Консультация для родителей на тему «Речевые нарушения»
консультация

Новоселова Татьяна Александровна

      Назначение консультации - помочь родителям разобраться в причинах, предрасполагающих к появлению нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_narusheniya.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

на тему

«Речевые нарушения»

образовательная область

 «Речевое развитие»

Подготовила:

Новоселова Татьяна Александровна,

учитель-логопед

Рубцовск, 2022 год

Цель: углубление знаний родителей о видах речевых нарушений, причинах их возникновения.

До недавнего времени неправильности звукопроизношения у детей до 5-6 лет рассматривались как «возрастные» и объяснялись только физиологической незрелостью речевого аппарата ребенка. А поскольку все без исключения маленькие дети говорят неправильно, то до достижения ими 5-ти летнего возраста особого беспокойства о состоянии их звукопроизношения окружающие взрослые не проявляют.

За последние годы значительно возрос процент детей, имеющих сложные речевые нарушения. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей. Такие показатели требуют самого серьезного внимания родителей и работников ДОУ к состоянию звукопроизношения у детей, начиная с раннего возраста. Это крайне важно еще и потому, что дефекты в произнесении звуков нередко затрудняют овладение грамотой и приводят к появлению специфических нарушений письма (а сейчас у нас более половины детей приходят в школу с такими дефектами).

Уже с двухлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух, однако, правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания речеслухового. Эта незрелость выражается в том, что движения речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка дошкольного возраста еще недостаточно развиты, неловки. А значит, выполнение «тонких» движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков, ему недоступно.

Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе подражания речи взрослых. К 3-4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и «подтягивает» свое произношение к образцу. Хорошо, если образец действительно правильный, потому что в противном случае ребенок скопирует дефектную артикуляцию. Именно этим и объясняются нередкие случаи «семейной картавости» и других «семейных» дефектов звукопроизношения, которые родители пытаются объяснить наследственностью.

В чем же причина возникновения речевых нарушений?

  • осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.
  • особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение или вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
  • заболевания ребенка впервые два года жизни: дизентерия и другие желудочные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения или ушибы мозга.
  • влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание и даже двуязычие в семье.

Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

Одной из причин может быть неправильное строение речевого аппарата. Например, картавое Р не всегда, но часто возникает из-за короткой уздечки языка (подъязычной связки). Ребенок в этих случаях не имеет возможности поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтому вынужден произносить этот звук горлом.

Произношение свистящих и шипящих звуков часто страдает из-за неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющего обеспечить необходимое для правильного звучания очень небольшое расстояние между верхними и нижними резцами.

Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребенка.

У детей самых первых месяцев жизни в норме челюсть обычно смещена несколько назад. При кормлении грудью всякий раз ребенку приходится проделывать довольно внушительную работу. А именно выдвигать нижнюю челюсть вперед, чтобы плотнее обхватить сосок; напрягать мышцы щек, для того чтобы молоко стало отделяться. Такая постоянная нагрузка развивает мускулатуру и помогает росту челюстей. При переводе на искусственное вскармливание малыш, по сути дела, лишается такой нагрузки, ибо добыть пищу из бутылочки несравненно легче. А порой эту задачу малышу облегчают и сами мамы, которые проделывают слишком большое отверстие в соске бутылочки. Тогда пища, что называется, льется рекой, и ребенку остается ее только глотать.

Соска-пустышка, против которой, существует так много возражений.

Одним из доводов против пустышки является то, что многие мамы используют ее не по назначению, когда нужно и не нужно, не особенно задумываясь над тем, что это, прежде всего успокаивающее средство, а не игрушка для ребенка.

В результате потом, после года, когда по всем канонам пустышка должна быть сдана в архив, многие дети не в состоянии с ней расстаться. Даже если их лишить пустышки, они все равно находят выход: сосание пальцев, края одеяла и др. Именно так рождается одна из самых вредных привычек у детей младшего дошкольного возраста, бороться с которой чрезвычайно трудно. Это неуемная страсть впрямую отражается на неправильном росте зубов, ведет в дальнейшем к формированию неправильной артикуляции языка, губ, челюстей.

