Педагогический проект по теме: "Воспитание коммуникативно-творческих способностей дошкольников путем ознакомления со сказками К.И. Чуковского".
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Батова Наталия Владимировна

 Развитие и закрепление устойчивого интереса к сказкам К.И. Чуковского, совместной детско-родительской творческой деятельности, активизация мыслительных и речевых возможностей дошкольников, их желания слушать и заучивать стихотворные тексты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogieskiy_proekt_.docx69.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №  51  " ЗОРЕНЬКА "

Педагогический проект по теме:

  "Воспитание коммуникативно-творческих способностей дошкольников путем ознакомления со сказками К.И. Чуковского".

Разработка проекта воспитателей Черновой Н.В., Батовой Н.В.

г.о. Химки 2015

Актуальность проекта.

"Художественная литература является универсальным развивающим образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широком спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду". (О.С. Ушаков).

Художественная литератур открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы русского литературного языка.

Особое место в словотворческом процессе по праву занимают авторские художественные произведения, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Среди книг, которые читают взрослые детям, на первом месте стоят сказки К.И. Чуковского, а знание его стихов детьми, является показателем интеллектуальных способностей ребенка. Огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского, так как, они расширяют знания детей об окружающем мире, воздействует на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Литературные произведения К.И. Чуковского сопровождают ребенка с первых дней его жизни и выступают перед ним в единстве содержания и художественной формы.  

Анализ сказок К.И. Чуковского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства, поэтические образы привлекают детское внимание, надолго запоминаются детьми. Книги К.И. Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу бодра и справедливости, в торжество правды.

Его герои: добры доктор Айболит, Ваня Васильчиков, бесстрашный Бибигон, крокодил, удалой комарик - вызывают сочувствие детей, помогая воспитывать у них положительные качества, без назидательности высеивается неряшливость, трусость, зазнайство.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. А увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности.

Проблематика проекта:

1. Дошкольники проявляют большой интерес к сказкам, но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач и иностранных мультиков.

2. Отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей, которые не всегда могут самостоятельно передать содержание повествования в соответствии с особенностями жанра сказки.

3.Дети не могут выделить существенные события и рассказать о действиях главных героев. При пересказе дети не используют средства выразительности, их словарный запас беден.

4. Родители не уделяют должного внимания проблеме обучения дошкольников рассказыванию сказок, развитию внимания, восприятия, памяти, воображения средствами читаемой художественной литературы.

5.Необходима специальная работа по развитию навыков воспроизведения содержания сказок, заучивания стихов по ролям в виде игр - драматизаций, творческого рассказывания на основе знакомства с авторскими стихотворными сказками и их анализа.

Цели проекта:

-Закрепление и развитие устойчивого интереса к авторской стихотворной сказке.

- Развитие всех компонентов устной речи средствами художественной литературы, расширение литературного опыта.

- Формирование речемыслительной деятельности.

Задачи проекта:

1. Образовательные задачи:

- Формировать потребность в речевом общении с применением литературно-художественных средств языка.

- Учить слушать, понимать обращенную речь, отвечать на вопросы ориентируясь на эмоциональную окраску текста и логическую последовательность событий.

- Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.

- Формировать навыки пересказа, понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т.д. с опорой на картинки.

- Формировать языковые средства выразительной речи. Расширять и обогащать словарный запас детей через диалоговую речь.

- Учить рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия.

- Вводить в словарный запас слова с различными смысловыми оттенками.

- Мотивировать желание участвовать в театрализованных представления, создавая эмоционально-образное настроение  через обыгрывание нескольких сценок по знакомым литературным сюжетам.

- Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний.

- Расширять представления об окружающем мире, дикой природе (диких животных и их детенышей).

- Обучать чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно- изобразительных средств.

- Формировать эмоциональную отзывчивость.

- Учить действовать по словесной инструкции.

2. Развивающие задачи.

- Развивать психические процессы, наглядно- образное и словесно - логическое мышление, мелкую моторику.

- Развивать счетные навыки, упражнять   количественном счете в пределах 10.

-Развивать связную речь, навык заучивания стихов.

- Развивать умение строить диалог, пользоваться выразительной монологической речью.

- Укреплять детско-родительские отношения.

3. Воспитательные задачи.

- Побуждать интерес к звучащему слову, воспитывать интерес к языковому богатству.

- Воспитывать интерес к книге, литературным произведениям.

- Воспитывать потребность к осмысливанию поступков персонажей, формировать представления о добре и зле.

