ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ
консультация (младшая группа)

Колотилина Ольга Валерьевна

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста отличаются  повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, включение сюрпризных моментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ  ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Раннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Дети раннего возраста отличаются  повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребенка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей зависит устойчивость внимания на занятиях. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, включение сюрпризных моментов.

Обычно в двухлетнем возрасте дети начинают посещать ДУ. В соответствии с этим занятия в первой младшей группе  направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения.

Театрализованные представления, действия которого обыгрываются с помощью игрушек, являются универсальным средством гармоничного развития дошкольников и эмоционального взаимодействия ребенка и взрослого. Театрализованное представление дает детям яркие художественные впечатления, учит внимательно следить за развивающимся сюжетом, побуждаем малышей принять активное участие в действии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых инструментах, попеть, поиграть в пальчиковые и подвижные игры. Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Игровые театрализованные досуги помогают малышам освоить элементарные этические понятия, воспитывают культуру общения и эмоциональную отзывчивость, развивают эстетический вкус.

Большую роль в развлечениях играет музыка. Великий русский ученый В.М.Бехтерев в своих трудах по психологии детей раннего возраста отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».

Музыкальный материал, включенный в досуги, тщательно подбирается. Необходимо включать народный музыкальный фольклор, произведения из золотого фонда музыкальной педагогики.

В сценарии досугов следует включать стихотворения замечательных поэтов В.Степанова, А.Барто, З.Александровой, М.Ясного и многих других, детские потешки и песенки народов мира. Такое внимание к художественному слову неслучайно, так как дети раннего возраста любят слушать стихи, их буквально завораживает поэтический ритм.

Развлечения следует проводить, ориентируясь только на позитивные реакции детей. Если дети излишне возбудились или устали, желательно сократить представление. Опыт показывает, что при артистизме, эмоциональности педагога дети прекрасно справляются с полным объемом работы, сохраняя устойчивость внимания до 30 минут за счет смены видов деятельности. В раннем возрасте дети очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это дает возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

Театрализованные развлечения для малышей рекомендуется проводить один раз в неделю во второй половине дня. Их организатором может быть как музыкальный руководитель, так и воспитатель. Речевой, игровой и музыкальный материал желательно включать в другие виды деятельности.

Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Ранний возраст – пора оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Осуществляется это различными путями: слушание музыки, подпевание и пение, музыкально-ритмические упражнения, танцы, хороводы.

Основные задачи музыкального воспитания детей этого возраста состоит в том, чтобы дать детям радость, побуждать их к восприятию ярких музыкальных впечатлений, прививать интерес и любовь к музыкальным занятиям, развивать музыкальную восприимчивость (музыкальный слух, память, чувство ритма, связывать с музыкой движения в плясках и хороводах).

Огромное значение, в связи с этим, приобретает личность музыкального руководителя и воспитателя. От их профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат музыкального воспитания. Методикой музыкальной работы с детьми этого возраста должна быть разнообразной и гибкой. Надо помнить, что восприятие начинает формироваться в самом раннем возрасте, когда ребенок впервые услышит музыку, которая вызывает у него эмоциональную реакцию – радость. Их интересуют близкие и понятые музыкальные образы: петушок, жабка, грибок, солнышко и другие, яркие по содержанию и легкие по мелодии. Это способствует быстрому слуховому восприятию песен и их усвоению.

Подражая, у ребенка с каждым годом увеличивается запас его музыкальных впечатлений. Восприятие формируется и развивается на основе практической деятельности, через все виды музыкального искусства. Они уже без больших усилий запоминают музыкальный материал, предложенный в игровой, сказочной форме:.

Дети второго года жизни умеют подражать тому, что они видят, поэтому в работе с ним необходимо использовать музыкально-двигательный показ. Так, разучивая такие произведения, как «Мы маленькие», «Покружись и поклонись», «Сапожки», педагог не только поет, но и показывает движения, которые потом повторяют дети, подпевая отдельные слова.

При разучивании танца, хоровода, песни желательно использовать наглядный материал: картины, сказочные персонажи, отдельные детали костюмов и различные театры. Д.Б.Кабалевский отмечал, что запомнить в музыке можно только-то, что понятно и эмоционально прочувствованно.

У детей третьего года жизни проявляется большой интерес к музыке и музыкальным занятиям. Они умеют связывать простые движения с музыкой в танце, хороводе; различают контрастные особенности звучания (громко-тихо, высоко-низко); подпевают и поют отдельные музыкальные фразы; слушают небольшие инструментальные пьесы, наиболее выразительные по характеру.

В обучении пению дети этого возраста делают большие успехи за год. Если в начале они еще подпевают отдельные фразы и слова, то во второй половине учебного года многие из них поют песни от начала до конца.

