с наполнителями - горох, фасоль, крупы; массажный коврик, различные по фор рме и  степени жесткости кисточки, щётки, губки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмал, крупа, пластилин;

ароматические масла, различные приправы, ароматические палочки, тряпичные куклы, набитые сухими травами.

Таким образом, способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с ОВЗ синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Развитие сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития И.Н. Миненкова Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие С.Е. Гайдукевич и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.

2.Ененкова Л.Н. “Сенсорная интеграция”

3. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация свистящих и шипящих звуков с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В конспекте отражены: программное содержание, оборудование, ход занятия с использованием элементов нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции с приложением презентации занятия....

Профилактика дисфункции сенсорной интеграции у детей с ТНР

Симптомы дисфункции сенсорной интеграции.  Пути решения этой проблемы (включение элементов сенсорной интеграции в общую систему воспитательной , образовательной и коррекционной работы)....

Развитие сенсорной интеграции у детей с ОВЗ.

Многие родители слышали, что сенсорная интеграция полезна для деток с аутизмом, так и для детей с ОВЗ. Известно, что все дети страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность...

Нарушение сенсорной интеграции у детей

Нарушение сенсорной интеграции  представляет собой  нарушение  развития  сенсорной сферы у детей,  что приводит к нарушенипям в поведении . По ссылкам внизу вы  ...

Сенсорная интеграция. Дисфункция сенсорной интеграции.

Что делать с ребенком, который ведет себя нестандартно в, казалось бы, простых, безобидных ситуациях? Как реагировать, когда он за столом зажимает нос и отворачивается от еды, или наоборот, обнюхивает...

Проект по развитию сенсорной интеграции «Развитие речевой деятельности, через сенсорную интеграцию у детей с ограниченными возможностям здоровья»

Проект направлен на сенсорную интеграцию. Использование научно-обоснованных рекомендаций по обучению воспитанников сенсорными играми приводит к тому, что у детей младшего дошкольного возраста формируе...