Организация экспериментальной деятельности на прогулке с детьми дошкольного возраста
статья

Овчинникова Людмила Викторовна

Использование данных методов педагогического взаимодействия способствует лучшему проявлению индивидуальных особенностей и развитию межличностных отношений взрослого и ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель, средней группы

МАДОУ Детский сад № 2 «Радуга»

Овчинникова Людмила Викторовна

Формирование коммуникативных навыков как необходимое условие развития межличностных отношений.

          Социально-коммуникативное развитие детей является одним из ведущих целевых ориентиров, установленных ФГОС ДО.

           Проблема межличностных отношений дошкольников является чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. Решающее значение коммуникативной деятельности или общения для психического развития человека признается всеми. Ни у кого не вызывает сомнений, что взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного.

           Перед родителями и воспитателями дошкольников стоит одна их главных задач - развитие у детей коммуникативных качеств и умения общаться между собой. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда бы не стал цивилизованным, культурно и нравственно развитым. Успешное развитие коммуникативных способностей именно в дошкольном возрасте помогает ребенку быть успешным, принятым и понятым другими людьми в течение всей своей жизни.

          После детского сада ребенок перешагивает на новую ступень - школа. Если у ребенка в дошкольном возрасте были сформированы коммуникативные качества, то ему становится легче установить контакт с детьми в школе. Наличие друзей в классе, желание с ними общаться влияет на отношение ребенка к учебе. Дети, которые умеют общаться со сверстниками и с взрослыми, как правило, ждут встречи с одноклассниками, у них появляется желание приходить в школу, такие дети чувствуют себя частью коллектива, это дает ему возможность лучше усваивать знания и приобретать определенные умения и навыки в процессе учебы. Намного тяжелее учиться детям, которые оказались непринятыми в детский коллектив и не смогли подружиться с одноклассниками. Исходя из этого, родители и педагоги именно в дошкольном возрасте должны уделять особое внимание развитию коммуникативных качеств детей для развития межличностных отношений. Успешной социализации человека в обществе способствуют развитые коммуникативные навыки: умение эффективно общаться с другими людьми, умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации, способность доносить информацию вербальными и невербальными средствами.

          Для достижения результата по формированию коммуникативных навыков нами, были определены следующие задачи:

- расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими;

- сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам;

 - воспитывать умение сотрудничать в различных видах деятельности, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях и других проблемах общения. Работу строим на следующих принципах:

- интеграции программных областей знаний, которая позволяет ребенку осваивать целостную картину мира, накапливать социальный опыт;

 - обеспечении психологического комфорта, создания атмосферы семьи, где его воспринимают и любят, таким какой он есть, и повышенного внимания к здоровью детей;

- уважении личности ребенка, ориентации на его интересы; - предоставлении детям самостоятельности, права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.

           Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в нескольких направлениях:

1 направление «Здравствуйте, это я! »

Включает в себя работу по развитию у ребѐнка представлений об особенностях своей личности, уверенности в себе (ежедневный круг любви и дружбы, где дети дарят друг другу комплименты и добрые слова, похвала взрослого, даже маленькой удачи ребенка — способствует укреплению силы и действенности возникшего у детей мотива к разной деятельности.)

2 направление

«Давайте жить дружно» Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребѐнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Решать конфликтные ситуации. ( Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, совместных мероприятий. Для решения конфликтов в группе существует кресло примирения).

3 направление «Мы артисты»

Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Занятия с использованием игротерапии (проигрывание разных игровых ситуаций, немного похожих на сюжетно – ролевые игры, где ребенку предлагается сыграть доброго врача, смешного дворника, строгого начальника) В процессе игры дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Занятия с использованием сказкотерапии, дают возможность увидеть свои проблемы как в зеркале, проработать их через сказочный сюжет, на уровне поведения. Сказочный сюжет облегчает принятие и выход из проблемной ситуации раскрывает скрытые внутренние ресурсы через проигрывание сказочных сюжетов. А еще помогает раскрепощаться, быть артистом.

4 направление « Вместе веселее »

Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов: общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников.

          Для достижения положительного результата в процессе воспитания и взаимодействия педагог и ребенок, используем следующие методы:

          Метод эмоционального взаимодействия – это отношения между воспитателем и воспитанниками на основе доброжелательности, взаимоуважения и взаимодоверия. Использование данного метода способствуют, в первую очередь, установлению эмоционального контакта между участниками педагогического процесса (воспитатель и воспитанник). В данных условиях у детей возникает состояние психологического комфорта, эмоционального удовлетворения. У педагога появляется возможность более глубокого понимания эмоционального состояния ребенка, что помогает почувствовать переживания детей, их аффективные реакции в общении, тревожность, недоверие или открытость. Метод эмоционального взаимодействия помогает дошкольникам раскрыть свои потребности, а педагогу, соответственно, их обнаружить.

          Метод педагогической релаксации – это снятие напряжения, повышенного мышечного тонуса, блокирующего нормальную деятельность мозга ребенка. Авторитет взрослого способен непроизвольно подавить ребенка, что может выразиться в затрудненности восприятия. Снятие дискомфорта перед взрослым – необходимое условие мобилизации ребенка на раскрепощенное общение с воспитателем.

          Метод эмоционального подкрепления – это формирование и укрепление положительных эмоций как в процессе деятельности, так и по достижении конечного результата. Ребенок, испытав однажды чувство эмоционального удовлетворения, стремится вновь пережить чувство эмоционального комфорта при взаимодействии со взрослым. Данный метод способствует закреплению возникшего мотива деятельности.

          Использование данных методов педагогического взаимодействия способствует лучшему проявлению индивидуальных особенностей и развитию межличностных отношений взрослого и ребенка.

          Большое значение в воспитании коммуникативных навыков имеет семья и личный пример родителей. Дети постоянно наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. И стараются зачастую их копировать. Наша задача донести это до родителей, помочь, научить, подсказать. Этому способствуют родительские собрания, совместные мероприятия, беседы.

          Наши дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах.

          Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.Исходя из этой цели...

Презентация "Значение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Организация познавательно — исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности — важнейшие направления работы педагогов ДОО....

Рекомендации для педагогов "Использование элементарной экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста"

Рекомендации для педагогов "Использование экспериментальной детельности в работе с детьми дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей «Организация подвижных игр на прогулке с детьми дошкольного возраста»

Игра является основной деятельностью, которой принадлежит главная роль в формировании личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Играя, дети познают мир....

Консультация для родителей: «Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром»

Обучение в детских садах направлено на развитие личности ребенка, чему способствует экспериментальная деятельность, которая помогает выработать у дошкольников самостоятельность, наблюдательность, комм...