Природная музыкальность и пути ее развития в концепции Карла Орфа. Элементарное музицирование

Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути. Новое постигается ребёнком деятельно и всегда в поле обозрения того, что им уже усвоено и принято на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта. Огромно значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять.

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования.

Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Ценность тематических занятий в концепции Карла Орфа заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий;

дают возможность детям “играть” своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность;

развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование,

учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им; бережно относиться к партнёру во время занятий; угадывать намерения друг друга, сотрудничать.

Музыкальные инструменты Карла Орфа

Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплекс инструментов, называемый обычно «Орфовский набор». Основу его составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили – колокольчики. Но глокеншпиль – это не колокольчики в традиционном значении. Так называют разновидность металлофона (маленького размера) за чудесный звонкий, чистый и очень высокий звук. В европейской музыке его впервые использовал В.А.Моцарт в хоре «Волшебные колокольчики» из оперы «Волшебная флейта». Все эти инструменты принято называть ударными (по способу игры). Они разделяются на мелодические (звуковысотные): ксилофоны, металлофоны, глокеншпили – и шумовые различных видов.

Основу инструментария составляет базовый набор: сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из палисандрового дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штиф и располагаются над резонарным ящиком, который обеспечивает высокое качество звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается набор палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки.

Прообразом орфовских ксилофонов был африканский ксилофон «маримба», в котором резонатором для деревянных пластин служили высушенные тыквы, а также его индонезийский каменный вариант. Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, известный знаток музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми инструментами  европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блокфлейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в орфовском наборе. Неплохо сочетаются с общим ансамблем гитара, виолончель. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие.

Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф-уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы, колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним ударяют деревянной или металлической палочками.

Орфовские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой, гармоничностью и как нельзя более подходит к пению детей. Звук ксилофона негромкий, мягкий, протяжный; он не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определенность исполняемой музыки. Металлофон также обладает мягким звуком, используется как мелодический и аккомпанирующий инструмент. У глокеншпиля высокий, чистый, быстро гаснущий звук, прекрасно сочетающийся со звучанием ксилофонов, блокфлейты. Ни один из инструментов в орфовском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им не время стать.

Завораживающая, чарующая красота звучания орфовских инструментов притягательна для детей, что дает возможность педагогу с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Высокое качество звучания и разнообразие инструментов орфовского комплекта позволяет блестяще справиться с этой немаловажной задачей. Ведь знакомство с различными звуками должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха.

Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят на них играть всегда. Растормаживающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ни с чем иным не сравнишь. Техническая легкость игры, способность инструментов тотчас же откликаться на прикосновение  чудесными звуками располагают и побуждают детей к игре ими, а далее – к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки.

Создание этого инструментария было особой задачей Орфа. Лишь с помощью этих инструментов может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфовских инструментов позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, так как каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство.

Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов». Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была «заимствована» Орфом у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяет организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Четыре основных тембра – это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки.

Чрезвычайно развита и изобретательна используемая Орфом система тамбро-ритмического воспитания на основе звучащих жестов позволяет создать не только аккомпанемент, но и целые композиции, построенные по всем строгим законам музыки. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров – их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, так как ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакция с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью. Пожалуй, звучащие жесты как форма тембро-ритмической работы не имеет аналогов в нашей педагогической практике по доступности и своим творческим возможностям, особенно в сочетании с речью и движением.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Самые первые представления о выразительности различных тембров они получат, если попробуют озвучить какую-нибудь сказку, например «Теремок». Выложите на стол шумовые инструменты, начните рассказывать сказку. Предложите детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Договоритесь, кто какую партию будет играть. Можно сделать список «действий» персонажей, например: ТЕРЕМОК – треугольник; ТУУК-ТУК – два кубика; МЫШКА - треугольник; ЛЯГУШКА – бубен; ЗАЙКА – ксилофон; ВОЛК – кастаньеты на ручке; МЕДВЕДЬ – барабан; ТЕРЕМОК РАЗВАЛИЛСЯ – игра всех инструментов.

Нет необходимость говорить о том, что озвучив таким образом сказку можно инсценировать.

Рассказывая сказку детям старшего возраста, пропускайте слова, обозначающие персонажей, пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: «Стоит в поле…(ложки); он не низок не высок. Бежала мимо…(треугольник) и т.д.

С детьми 6-7 лет можно начать придумывать графические обозначения для различных инструментов и затем составлять простейшие тембровые партитуры, в которых фиксируются последовательности игры инструментов, а также могут моделироваться динамика и фактура в самом общем виде.

Нарисуйте любую подобную партитуру на большом листе и предложите ее озвучить. Дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их. Можно придумывать партитуры для самых обычных предметов, из которых можно извлечь звук: для кубиков, карандашей, стеклянных стаканов, бумаги, металлических предметов, крупы, насыпанной в коробочки.

Спонтанные игры с инструментами можно проводить с дирижером. Дети берут инструменты, распределяются по группам и становятся или садятся вокруг дирижера, который показывает, какой группе играть. Характер игры определяет дирижер, причем движения , им придуманные, могут быть самыми разнообразными: лишь бы было понятно, метрично или спонтанно надо играть. Особый знак должен использоваться для игры всем инструментам вместе.

Голоса детей могут использоваться подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: свист, шипение, кряхтение, вдохи, выдохи, фонемные слоги – огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует активный « инструментальный» словарь ребенка. Эти звуки также с легкостью используются детьми в озвучании сказок и стихов и в качестве аккомпанемента к движениям.

Речевые игры и упражнения в концепции Карла Орфа

Применение речи в обучении музыке – один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Вильгельм Келлер, автор книги «Музыка для детей», считает речевые упражнения истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования.

Для музыкального воспитания речевые игры важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – один из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся: темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, а также динамика, тесситура, фактура, фразировка, акцентуация, форма. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки – одна из очень удачных находок Орфа.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и  мелодического, считал К. Орф, стоит упражнение речевое. Ритмизированная речь получила в концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Ими обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного языка и даже иностранного. Речевые упражнения – это ритмические декламации стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм мелодии, так и специально сочиненный измененный в педагогических или иных целях.

По отношению к музыке речевое упражнение означает, прежде всего, ритмическую и темброво-звуковую тренировку.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Опора на истинные ценности, прошедшие испытания временем, была особой заботой Орфа. Важна для него была и анонимность материала, позволявшая свободно общаться с ними. Именно поэтому выбор пал  на фольклорные образцы.

Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст является лучшей предпосылкой для плодотворного музицирования. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко-ритмическую сторону. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы с удовольствием им принимаются и музыкально обрабатываются. Любимы детьми так называемые цепные рифмы и песни, дающие возможность разворачивать длинные сюжеты.

Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнении даже дошкольниками, способствуют формированию распределенного дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования.

Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки. Именно из речи ребенок постепенно черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. Каждая речь модель «Шульверка» подразумевает различные интерпретации в динамике, регистре, тембре, с различной артикуляцией, в различном темпе, а также шепотом, в «нос» и т. д.

Широко используется в речевых упражнениях игра чисто звуковыми элементами речи – артикуляционная игра и игра голосом.

Фонематические и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр. Удачно найденная фонема, слог, интересная их темброво-ритмическая интерпретация могут образовывать остинато для аккомпанемента, стать основой для новой части формы или просто элементом для импровизационной звуковой игры. Фонемные слоги для речевых игр часто образуются произвольными сочетаниями звуков (синти-бринти, фок-трок) и могут быть звукоподражательными (кап-кап, трах-бах, дили-дон). Во втором случаи они носят знаковый характер, являясь прообразом целого ряда музыкальных интонаций, которые дети осваивают в первую очередь.

Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомств и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм (фраза, предложение, строфа, запев-припев, рондо, вариация) осваиваются детьми в речи легко и просто.

В самом начале детская речевая импровизация может выражаться в добавлении нового слова или строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму к заданной модели, в образовании различных комбинаций из ритмизированной цепочки слов.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные  богатые возможности для различных интерпретаций. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных.  

Импровизируйте, придумывайте свои речевые модели. Станьте и вы творцом, как мечтал об этом Карл Орф, создавая свой «Шульверк»! Он без тени сомнения предложил каждому педагогу стать с ним на одну ступень и, творя музыку вместе с детьми, открыть в себе источник ни с чем не сравнимой радости. Источник этот – элементарное музицирование, импровизационное, фантазийное, притягательное для всех его участников!

МУЗЫКА – СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО

 ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки…), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев и припев, три части в пьесе…), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный запев, энергичный, подвижный припев). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих спортсменов, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков… Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

ОСОБЕННОСТИ  СЛУХА  И  ГОЛОСА  РЕБЕНКА

Пение - сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового, мышечного ощущения.

Дети подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами. При этом слух контролирует правильность звукоподражания.

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными. Доктор Е.И.Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчеркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

 Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда  служит выразительное, правильное пение взрослого и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звуковысотными и ритмическими понятиями, которые складываются в ходе постоянных упражнений, развивающих мелодический слух, определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности, поют интервалы, попевки. Слух ребенка все время контролирует правильность звучания.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы.

Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только краев, характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса  предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала - репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей.

Во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы  большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка.

Необходимо следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную  и сырую погоду.

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ

 САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на ДМИ, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благополучные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, стараясь заинтересовать музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью – это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно их брать и играть?» «Я вот как умею играть», - говорит взрослый, показывает пример игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? - говорит воспитатель и проигрывает запись. – Хорошо бы нам сделать библиотечку наших пластинок, кассет, дисков. Можно вырезать кружочки – пластинки и на них нарисовать, о чем играет музыка». Таких примеров не мало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных детей или наоборот, излишне активных.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что нового надо внести в оборудование музыкальной  деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение и не односторонни ли у них интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а, учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «возбуждать интерес», «координировать взаимоотношения детей» и т.д.

 Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

ВОКАЛЬНО – РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

Цель вокально-речевых игр – развитие у детей ладового чувства, звуковысотного, динамического, тембрового слуха и чувства ритма в процессе музыкально-речевого интонирования на основе имитации (голосового звукоподражании) интонем разнообразных объектов окружающей действительности. Их сущность заключается в восприятии звукового комплекса, который представляет собой комбинацию музыкальных и шумовых звуков, интонационно отражающих ту или иную эмоцию (удивление, важность, нежность, злость, радость, грусть…).

 Данные игры способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции с помощью речевых и певческих действий. В данном случаи особое внимание уделяется формированию естественного звучания голоса, звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция), предусматривается развитие интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря и эмоционального воображения. В работе с детьми мы используем в основном разнообразные звукоподражания, которые интонируются в медленном или быстром темпе, тихо или громко, в разном интервальном соотношении, необходимом для моделирования содержания эмоции.

Художественное моделирование и воспроизведение высоких, ритмических и динамических соотношений звуков с помощью голоса позволяют ребенку прочувствовать смысл музыкального звучания и открыть целый ряд ассоциативных ощущений. Такая деятельность позволяет дошкольнику выявить воображаемые свойства обследуемых объектов в игровой ситуации и образно ощутить себя в их роли. Это обусловлено тем, что детям дошкольного возраста свойственно одушевлять, «оживлять» неживые объекты действительности. Такое «очеловечивание» способствует созданию воображаемой ситуации и возникновению игровой деятельности.

Вначале мы знакомим детей с наглядными моделями эмоционального содержания музыки, сущностью отображенных в них знаков и символов художественной выразительности. Затем предлагаем поиграть в процессе слушания музыки.

                    МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ – ДИЗАЙНЫ

Музыкальные игры – драматизации способствуют развитию линейно-цветовых ассоциаций у детей в процессе слушания музыки. В работе с дошкольниками они используются в нескольких направлениях. Одни из их содействуют накоплению цветовых впечатлений, другие-линейных ассоциативных представлений, третьи выражают эмоциональную сущность форм. В процессе работы используется разнообразный игровой дидактический материал: цветные фигуры, графические схемы линейного изображения мелодий, сюжетные иллюстрации ( домик для сердитой и доброй Бабы-Яги; важный и огорченный петух; радостный и грустный цветок и т.д.).

В процессе распредмечивания содержания музыкальной эмоции дети подбирают цветовой фон в соответствии с эмоциональной характеристикой. Можно предложить следующие творческие задания: раскрашивание силуэтов в соответствующие цветовые оттенки как в индивидуальном, так и в коллективном рисунке; игры с цветными фигурами, конструирование различных форм, выражающих ту или иную эмоцию; определение формы (домик в котором будет жить болтливая или печальная сорока; лепестков у сердитого или печального цветка и т.д.); внешнего вида леса, в котором живет грустный или радостный мишка; выбор линии, которой можно изобразить ласковый ветерок или образ важного облака и т.д. Причем данные средства художественной выразительности ассоциируются с эмоцией, выраженной в музыке. Так, нежность изображается розовым или голубым цветом, плавной, волнистой линией, округлой неправильной формы фигурами. К таким музыкально-игровым этюдам мы отнесли следующие: «В каком домике живет музыка», «Музыкальные загадки», «Радостная и грустная кукла», «Картины о музыке», «Цветные шарики» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "Веселый малыш-заяц"

Праздник с воздушными шарами...

Сценарий развлечения для малышей на 8 марта

Развлечение для ясельной группы с использованием кукол би-ба-бо...

Театрализованная деятельность для малышей

Театрализованная деятельность для малышей...

Сценарий театрализованной сказки для малышей

Театрализованная сказка "Теремок" для дошкольников старшей группы с участием детей младшей группы....

Сценарий осеннего развлечения для малышей «Собачка Жучка в гостях у малышей»

Сценарий осеннего развлечения для малышей «Собачка Жучка в гостях у малышей»Под музыку малыши входят в зал.Ведущий.Посмотрите, ребята,Мы попали в осенний лес.Как красиво осенью здесь!Давай...

Программа кружка по театрализованной деятельности «Театр малышам»

Программа кружка по театрализованной деятельности «Театр малышам»...

Театрализованные игры вжизни малышей

В процессе игр - инсценировок дети учатся понимать  и исползовать язык мимики и жестов, совершенствуют речь...