Игры и упражнения для развития сенсорных представлений у дошкольников с ОВЗ.
картотека

Светлана Геннадьевна Золотовская

Картотека игр на развитие сенсорного восприятия (цвета, формы, велечины и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития                сенсорных представлений у дошкольников с ОВЗ

В дошкольной педагогике с давних пор основным средством сенсорного воспитания считалась дидактическая игра. На неё почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младший дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (неслучайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л. С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра, не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы — это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу,
2. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
3. Недостаточно сформирована познавательная мотивация.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактические игры — это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Дидактическая игра имеет определенную структуру.
Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)  дидактическая задача;
2)  игровая задача;
3)  игровые действия;
4)  правила игры;
5)  результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия — основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей. Направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета
Подведение итогов проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков: выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т, д, необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники одной игры. Нарушается это условие — и педагог становится на путь прямого обучения.
Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать материал увлекательным, создать радостное настроение.
Дидактическая игра дает возможность не только для освоения ребенком сенсорных эталонов, она учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, а значит, развивает ребенка интеллектуально.
В процессе дидактической игры, обеспечивающей его сенсорное воспитание, ребенок развивается и физически: развиваются органы чувств, что способствует при правильной организации игры укреплению здоровья.
Дидактическая игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей. Также дидактическая игра помогает развивать ребенка нравственно. Она учит самостоятельности, активности, желанию помочь, умению сочувствовать, сопереживать…
Обучающие игры помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.
В данной картотеке представлены дидактические пособия для игр по сенсорному развитию, в которые мы играем в детском саду и в которые советую родителям играть дома.
Я хочу поделиться своим дидактическими пособиями для игр по сенсорному развитию, в которые мы играем в детском саду и в которые советую родителям играть дома.

Игры на соотношение величины.

«ВЫБЕРИ ПУГОВКИ»
Цель: Воспитывать умение группировать предметы по величине. 
Игровой материал: 2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие). 
 Ход игры: 
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей. 
«НАЙДИ ДОМИК»
Цель: Воспитывать умение различать предметы по величине. 
Игровой материал: Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины. 
Ход игры: 
Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
«БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине
Игровой материал: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.
«КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?»
Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.
Игровой материал: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.
Ход игры: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5 м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.
«ПОРУЧЕНИЯ»
Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
Игровой материал: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:
- Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;
- Покатай матрешку в большой машине;
- Поставь маленькую собаку возле матрешки;
- Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;
- Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
- Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
- Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.
Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).
«УГОСТИ ЗАЙЧИКА»
Цель: Учить детей группировать предметы по величине.
Игровой материал: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.
Ход игры: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.


«КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ»
Цель: Учить детей группировать предметы по величине.
Игровой материал: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.
Ход игры: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.
Так же для обучения детей соотносить предметы по величине, можно использовать предметные картинки. Например, в играх «Посади птичек в свои гнезда», «С какого дерева листик?», «На каком цветке сидят бабочки?» и т.п., детям предлагается соотнести две картинки с изображением больших или маленьких предметов. Например: в большое гнездо посадить большую птицу, а в маленькое – маленькую птицу и т.п.



Игры на соотношения формы

«ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ»
Цель:формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине. 
Игровой материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. 
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками. 
Вариант 2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.
Вариант 3. Заштопать только зелёными прямоугольными.
Вариант 4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.
Вариант 5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
«ВЕСЁЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Цель:совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур.
Игровой материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Ход игры:
Вариант 1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры. 
Вариант 2. Предложить человечкам найти свои домики.
Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат).
Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.
«НА ЧТО ПОХОЖА ФИГУРА?»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов. 
 Ход игры: 
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«СПРЯЧЕМСЯ ОТ ДОЖДИКА»
Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал: Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей. 
 Ход игры: 
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”
«КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ»
Цель:Научить ребенка чередовать предметы по форме
Игровой материал: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2 см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.
Ход игры: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».
«КРУГ, КВАДРАТ»
Цель: Учить группировать предметы по форме.
Игровой материал: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».
«ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА»
Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.
Игровой материал: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.
Ход игры: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру.
Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов, делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.
«ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»
Цель: Учить детей группировать предметы по форме
Игровой материал: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно. Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.
«Геометрическое лото».
Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Игровой материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.
Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.
«ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ»
Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.
Игровой материал: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.
Ход игры: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.
Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Игры на изучение и закрепление цвета