- Воспитывать доброе отношение друг к другу, чувство взаимопомощи.

Участники проекта: воспитатели, родители, специалисты ДОУ.

Целевая группа: дети 4-5 лет.

Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, групповой.

Предполагаемый результат:

-Создание комплекса мероприятий, направленных на всестороннее развитие ребенка, средствами художественной литературы.

- Приобщение детей к литературному художественному творчеству К.И. Чуковского, развитие творческого воображения, всех компонентов и выразительности речи.

- Активизация психических процессов и эмоционально- волевой сферы дошкольников, развитие доброжелательности друг к другу и к окружающим их людям.

Презентация проекта в форме информационно-творческих мероприятий.

Содержание работы с детьми:

1. Чтение художественной литературы.

2. Обучение копированию действий персонажей с помощью мимики и психогимнастики.

3. Поощрение способности делиться впечатлениями от услышанного, эмоционально реагировать на поведение персонажей сказок.

4. Слушание, пересказ, запоминание стихотворений.

5. Создание рисунков к разным сказкам.

6. Пересказ прочитанных произведений и их инсценировка.

7. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

8. Викторина по сказкам.

Содержание работы с родителями:

1.Проведение собраний с родителями по теме проекта.

2. Составление списка литературы и подбор произведений для домашнего чтения.

3. Рисование иллюстраций к сказкам.

4. Помощь в пополнении книжного уголка художественной литературой, изготовление атрибутов к сказкам.

5. Помощь в организации выставки рисунков по прочитанным сказкам.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Организационный

1. Определение проблемы проекта.

2. Обсуждение проекта на родительском собрании.

3. Разработка плана мероприятия с участием родителей.

4. Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей.

5. Определение содержания работы для родителей и детей.

6. Включение специалистов ДОУ в творческий процесс.

7 Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта.

8.Вовлечение детей и родителей в процесс решения задач.

2 этап. Практический.

1. Подбор книг-сказок К.И. Чуковского.

2. Составление библиотеки с осуществлением смены экспозиции книг в книжном уголке еженедельно.

3. Оформление выставки "Сказочник К.И. Чуковский".

4. Составление интегрированных занятий по произведениям К.И. Чуковского с привлечением специалистов ДОУ.

5.Изучение произведений К.И. Чуковского в условиях ДОУ (НОД) и на "Домашнем чтении" в семейном кругу.

6. Разыгрывание сюжетов из прочитанных сказок, заучивание стихов с использованием пальчиков игр.

7.Викторина "Угадай книгу".

8. Мини- викторина "Угадай книгу".

9. Просмотр видеофильмов по сказкам К.И. Чуковского "Федорино горе","Доктор Айболит", "Краденое солнце".

10. Знакомство с К.И. Чуковским и его творчеством.

11.Беседы с детьми по прочитанным произведениям с рассматриванием иллюстраций В. Сутеева.

12. Проведение НОД "В гости к доктору Айболиту".

13. Прослушивание отрывков из оперы "Муха-Цокотуха".

14.Организация ролевых игр по сюжетам сказок "Федорино горе", "Краденое солнце".

15.Конкурс рисунков "Любимый персонаж".

16. Детско-родительское рисование по мотивам произведений К.И. Чуковского "Чудо-елочка".

17.Организация зимних снежных скульптур по сказкам К.И. Чуковского.

18. Инсценировка стихов и сказок К.И. Чуковского "Федорино горе", "Доктор Айболит", "Краденое солнце".

3 этап. Заключительный

Подведение итогов проекта. Анализ качества содержания деятельности по проекту.

Итог проекта:

 Развитие и закрепление устойчивого интереса к сказкам К.И. Чуковского, совместной детско-родительской творческой деятельности, активизация мыслительных и речевых возможностей дошкольников, их желания слушать и заучивать стихотворные тексты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с искусством живописи"

Художественное образование и воспитание средствами искусства – неотъемлемая часть достойного образования. «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасн...

педагогический проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Проект на тему "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"...

Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»

Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...

Педагогический проект на тему"Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через внедрение продуктивных видов детской деятельности"

Проект содержит актуальность, цель и задачи. В основу проекта легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.Проект включает план реализации и ожидаемый резул...

Презентация педагогического проекта «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...

Педагогический проект «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи»

Тема проекта: «Развитие художественно-эстетического восприятия у старших дошкольников через ознакомление с жанрами живописи».Участники: дети старшей логопедической группы № 11, воспитатель, младший во...