Консультация для родителей "Развитие сенсорных представлений у дошкольников в игре"
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_sensornyh_predstavleniy_v_igre.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие сенсорных представлений у детей дошкольного возраста в игре»

Уважаемые родители, на этой недели мы изучали цвета и геометрические формы. В данной консультации представлены   упражнения, которые помогут вашему ребенку освоить цвета и  фигуры. Для этого следует придерживаться несложных рекомендаций:

  • Не стремитесь, чтобы ребенок запомнил название всех форм, но называйте их сами, подкрепляя свои слова показом образца. Позднее ребенок начинает различать названия в ваших словах, а затем и произносить их сам.
  •  Необходимо соблюдать принцип - от простого к сложному.
  •  При первом объяснении задания необходимо дать "эталон ответа" - показать правильное выполнение упражнения.
  •  Говорите с ребенком более доступно и понятно. Не включайте в одно предложение  сразу много незнакомых понятий, дозируйте информацию.
  • Называйте слова правильно - говорите "красный квадрат", не "красненький квадратик".
  •  Не испытывайте внимание ребенка, заканчивайте игру до того как этого захочет сам ребенок. Оставьте "что-то" недосказанным и завтра у вас будет, о чем поговорить.

"Волшебный мел"

На грифельной доске (или любая поверхность, на которой можно рисовать мелом и контакт с пальчиками ребенка не приведет к повреждению), заранее подготавливаете (рисуете мелом) изучаемую фигуру (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник). Затем ребенок опускает пальчик в емкость с водой и должен стереть фигуру, обводя фигуру по контуру. Одновременно маме необходимо комментировать происходящее - называть фигуру, считать углы и т.д. Изучаемая фигура должна находиться перед глазами ребенка. Эту игру можно проводить и во время купания. Рисовать можно на кафеле детской зубной пастой.

"Чудесный мешочек"

В мешочек из непрозрачной ткани кладутся кубики, шарики. Вы просите ребенка доставать по одному. Есть два варианта: более простой - ребенок достает и называет предмет. И второй, более сложный - ребенок на ощупь должен угадать: "Что в мешочке?"

"Вкладыши"

Геометрические вкладыши можно сделать самостоятельно. Для этого можно использовать толстый картон (от коробок от бытовой техники) или пенополиуретановый коврики. Необходимо острым ножом вырезать по контуру фигуру - в основе получится соответствующее окно. На вырезанную фигуру можно пришить пуговицу или часть силовой скрепки (без острой части) - для более удобного

вынимания и вставления. На основе вырезаете несколько фигур и предлагаете помесить фигуры в соответствующие "домики".

"Сборщик"

Для этого упражнения необходимо подготовить небольшие квадраты, круги, треугольники из плотного картона (желательно обклеить детали – геометрические фигуры - с двух сторон скотчем для прочности). Вы предлагаете своему ребенку собирать детали в копилку. Сначала вы выкладываете ребенку для "сборки" только детали одного вида, например, только квадраты, одновременно проговаривая свойства квадрата. Затем по мере изучения фигур усложняете задачу - вводите постепенно новые фигуры для сортировки. Например, сначала собираете только квадраты, потом

круги и т.д

"Бусы"

Можно использовать тот же дидактический материал, что и в "Сборщике", но для этого необходимо в каждой детали сделать дыроколом отверстие. Вы предлагаете ребенку нанизывать на шнурок геометрические фигурки. Принцип сборки тот же, что и в "Сборщике".

Найди похожее"

Для этого упражнения можно использовать любую картинку - комнаты, транспорта и т.п. Попросите малыша найти на картинке все предметы, похожие на квадрат, круг и т.д. Это можно делать и просто рассматривая комнату малыша или гуляя на улице.

"Геометрическое творчество"

Для данного упражнения необходимо использовать геометрические фигуры (разных цветов из плотного картона). Предложите малышу составить, например, елочку из треугольников. Выкладывать елочку лучше на однотонном фоне (например, на белой бумаге А4). Можно усложнить задание, используя уже несколько фигур, и выкладывать огромное количество рисунков.

"Шнуровка"

Надо взять плотную бумагу (картон), вырезать из него несложную фигуру, например треугольник, обклеить его цветной бумагой. Затем дыроколом по краю проделать дырочки на расстоянии 0,5-1 см. К крайней дырочке привязать шнурок или ленточку. Предложить ребенку немножко поплести, протягивая шнурок через эти дырочки.

Учим цвета во время повседневных игр и прогулок

Для того, чтобы научить ребенка различать основные цвета, нет большой необходимости в специальных занятиях, достаточно просто регулярно называть цвета во время ваших обычных игр. Рисуете – обязательно проговаривайте цвета карандашей, строите из кубиков, конструктора или мозаики – тоже не забывайте вспоминать оттенки деталей. То же касается и одевания, прогулки, лепки, аппликации и других ваших любимых занятий – в разговоре постоянно называйте цвета окружающих вас предметов и игровых материалов.Только помните, что «учить цвета» — это вовсе не значит, что надо постоянно экзаменовать ребенка «Скажи, какой это цвет», «Покажи, где красный» и т.п. Ребенок, как и любой другой человек, не слишком любит, когда ему устраивают проверку знаний, поэтому поначалу просто называйте цвета и сами отвечайте на свои вопросы «Где у нас желтый кубик? Вот он!» «Давай нарисуем траву зеленым карандашом».

Вот ряд игр, которые позволят ребенку быстрее запомнить цвета.