«ЗАГАДОЧНЫЕ ПУГОВКИ»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета.  Развитие мелкой моторики пальцев рук. 
Игровой материал: Представлено полотно, разделенное на 4 сектора, разного цвета, к нему прилагается 4 пуговки и 4 ленточки, каждая из которых соответствует определенному цвету сектора. 
 Ход игры
Воспитатель показывает ребенку панно разделенное на 4 сектора разного цвета, он рассказывает, что это домики для пуговок. Воспитатель обращает внимание на то, что каждая пуговка живет в домике своего цвета, и просит детей помочь найти пуговкам домик. 
 Взялись цвета мы изучать. 
 Ну и с чего же нам начать? 
 Есть чудо пуговки у нас 
 Помогут нам они сейчас 
 Мы в руки пуговки возьмём 
 И дом по цвету им найдем.
«ВОЛШЕБНОЕ ПОЛЕ»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета. 
Игровой материал: Круг с изображением 4 основных цветов, и стрелкой в верху, карточки основных цветов. 
 Ход игры
Воспитатель показывает ребятам круг с изображением основных цветов. Поясняя при этом, что это волшебное поле, на котором живут цвета. Далее детям раздаются карточки соответствующих цветов. Воспитатель поворачивает волшебное поле, стрелка находящаяся на нем указывает на какой либо цвет, а дети в свою очередь должны поднять карту этого цвета. 
 Есть у нас игра одна 
 Очень круглая она 
 Тот кружок наш разделен 
 Четыре цвета включает он 
 И ребята с ним играют 
 Все цвета, там изучают 
 Зеленый, красный , желтый, синий 
 Все известны нам отныне. 

«РАДУГА»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета и размер предмета. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
 
Игровой материал: Плоское панно, состоящее из двух частей, одна часть скреплена между собой, а другая разрезана на разные по цвету и размеру лучи. 
 Ход игры
Воспитатель кладет перед ребенком радугу одна половина лучей радугу целая, а вторая разрезана между собой на лучи. Задача ребенка подобрать лучи по цвету и размеру. 
 Радужная арка 
 У нас сияет ярко 
 Вот беда случилась с ней 
 Потеряла часть лучей 
 Лучи ребятки соберут 
 Все в порядок приведут 
 Станет радуга опять 
 Пуще прежнего сиять. 
«ШАРИКИ»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета.  Развитие мелкой моторики пальцев рук. 
Игровой материал: Плоские шарики 4 основных цветов, и 4 ленты аналогичных цветов к ним. 
 Ход игры: 
Воспитатель показывает детям четыре воздушных шарика основных цветов и четыре ленточки таких же цветов к ним. Детям предлагают попробовать к каждому шарику подобрать ленточку того же цвета. 
 Красный, желтый, голубой, 
 Шар выбирай себе любой. 
 Чтобы шарик удержать 
 Нужно ленту привязать, 
 Мы в руки ленточки возьмем 
 И шар по цвету им найдем.
«БАБОЧКА»
Цель: Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 
Игровой материал:  Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета. В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым прикручиваются крышки подходящего цвета. 
 Ход игры:
 
Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки. 
 Появилась перед нами 
 Бабочка – красавица. 
 Будем с бабочкой играть, 
 Цвет крышек к крыльям подбирать. 
«КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА»
Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
Игровой материал: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.
Ход игры: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.
«ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Игровой материал: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета; «Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ»
Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.
Игровой материал: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.
Ход игры: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).
«ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ»
Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Игровой материал: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.
Ход игры: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
«УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ»
Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.
Игровой материал :Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.
С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.
«ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ»
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Игровой материал: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Игровой материал: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.
Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки-«книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.
«ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Игровой материал: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.
Ход игры: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.
«ВАРЕЖКИ»
Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.
Игровой материал: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.
Ход игры: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.
«МАГАЗИН ИГРУШЕК»
Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.
Игровой материал: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)
Ход игры: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Игры и упражнения с предметами

«СЛОЖИ МАТРЕШКУ»
Игровой материал: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в друга кукол меньшего размера.
Ход игры: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.
Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй,
Все подружки-невелички. Нас скорее собирай –
Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,
Никому не усидеть! Мы не будем закрываться!
Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п.
«СОБЕРИ ПИРАМИДКУ»
Игровой материал: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.
Ход игры: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание). Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой, стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине и т.д.
«СОБЕРИ БУСЫ»
Игровой материал: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает малышу продолжить. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему.
Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного размера и цвета; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных цветов и размеров и т.д.


«ПОСТРОЙ БАШЕНКУ»
Игровой материал: Кубики различного цвета и размера.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая кубики один на другой и возводя постройку вверх.
Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или маленьких кубиков одного цвета и т.д.

