Сценарий родительского собрания: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Чуркина Юлия Николаевна

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее значении.

Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания: «Опытническая и экспериментаторская деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Форма проведения собрания: семинар-практикум.

Цель: Сформировать представление у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста и ее значении.

Оборудование: Пять прозрачных стаканов, гуашь 4 цветов, кисть, емкость с песком, емкость с водой, камешки, перышко, тетрадный лист и лист плотного картона.

План собрания:

1. Теоретический материал. Сообщение для родителей «Маленькие исследователи».

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

Ход собрания:

1 часть.

«Маленькие исследователи»

Многие детские поступки могут вызвать недоумение взрослых: «Вот он спрятал бабушкин зонтик! Кормил кота ложкой! Налил воду в дедушкины калоши, а на собаку натянул свою шапку!»

Но если проанализировать подобные ситуации, можно заметить, что это не просто проказы, а действия активного экспериментирования в познании свойств окружающего мира. Ориентировочно-исследовательская направленность в поведении ребенка была и раннее. Но теперь он интересуется не только чисто внешними характеристиками вещей, малыш пытается установить какие-то скрытые особенности наблюдаемого объекта.

Почему спрятан бабушкин зонтик? Во-первых, это вещь, которая нажатием кнопки превращается в купол, что, согласитесь, не менее интересно, чем играть с «поющим» волчком. Кроме того, хочется увидеть, как бабушка будет его искать и говорить: «Ах, я старая! Опять куда-то зонт положила и не могу найти! Алешенька, посмотри своими острыми глазками, где мой зонт?» Это – самое настоящее социальное экспериментирование.

Почему ребенок решил ложкой кормить кота? Потому что во вчерашней игре он кормил он игрушечного Котофеича ложечкой, поил его из чашечки, и теперь ему кажется несправедливым, что такого внимания лишен любимец всей семьи кот Васька. Это действие – игровое по аналогии, перенесенное в новую ситуацию, что говорит о высоком интеллекте ребенка.

Почему налил воду в дедушкины калоши? Дедушка хвалился своими калошами: старые, а не промокают! ребенок произвел испытание предмета на его функциональную пригодность, и это говорит о том, что малыш уже понимает функциональное назначение вещей ближайшего окружающего пространства.

Надел на голову собаке свою шапку? Он прекрасно помнит, что без шапочки гулять нельзя, почему же собака может идти на улицу без шапки и сапог? Ей же холодно. Кроме того, ребенок уже видел на улице собак, одетых в «пальтишко», и был крайне удивлен. Эпизод с шапкой говорит о цепкой памяти ребенка и его добром сердце. Ситуация требует от родителей очень деликатного руководства, и никакого порицания.

Ребенок экспериментирует и дома, и на улице. Вот он качает на качелях свое ведерко, наблюдая, как оно движется к краю. Или поднимает одну часть качелей вверх и смотрит, как опускается их противоположная сторона. Обычно такие ситуации очень волнуют взрослых, и они пробуют отвлечь ребенка более безопасными занятиями. Однако действия малыша лишены смысла. Он познает пока еще скрытые для него физические свойства предметов, и сам находит способы их действенного обнаружения, продолжает накапливать информацию об окружающем мире.

Если у родителей не хватает терпения принимать эти «шалости», это значит, что они не до конца понимают интеллектуальных потребностей своего ребенка. Что же делать? Играть, экспериментировать вместе с ним! Показывать, пояснять, направлять детское любопытство в нужное русло.

Что появилось нового в детском экспериментировании к концу 2-го года? Любопытство малютки постепенно под руководством родителей переходит в новое качество: оно начинает приобретать черты любознательности. Однако, хотя самостоятельность ребенка заметно выросла, он еще очень мал, и в этом возрасте оставлять его «один на один» с окружающим миром нельзя. Взаимодействие с крохой - самый главный «дипломатический» прием воспитания в этот замечательный период его жизни.

2 часть.

Элементарные опыты: «Разноцветная водичка»; «Песочек»; «Выпустим воздух из стакана»; «Помоем камешки»; «Тонкая – толстая»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках  их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобре...

Родительское собрание "Как воспитать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста"

Тема: «Как воспитать самостоятельность у детей младшего дошкольного возваста».Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самос...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста навыков в самообслуживании»

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы расскажем, как привить ребёнку навыки самостоятельности в самообслуживании. Но что такое самостоятельность и самообслуживание?Самостоятельность – ценн...

Перспективный план экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Перспективный план экспериментаторской деятельности детей младшего дошкольного  возраста...