Статья "Накопление сенсорных представлений у дошкольника путем ознакомления с разновидностями каждого свойства"
статья на тему

Студеникина Юлия Петровна

Большое значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности  и сенсорных способностей как основы всестороннего развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornike_2016.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Накопление сенсорных представлений у дошкольника путем ознакомления с разновидностями каждого свойства.

Большое значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в ДОУ, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности  и сенсорных способностей как основы всестороннего развития личности ребенка.

Дети трехмесячного возраста отличают такие объемные формы, как прямоугольная и треугольная призмы, куб, шар, цилиндр, конус, такие плоские формы как квадрат, круг, треугольник.

Аналогичная работа была проделана и с целью выявления у детей возможности различать предметы по цвету. Занятия проводились с двадцатидневными детьми, которые умели следить за передвигающимися предметами. Над ребенком, лежавшим на спине, помещалась погремушка красного цвета и приводилась в движение, чтобы привлечь его внимание. Время рассматривания погремушки фиксировалось. Эта игрушка находилась перед ребенком в течении 3 дней, затем заменялась точно такой же по форме и насыщенности цвета, но другого оттенка. Время рассматривания новой погремушки опять фиксировалось. Оказалось, что при первом предъявлении игрушки красного цвета - дети рассматривают ее от 5 до 15 минут. Постепенно они все меньше времени задерживают на ней взгляд, а на третий день ее не замечают, проскальзывают взглядом даже в том случае, когда – взрослый эту погремушку вращает, качает и т.п. При замене знакомой красной погремушки новой другого оттенка дети снова начинают подолгу ее рассматривать – от 5 до 7 минут. Это позволяет сделать вывод о способности маленьких детей уже в двадцатидневном возрасте различать цветовые оттенки, что значительно сложнее, чем различение предметов разного цвета [1].

Более младшим детям, начиная с семидневного возраста, предъявлялись для слежения за движением кольца разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового. Кольца перемещались вправо, влево, вверх, вниз, приближались и удалялись. Было установлено, что, если ребенок научился следить за перемещающимися предметами, цвет здесь не играет никакой роли, малыш одинаково хорошо прослеживает кольца любого цвета.

Предпочтение при этом отдается не предмету конкретного цвета, а общему сочетанию цветового окружения. В солнечные, ясные дни дети охотнее следят за перемещением зеленых, синих предметов. В пасмурные дни более успешно прослеживают при перемещении желтые, оранжевые предметы.

Что касается величины предметов, то дети в возрасте 7-16 дней лучше следят за передвигающимися кольцами диаметром 5-7 см и чаще теряют из поля зрения кольца диаметром до 3 и более 10 см, показываемые на расстоянии 70-80- см. Итак, дети уже первых недель и месяцев жизни способны довольно тонко различать предметы разного цвета, величины и формы. Но иногда в педагогической практике встречается ошибочное мнение о более поздних сроках практического различия детьми свойств предметов ( их путают с употреблением словесных обозначений этих свойств) [1].

В первые годы жизни (до 3,5-5 лет) запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета, так же как и формы предметов, зависят ы значительной степени от влияние окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребенка.

Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. ( Человечество широко использует их, о чем свидетельствуют, например, названия цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т.д.). Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышам понятно и доступно называние предметов овальной формы – огурчиком или яичком т.д.

Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом красный подменяют слово цвет. Устойчивой связи между словами – названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось.

Наблюдается и случайное употребление слов – названий цвета, когда взрослый, спросив у ребенка: «Зачем ты берешь сумку?» - получает ответ: «На всякий случай». Дальнейшие расспросы взрослого: «На какой случай?» - приводят к разъяснению ребенка: «На голубой».

Полное слияние слов – названий цвета с их конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.

Педагог Н.П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточных опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах [2].

Накопление сенсорных представлений не может быть обеспечено путем ознакомления ребенка лишь с 3-4 разновидностями каждого свойства. Оно требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Вместе с тем обучение не следует проводить на бесчисленном множестве разновидностей свойств, так как в этом случае не будет создаваться нужная почва для последующего овладения системой эталонов.

Поскольку эта система включает лишь основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.

Следовательно, в программу систематического ознакомления со свойствами предметов в раннем детстве целесообразно включить перечисленные выше цвета. Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений. Следовательно рациональнее остановится на восьми цветах. Также целесообразно ознакомление с пятью фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и двумя величинами (большой, маленький).

В содержание ознакомления детей со свойствами предметов должно быть включено прежде всего выделение цвета, формы, величины как особых свойств предметов, без которого не могут быть сформированы полноценные представления. Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознание цвета, формы, величины достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.

Литература

  1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.-М.: Академия, 2002.-336с.
  2. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.-М.: Владос, 2001.-144с.
  3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 1988.-192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме: "Воспитание коммуникативно-творческих способностей дошкольников путем ознакомления со сказками К.И. Чуковского".

Развитие и закрепление устойчивого интереса к сказкам К.И. Чуковского, совместной детско-родительской творческой деятельности, активизация мыслительных и речевых возможностей дошкольников, их же...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературы»

План по самообразованию воспитателя на тему «Развитие активной речи дошкольников путем ознакомления с художественной литературой» Актуальность выбранной темыВ настоящее время актуальн...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных представлений у дошкольников в игре"

Консультация для родителей детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития сенсорных представлений у дошкольников с ОВЗ.

Картотека игр на развитие сенсорного восприятия (цвета, формы, велечины и т.д....

Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»

Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...

Формирование патриотических чувств у дошкольников путем ознакомления с малой родиной

В статье рассматривается педагогический процесс по патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с малой родиной, автором анализируются различные направления работы по формированию патрио...

Развитие сенсорных представлений младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Данная тема актуальна всегда. Сенсорное развитие является одной из главных составляющих общего развития ребенка. Знакомство с данной работой будет полезно всем специалистам дошкольного звена....