«ПРИЩЕПКИ»
Можно использовать следующие упражнения с прищепками: «Ежик», «Елочка», «Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных из картона, дети прицепляют колючки и лучики. Для закрепления цвета можно использовать разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету прищепки.

«ПРОБОЧКИ»
Можно использовать следующие упражнения с пробками: «Цветочки», «Жучок» - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок к их горлышкам – серединки цветов или пятнышки на спине жука. Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим по цвету горлышкам.
«ЗАСТЕЖКИ»
Можно использовать следующие упражнения с застежками: «Застегни сапожки», «Завяжи рубашку», «Пришей пуговицу» и т.д. – дети вдевают шнурок в отверстия. Так же используются различные коврики, подушечки, на которых нашиты пуговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т.п., с которыми манипулируют дети.
«КРУПА»
На крупе можно рисовать, искать в ней какие-либо предметы, пересыпать ее из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т.д. Так же можно использовать следующие упражнения: «Накормим птичку» - дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы, «Помоги Золушке» - дети сортируют, например горох и фасоль, «Собери бусы» - дети по одной горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.
«ЗАНИМАЙКА»
Цель: Развитие сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 
Игровой материал: Пособие представлено в виде ширмы, на деревянный каркас которой прикреплены различные игры на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики. 
 Ход игры: 
 Воспитатель предлагает детям многофункциональное дидактическое пособие «занимайка», которое состоит из различных дидактических игр. 
 «Гусеница» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; 
 «Мешочки» на развитие тактильного восприятия; 
 «Колечки» на развитие мелкой моторики; 
 «Ленточки» на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; 
 «Разноцветные палочки» на развитие сенсорного восприятия и мелкой моторики; 
 «Осьминог» на развитие мелкой моторики. 
 Чудо ширма есть у нас, 
 Поиграем с ней сейчас! 
«ЯБЛОНЬКА»
Цель: Развитие сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 
Игровой материал:  Пособие представлено в виде игрового панно с изображенной яблонькой, в панно проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок, к которым прикручиваются крышки (яблочки). 
 Ход игры: 
Воспитатель предлагает детям панно с изображенной на ней яблонькой, и контейнер с крышками разных цветов, ребенку предлагается подобрать яблочки определенного цвета (красные, желтые). Дети берут крышки и прикручивают их к горловинам. 
 Будем с крышками играть, 
 Разные яблочки собирать. 
«ВОЛШЕБНЫЕ КОЛПАЧКИ»
Цель: Развитие сенсорного восприятия. Развитие слухового внимания. Развитие мелкой моторики пальцев рук. 
Игровой материал:  Представлены панно с изображением снеговиков, цветов, и т.д. В нем находятся отверстия, в которые вставляются горловины от бутылок. К которому дети прикручивают крышки. 
 Ход игры: 
Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета. 
 Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине. 
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КЛУБОЧКИ И ПРИЩЕПКИ»
Цель:продолжать развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение.
Игровой материал :клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки.
Ход игры:
Вариант 1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку. 
Вариант 2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КАПЛИ»
Цель:продолжать формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.
Игровой материал: пипетка, баночки с гуашью основных цветов, палитра.
Игровое правило: аккуратно набирать при помощи пипетки соответствующий цвет. 
Ход игры:
Вариант 1. Показать баночки с разноцветной гуашью. Дать рисунок и палитру с ячейками по цвету (2 цвета). Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком. 
Вариант 2. Усложнение - четыре цвета. Вариант 3. Усложнение – шесть цветов

«ЗАШНУРУЙ САПОЖОК»
Цель: формировать умения выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности.
Игровой материал: сапожки, соответствующего цвета шнурки.
Игровое правило: зашнуровать сапожок соответствующего цвету шнурка. 
Ход игры:
Вариант 1. Предложить зашнуровать сапожок одинакового цвета со шнурками. Вариант 2. Зашнуровать только красные сапожки.
Вариант 3. Зашнуровать только зелёные сапожки.
Вариант 4. Зашнуровать красные и синие сапожки.

