Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда
статья (средняя группа)

Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем, ведь речь идет важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд так же, как игра, есть особая форма детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяет удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Р.М. Галяутдинова

Воспитатель  МБДОУ № 15,

г. Салават, Республика Башкортостан

Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем, ведь речь идет важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд так же, как игра, есть особая форма детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяет удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста:

- желание действовать с предметами и получать определенные осмысленные результаты,

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать.

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Задача воспитателя, пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно- изобразительной деятельности, в ручном труде.

Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам, поддерживает творческие инициативы детей. В этот период ребенок получает первичное развитие имеющие задатки к специальным способностям [1. c. 203].

Воспитатель постоянно создает ситуации, способствующие детей активно использовать свои знания, ставить перед ними более сложные задачи, развивать их волю, доводить начатое дело до конца, обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, творчества. Очень важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать воспитанникам рост их достижений, вызывать у них чувство гордости от успешных самостоятельных действий. Самостоятельность способствует освоению детьми умений поставить цель или перенять ее от воспитателя, осуществлять свой замысел, уметь оценивать полученный результат.

Дошкольный возраст такой возраст, когда требуется разносторонне развивать ребенка, а также межличностные сотрудничества, т. е сотрудничество со сверстниками, с взрослыми, игры, общение и совместный труд.  На протяжении дошкольного детства совершенствуются основные виды деятельности детей: игра- манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструкторского вида, коллективная сюжетная игра, индивидуальное и групповое творчество, игры- соревнования, игры- общение, домашний труд. Перед школой за год, за два к названным деятельностям добавляется- учебная деятельность, и ребенок практически оказывается вовлеченным до семи различных видов деятельности, каждый из которых морально и интеллектуально развивает его [1, c.101].

В дошкольных образовательных учреждениях должны быть созданы условия для поддержания интересов детей к ручному труду, что способствует воспитанию творческого начала, аккуратности, начал коллективизма, бережливости.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное  влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
         Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и целенаправленно строить трудовой процесс.

Используемая литература

  1. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых/  Н. А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под редакцией Н.В. Микляевой.- М.: Юрайт, 2012.-642с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
  3. https://urok.1sept.ru/articles/550275.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей дошкольников в процессе ручного труда"

Условия успешной организации творческой деятельности в процессе ручного труда....

Творческий отчет по самообразованию на тему: «Формирование и развитие творческих способностей по средствам конструирования , ручного труда»

Темой для своего самообразования я выбрала не случайно. Я хотела показать, какую роль играют конструирование, ручной труд в развитии ребенка.  Главная цель моей работы- это развитие личност...

Буклет - "Развитие творческих способностей у детей посредством ручного труда"

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом. Способы работы....

Консультация для родителей « Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по ручному труду»

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста, путём создания условий для удовлетворения потребности в самовыражении....

«Развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда»

        На сегодняшний день проблема  развития творческих способностей  у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творче...

План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей посредством ручного труда»

Развитие творческих способностей дошкольников является одним из самых важных жизненных вопросов на современном этапе и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях т...

«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по ручному труду».

В.С.Сухомлинский: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой ...