Кризис 7 лет
статья (подготовительная группа)

Богучарская Елена Вячеславовна

Сущность кризиса 7 лет — в психологических изменениях личности ребенка, развития у него «Внутренней позиции школьника»/»школьная зрелость». Вызван данный возрастной кризис сменой ведущей деятельности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krizis_7_let.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Кризис 7 лет

Мы часто слышим фразы про «финансовый и экономический кризис», «политический кризис» и «возрастной кризис». И, конечно, это не может оставить равнодушным. А ведь кризис – это просто переходный период, перешагнув который, идет скачок развития. Например, переходный период у ребенка от дошкольного возраста к младшему школьному. Столкнувшись с первыми симптомами, не стоит паниковать и думать, что вашего послушного малыша подменили! Вы и ваш ребенок не первые, кто сталкиваетесь с такой ситуацией. Помните, что кризис – это явление временное! В психологии выделяется несколько возрастных кризисов у детей: Кризис новорожденности, Кризис 1 года, Кризис 3 лет, Кризис 7 лет. Кризис подросткового возраста. Кризис семи лет считается наиболее «спокойным» среди них. Но, тем не менее, он не перестает быть кризисным периодом в жизни вашего малыша, когда ему так важна поддержка и внимание со стороны взрослых.

Сущность кризиса 7 лет — в психологических изменениях личности ребенка, развития у него «Внутренней позиции школьника»/»школьная зрелость». Вызван данный возрастной кризис сменой ведущей деятельности ребенка. До этого момента это была игра. Малыш играл не только ради удовольствия, он таким образом познавал мир. Но данная деятельность, как способ познания мира, себя исчерпала, и появилось стремление получать знания путем обучения. Хоть кризис и носит название «7 лет», но на самом деле его возрастные рамки шире – от 6 до 8 лет. Его особенность еще заключается в том, что личностные изменения совпадают со сменой окружающей среды малыша. Ведь именно в этом возрасте происходит поступление в первый класс и все это сочетается с проблемой готовности ребенка к школе.

Анализируя  эти проявления, Л.С.Выготский  объяснил  их утратой    детской    непосредственности,   непроизвольности поведения,        которая  исчезает  как  результат  начинающейся дифференциации внешней и внутренней жизни. Он писал: " Утеря непосредственности  означает  привнесение  в  наши  поступки интеллектуального   момента,  который   вклинивается   между переживанием и непосредственным поступком".

У   6-7-летнего  ребенка,  по  Л.И.Божович,   возникает потребность  в  новой жизненной позиции  и  в  деятельности, обеспечивающей  эту  позицию. Начало  обучения  способствует удовлетворению  этих стремлений. Но то, что  обучение  может быть  отодвинуто  по  времени на год  и  больше  от  момента формирования новой    позиции,    создает возможность возникновения  и  углубления негативных явлений  переходного периода.   Иными  словами,  внутренняя  позиция   входит в противоречие  с  имеющейся  социальной  ситуацией   развития ребенка:  в  глазах  взрослых,  воспитывающих  его,  он  еще маленький и несамостоятельный, а в собственных глазах он уже " взрослый",  способный осуществлять социально  значимую  и оцениваемую деятельность.

Горькая конфета

Негативные, как нам, родителям, кажутся изменения в характере ребенка всегда идут в ногу вместе с положительными. Так, например, у ребенка появляется такая черта, как манерность, кривляние. А с другой стороны, он учится лучше справляться со своими эмоциями. В психологии описан эффект «горькой конфеты», который можно увидеть у детей в старшем дошкольном, младшем школьном возрасте. Был проведен эксперимент. Детей просили достать предмет, не вставая со своего места, что физически сделать было невозможно. А в награду обещали дать конфету. Пока взрослый был рядом, дети не делали попыток подняться со своего места. Затем, экспериментатора срочно куда-то вызывали, и он выходил из комнаты, но через стекло мог продолжать наблюдать за ребенком. Малыши вставали со стула и, взяв предмет, возвращались на место. Когда взрослый вернулся, то, как и обещал, предлагал конфету детям. На что многие стыдились, прятали глаза и даже плакали. Так для них эта конфета стала «горькой». Этот пример говорит о том, что дети утрачивают свою импульсивность. Они могут совладать со своими желаниями (под присмотром никто не вставал, хотя очень хотелось). Но появляется новое желание и потребность – социальное одобрение. Поэтому, когда взрослый предлагает конфету, детям горько, ведь они не выполнили требования взрослого.

Начался процесс усвоения социальных норм. Дети могут обобщить и понять свои чувства: я злюсь, я огорчен, я хочу что-то. Но очень важно признание со стороны взрослых. Отсюда могут появляться следующие желания: «я сделаю, но не скажу, обману» или «я злюсь, но вам не скажу, буду кривляться», потому, что злость часто порицается родителями. Мальчики и девочки примеряют на себя новую роль – позицию школьника.

 Появляется желание почувствовать себя взрослым и признанным. Больше погружаются в половые роли. Мальчики хотят быть больше похожи на взрослых мужчин, могут быть более жесткими, властными, упрямыми. Девочки, наоборот, могут становится мягче, но при этом капризнее и манернее.

Как справиться с кризисом семи лет

Вы заметили, что вашему ребенку надоели все игрушки? Появился познавательный интерес к окружающему? Это еще не повод отдавать его в школу. Предложите ему сходить на какие-нибудь развивающие кружки – танцы, плавание, рисование. Это будет определенным выходом для реализации его учебной потребности. Чтение книг – также прекрасный способ узнать много нового и примерить на себя позицию взрослого школьника. Расскажите ребенку о различных социальных ролях. Поиграйте в игры, примеряя на себя разные роли – «учитель-ученик», «продавец-покупатель», «врач-пациент». Играя, он сможет познакомиться и с социальными нормами и правилами. На данном этапе вашему малышу важно почувствовать себя на «своем месте». Но не только членом семьи, но и членом общества.

Принимайте его чувства. Помните, сейчас ваш ребенок как никогда остро реагирует на критику. Любые чувства – нормальны. А вот поведение и поступки бывают разные. Это разграничение очень важно! И на этом этапе он уже может это понять. Со своими эмоциями порой бывает тяжело справится и взрослым. Поговорите с вашим ребенком, расскажите, что лично вам помогает снять напряжение.

 Ребенок стремится быть более взрослым и самостоятельным. Дайте ему эту свободу в разумных границах. Предложите ему новые занятия и возможности для самореализации. Будет отлично, если, например, какая-то работа по дому будет «прикреплена» за ним. Ведь он уже, как совсем большой, может сам убирать свою комнату или подметать пол. Ценность отношений ребенка со сверстниками в данный период резко возрастает. Родители, как никто другой, лучше всех знают своего ребенка. Помогите ему наладить контакт, научите правилам совместных игр. Если ваш ребенок что-то не поделил со сверстником, дайте ему возможность самому решить ситуацию. Или подскажите, как это сделать, не решая все за него. Посмотрите видео «Кризис семи лет: в чем его главная особенность»: Дорогие родители, помните, что особенность кризиса – это еще и прекрасная возможность для личностного роста вашего малыша. Будьте внимательны друг к другу, и этот период пройдет более гладко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....