Игры для развития тактильного восприятия


«ПОЙМАЙ КИСКУ»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«ПЛАТОЧЕК ДЛЯ КУКЛЫ» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«УГАДАЙ НА ОЩУПЬ, ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН ЭТОТ ПРЕДМЕТ»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«УЗНАЙ ФИГУРУ»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«УЗНАЙ ПРЕДМЕТ ПО КОНТУРУ»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«ДОГОДАЙСЯ, ЧТО ЗА ПРЕДМЕТ»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«НАЙДИ ПАРУ»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
«ЧТО ВНУТРИ?»
Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
«ЧТО ЭТО?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).
«СОБЕРИ МАТРЕШКУ»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.
«ЗОЛУШКА»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«УГАДАЙ ,ЧТО ВНУТРИ»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
«ПРЯТКИ»
Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки

«УЗНАЙ ПО ВЕСУ»
Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д. Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.
«НАЙДИ ЦВЕТ»
Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по группе и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
«УГАДАЙ НА ВКУС»
Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.
«КТО ЛЕТАЕТ»
Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц. Если это что-нибудь летающее пусть он поднимает ручки, нелетающее – хлопает в ладоши (например, ракета, голубь, стол и т.д.)
Аналогично проводятся игры: «Что идёт?», «Что можно скушать?» и т.д.
«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»
Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.
Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.
«БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ»
Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д. Попросите ребенка из каждой пары выбрать больший. Можете попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие
«ЗАКЛЕЙ ДЫРКУ»
Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.
Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

«ПОЧИНИ ВАРЕЖКУ»
Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона), которые «прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур).
Варежки надо «починить» -  для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по цвету, размеру и форме
«УГАДАЙ,ЧТО Я ДЕЛАЮ»
Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.
Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.
«НА ЧТО ПОХОЖЕ?»
Взрослый показывает детям силуэт ладони (при этом  его можно поворачивать в разные стороны), спрашивает: на что это похоже?  (варианты: рыбку, осьминог, птица и т.д.)
Затем детям предлагается обвести свою ладошку на лист бумаги и с помощью карандашей «оживить» ладошку, дорисовав на ней какие-нибудь детали.

Игры для закрепления геометрических фигур


«ВКЛАДЫШИ»
Цель:формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), развивать память, мышление внимание
Игровой материал.: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие), «Собачки» (по возрастанию).
Ход игры:
Вариант 1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого. Вариант 2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь.
Игровой материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Вариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки.
Вариант 2.Предложить достать все квадратные блоки.
Вариант 3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки.
Вариант 4. Предложить достать все треугольные блоки.
«ЧТО ЛИШНЕЕ» 
Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.
Игровой материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
«НАЙДИ НЕ ПОХОЖУЮ ФИГУРУ»
Цель:закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровой материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету.
Вариант 2. Найти фигуру, которая не такого размера.
Вариант 3. Предложит найти ребёнку фигуру, которая не такой формы.
Вариант 4. Ребенок находит фигуру, которая не такая как эта по толщине.

"БУСЫ"
Цель:закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.
Игровой материал: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.
Ход игры:
Вариант 1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... Сделать бусы как эти по образцу. Вариант 2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник. Вариант 3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.
«ПРОДОЛЖИ РЯД»
Цель
: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Игровой материал : Набор блоков Дьенеша.
Ход игры:
Вариант 1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.
Вариант 2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
«УГОЩЕНИЕ ДЛЯ МЕДВЕЖАТ»
Цель:развить умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам. 
Игровой материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша.
Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные.
Ход игры:
Вариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.
Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. 
Ход игры:
Вариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.
«УЛИТКА»
Цель: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).
 
Игровой материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, наборблоков. Ход игры: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме. 
Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
«ПОМОГИ МИШКИ И ЗАЙКЕ»
 
Цель: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине.
 
Игровой материал: игрушки (мишка, кукла, заяц), логические блоки Дьенеша.
Ход игры:
Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки? 
Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые. 
Вариант 3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).
«ПОРУЧЕНИЯ»
Цель:формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
 
Игровой материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. 
Ход игры:
Вариант 1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается). 
Вариант 2. Покатать матрешку в большой машине.
Вариант 3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.
Вариант 4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.
Вариант 5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.
Вариант 6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.
Вариант 7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений у дошкольников

Дидактические игры и упражнения по формированиюматематических представлений у дошкольников​ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих и...

Игры и упражнения для формирования сенсорного представления у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения для формирования сенсорного представления у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.

При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование пространственных представлений имеет свои особеннности, связанные со спецификой развития детей с речевой патологией. В данном материале представлены игры...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных представлений у дошкольников в игре"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста...

Развитие сенсорных представлений младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Данная тема актуальна всегда. Сенсорное развитие является одной из главных составляющих общего развития ребенка. Знакомство с данной работой будет полезно всем специалистам дошкольного звена....