«Сортировка по цветам»

В «сортировочных» играх от ребенка требуется разделить предметы на группы, ориентируясь на их окраску, от вас же требуется постоянно озвучивать названия цветов, чтобы они отложились в голове у малыша. Что можно сортировать? Вот несколько вариантов игры:

  • Из любой ненужной коробки вы можете сделать цветовой сортер, достаточно обклеить коробку цветной бумагой и сделать несколько прорезей. Проталкивать в прорези можно детали мозаики, разноцветные скрепки, пуговицы и т.д.  Сортируем бусины по мискам. Представьте вместе с ребенком , что бусины – это конфеты, которыми надо угостить ваших игрушечных друзей. При этом мишка любит только зеленые конфеты, а львенок – только красные, надо очень постараться никого не обидеть
  • Выкладываем на полу игрушки и другие небольшие предметы обихода и предлагаем ребенку рассортировать их по коробкам соответствующей окраски. Вместо коробок можно подготовить большой лист бумаги с разноцветными секциями. 

. Вариантов цветных сортировок можно придумать огромное количество, все их тут не перечислить. Вы можете раскладывать разноцветных бабочек по цветочкам, фрукты и овощи по корзинкам, а разноцветных зверюшек расселять по домикам

Игры из серии «Подбери пару»

Игры из разряда «Подбери пару» хорошо применимы и для изучения цветов. Можно подбирать крышки для домиков, колпачки для гномиков или клоунов, жилище для разноцветных человечков и т.п. Можно попробовать такой вариант игры: разложите перед ребенком  заранее неправильный вариант и попросите его исправить ошибки.

«Цветное лото»

В цветном лото на каждом игровом поле картинки имеют только один цвет. Поэтому чтобы собрать такое лото, ребенку нужно отобрать карточки заданного цвета среди остальных и правильно разместить их на поле. В более усложненной версии можно одновременно использовать 2-3 игровых поля, а также учиться сопоставлять цветные и черно-белые изображения.

«Цветные» дни

Этот метод знакомства с цветом сейчас очень популярен. Заключается он в том, что в течение одного дня (а некоторые даже растягивают это удовольствие на целую неделю) ребенок очень часто «наталкивается» на один и тот же цвет, регулярно слышит его название и соответственно быстро запоминает. Так, в день красного цвета вы с ребенком можете одеться в красную одежду, отыскать все красные игрушки и даже поесть красные фрукты и овощи. Разумеется, все это время вы будете напоминать ребенку о том, какой цвет встречается у вас на пути. Вот примерный список того, что можно делать в «цветной» день:

  • Разглядываем вместе заранее подобранные игрушки изучаемого цвета;
  • Надеваем одежду соответствующих тонов;
  • Проходим по квартире в поисках игрушек и других предметов изучаемого цвета;
  • На прогулке отыскиваем машины нужной нам окраски;
  • Рассматриваем книгу или карточки с картинками нужного нам цвета
  • Лепим из пластилина, используя только цвет этого дня. Аналогичный подход можно применять и в рисовании, и в аппликации;
  • Играем в лото заданного цвета
  • Включаем в меню продукты изучаемого цвета

Настольные игры

После 2-2,5 лет для закрепления знаний о цветах можно использовать настольные игры. Вот, например, хороший вариант:

Развивающие мультфильмы

Хорошим подспорьем в изучении цветов могут стать развивающие мультики.

Книги

Не забывайте и о книгах. В стихотворно-художественной форме про цвета можно почитать, например, в «Разноцветной книге» Маршака, или у Сутеева в рассказе «Петух и краски» (как правило, публикуется в сборниках Сутеева).

"Фигурная картина"

Для данного упражнения вам необходимо заготовить все геометрические фигуры, речь

о которых идет в стихотворении. Сделать эти фигуры можно из цветной бумаги или

картона. Читаете стихотворение и по мере изложения "рисуете", прикрепляя фигуры

магнитами на магнитную доску (например, можно на дверцу холодильника).

Получится целая картина! В конце снова повторите все фигуры, постепенно убирая их

с магнитной доски.

Ножницы держа как шпагу,

Я, решив создать картину,

Разноцветную бумагу

Режу, словно паутину.

И в углу листа альбома

Клею я КВАДРАТИК дома.

ЛЕНТОЙ стелется дорожка...

Из КВАДРАТНОГО окошка

Видно, как с лесной опушки

Подойти к своей кормушке

Без боязни могут звери:

У ПРЯМОУГОЛЬНОЙ двери

Корм для них оставлен в нише,

Ешьте смело, только тише:

Там на ТРЕУГОЛЬНОЙ крыше

С песней звонкою своей

Примостился соловей.

Облака над ним, а выше,

Освещая всё вокруг

Золотится солнца КРУГ!

Чтоб зимою не тужить

Тем, кто будет в доме жить

Очень нужен огород –

Фрукты-овощи. И вот:

Мелко резаны ПОЛОСКИ -

Будут для забора доски,

А за ними для порядка

Будет земляная грядка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"

       Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...

Статья "Накопление сенсорных представлений у дошкольника путем ознакомления с разновидностями каждого свойства"

Большое значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности  и сенсорных...

Консультация для родителей «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с № 32 Быкова А.В.           Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах п...

Игры и упражнения для развития сенсорных представлений у дошкольников с ОВЗ.

Картотека игр на развитие сенсорного восприятия (цвета, формы, велечины и т.д....

Развитие сенсорных представлений младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Данная тема актуальна всегда. Сенсорное развитие является одной из главных составляющих общего развития ребенка. Знакомство с данной работой будет полезно всем специалистам дошкольного звена....