Наконец наличие такой вредной привычки у ребенка отнюдь не способствует формированию соответствующих навыков жевания.

Между тем и само по себе недостаточное жевание – одна из самых распространенных и весьма существенных причин зубочелюстных деформаций. Разжевывание пищи – своеобразная гимнастика. Черствый хлеб, сырые овощи, фрукты создают для жевательного аппарата необходимую нагрузку и тем самым способствуют его правильному росту и развитию.

Нельзя здесь не сказать еще об одном чрезвычайно распространенном явлении, нередко приводящем к нарушению прикуса и деформации челюстей.

У многих детей отсутствие правильного носового дыхания в связи с частыми насморками, разрастанием аденоидов, а иногда в результате носовой перегородки на почве травмы носа. Если же не предпринять никаких мер, то при длительном отсутствии дыхания через нос, у вашего ребенка наверняка сформируется «аденоидный» облик и, конечно, деформируется прикус со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В данной консультации были перечислены основные, наиболее распространенные, но далеко не все причины, предрасполагающие к появлению нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Особое внимание хочется обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно общаться, начиная с самого раннего младенческого возраста, когда, казалось бы, кроха еще ничего не понимает.

В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда малыш подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.

Какие речевые нарушения бывают у детей

 

Фонетическое недоразвитие речи (или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение произношения одного или нескольких согласных звуков (чаще  свистящих, шипящих и [л], [р]), при нормальном функционировании всех остальных подсистем языка (фонематической, лексико-грамматической). У ребенка с НПОЗ отмечается достаточный словарный запас слов, умение правильно строить предложения (согласовывая в них слова), достаточно четкая, несмазанная речь (несмотря на неправильное произношение отдельных звуков).

Нарушение звукового оформления речи обусловлено недостаточной сформированностью или нарушением артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков: искаженное произношение звука (когда по звучанию звук похож на норму, но произносится «нечисто» (например, звук [с] может произноситься в положении кончика языка не за зубами, а между зубами; звук [ш] может произноситься не поднятием языка в форме «чашечки» к альвеолам, а выдохом в зубы, с раздуванием щек; звук [р] может произноситься не вибрацией кончика языка, а вибрацией мягкого неба (горловое произношение)). Отсутствие звука в речи (санки – анки, шапка – апка); замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

При этом, дети с фонетическим недоразвитием речи замечают свое неправильное произношение, стесняются неправильно сказанных слов, избегают говорить слова с трудным для произношения звуком.

Поэтому:

1. Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день;

2. Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения;

3. Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.

4. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Не перебивайте его, поправляя произношение и порядок слов.

5. Никогда не сравнивайте детей, каждый из них развивается индивидуально.

Литература

1. Власеленко, И.Т., Чиркина, Г.В. Методы обследования речи у детей [Текст]: методические рекомендации / И.Т. Власеленко,  Г.В. Чиркина – М., 1996 г.

2. Галкина, С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях дошкольного логопедического пункта [Текст] С.Ф. Галкина. // Логопед – 2010 - №5

3. Елисеева, Ю.Ю. Домашний логопед [Текст]: полный справочник. / Ю.Ю. Елисеева – М., 2007 г.

4. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. [Текст] методические рекомендации / Н.С. Жукова. – М., 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как предупредить речевые нарушения у детей 3-4 лет"

В материале кратко освещаются причины речевых нарушений у детей, а также даются рекомендации родителям по предупреждению этих нарушений...

Консультация для родителей: "Какие бывают речевые нарушения?"

О речевых нарушения. Виды речевых нарушений....

Консультация для педагогов и родителей на тему: "Речевые нарушения"

Речевые нарушения.Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.(Б.М. Гриншпун, С. С. Ляпидевский, О.В. Правдина)Нарушения устной речи.1.    Нарушение фонационного оформления в...

Консультация для родителей на тему: «Речевые нарушения – это серьезно!»

Все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их  ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость - отклонен...

Консультация для родителей на тему: "Речевые нарушения и причины их возникновения".

Консультация для родителей на тему: "Речевые нарушения и причины их возникновения"....