Сенсорные игры в домашних условиях для детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи.
консультация (младшая группа)

Солженикина Елизавета Алексеевна

Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия, научиться  обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.                                                                               Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Поэтому в работе с недоразвитием речи в качестве  наглядных пособий лучше использовать натуральные  предметы, при этом давать детям активно действовать с ними.

Предлагаю Вашему вниманию  игры на развитие сенсорного опыта, в которые  можно поиграть вместе с детьми дома.

Развитие обоняния.

Дыхательная гимнастика на формирование правильного вдоха «Узнай по запаху»

Подготовьте 2 непрозрачные баночки и 2 сильно пахнущих продукта. Очень хорошо, если у Вас есть кофе в зёрнах и мята. Почему подходит именно «кофе» и «мята»? Эти слова самой простой слоговой структуры и их проще всего сказать ребёнку. Также можно отработывать слоги «Ах!», «Ох!», слово-указатель «это». Можно взять и другие продукты (мандарин, трубочка корицы). Также подготовьте второй экземпляр этих продуктов и выложите на две тарелочки.  

Прежде чем начинать игру, познакомьте детей  с запахами: кофе можно показать и дать понюхать, мандарин можно вместе почистить, мяту заварить, трубочку корицы покатать в ладошках.  Очень важно подготовить сюрпризный момент: например, спрятать баночки в необычный пакетик и предложить ребёнку посмотреть, что внутри. После этого попросите  ребёнка закрыть глаза и понюхать и угадать, что же спряталось в баночке. Следите, чтобы ребёнок  вдыхал глубоко, но не долго. После этого предложите ребёнку тарелочки и попросите показать, что было в баночке.

Развитие зрительного внимания.  

Игра» Найди твой цвет»

Дайте ребёнку  в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и так далее). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Можно играть всей семьёй. Для этого разыграть цвет с помощью фишек, или разноцветного кубика. Каждому члену семьи – свой цвет. Поставить детскую песню и  пока играет  песня – найти все предметы. Очень важно объяснять правила медленно, не торопить малыша, мотивировать на участие и, конечно, поддаваться, так как в ситуации успеха у ребёнка эта мотивация сохранится.

Развитие слухового внимания.  Игра « Прогноз погоды»

В эту весёлую игру  также можно играть всей семьёй. Для этого Вам понадобится: зонт,  звуки дождя и звук пения птиц  (легко отыскать на бесплатных музыкальных ресурсах). Взрослый предлагает ребёнку «прогуляться», послушать как поют птицы или превратиться в птиц (выполнять движения взмаха крыльев), а если малыш услышит звук дождя, то сразу спрятаться под зонт к взрослому.  Перед игрой можно послушать эти звуки, попросить  ребёнка сказать словом или   звукоподражанием, кто это – птица/ чик-чирик, пи-пи-пи, дождь/кап-кап.

Развитие тактильного внимания.  Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Лучше использовать предметы из  окружающего мира, знакомые ребёнку : шишка, камень, деревянная палочка, ракушка и т.п.; предметы быта – ложка, вилка, кружка и др.; можно взять небольшие игрушки.Предложите ребёнку определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.  Перед игрой также лушче рассмотреть предметы, выяснить точно ли знаком ребёнок с этим предметом.

Развитие вкусовых ощущений.  Игра «Определи на вкус»

Можно использовать вариант первой игры с баночками, но только теперь пробовать на вкус. Подбирайте  продукты индивидуально, но чтобы вкус был ярко различен, например соленый огурец и  сладкая конфета. Варианты:  фрукты и овощи  (яблоко и помидор, банан и огурец), колбасы (вареная и копченая), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), молочные продукты ( сметана и кефир).

Также важно помнить, что меню должно быть  всегда разнообразное и  сбалансированное, оно необходимо для развития  вкусовых анализаторов,  а также для развития жевательных  навыков.

Дорогие родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот здорово!», «Давай помогу!» Помните, во чтобы Вы не играли с ребёнком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении! Вовремя останавливайтесь, если чувствуете, что устали.

Успехов!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_igry_v_domashnih_usloviyah_dlya_detey_3-4_let.docx68.62 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорные игры в домашних условиях для детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи.

Солженикина Елизавета Алексеевна

учитель-логопед ГБДОУ д/с № 362

Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития восприятия, научиться  обследовать предметы: рассматривать, ощупывать, вслушиваться в мелодию или звучащую речь. Развитие восприятия тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи.

        Одной из первостепенных задач следует считать обогащение чувственного опыта ребёнка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, слухового, в частности фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Поэтому в работе с недоразвитием речи в качестве  наглядных пособий лучше использовать натуральные  предметы, при этом давать детям активно действовать с ними.

Предлагаю Вашему вниманию  игры на развитие сенсорного опыта, в которые  можно поиграть вместе с детьми дома.

Развитие обоняния.

Дыхательная гимнастика на формирование правильного вдоха «Узнай по запаху»

Подготовьте 2 непрозрачные баночки и 2 сильно пахнущих продукта. Очень хорошо, если у Вас есть кофе в зёрнах и мята. Почему подходит именно «кофе» и «мята»? Эти слова самой простой слоговой структуры и их проще всего сказать ребёнку. Также можно отработывать слоги «Ах!», «Ох!», слово-указатель «это». Можно взять и другие продукты (мандарин, трубочка корицы). Также подготовьте второй экземпляр этих продуктов и выложите на две тарелочки.  

Прежде чем начинать игру, познакомьте детей  с запахами: кофе можно показать и дать понюхать, мандарин можно вместе почистить, мяту заварить, трубочку корицы покатать в ладошках.  Очень важно подготовить сюрпризный момент: например, спрятать баночки в необычный пакетик и предложить ребёнку посмотреть, что внутри. После этого попросите  ребёнка закрыть глаза и понюхать и угадать, что же спряталось в баночке. Следите, чтобы ребёнок  вдыхал глубоко, но не долго. После этого предложите ребёнку тарелочки и попросите показать, что было в баночке.

Развитие зрительного внимания.  

Игра» Найди твой цвет»

Дайте ребёнку  в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и так далее). Предложите ему пройти по дому и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.
Можно играть всей семьёй. Для этого разыграть цвет с помощью фишек, или разноцветного кубика. Каждому члену семьи – свой цвет. Поставить детскую песню и  пока играет  песня – найти все предметы. Очень важно объяснять правила медленно, не торопить малыша, мотивировать на участие и, конечно, поддаваться, так как в ситуации успеха у ребёнка эта мотивация сохранится.

Развитие слухового внимания.  Игра « Прогноз погоды»

В эту весёлую игру  также можно играть всей семьёй. Для этого Вам понадобится: зонт,  звуки дождя и звук пения птиц  (легко отыскать на бесплатных музыкальных ресурсах). Взрослый предлагает ребёнку «прогуляться», послушать как поют птицы или превратиться в птиц (выполнять движения взмаха крыльев), а если малыш услышит звук дождя, то сразу спрятаться под зонт к взрослому.  

Перед игрой можно послушать эти звуки, попросить  ребёнка сказать словом или   звукоподражанием, кто это – птица/ чик-чирик, пи-пи-пи, дождь/кап-кап.

Развитие тактильного внимания.  Игра «Чудесный мешочек»

Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Лучше использовать предметы из  окружающего мира, знакомые ребёнку : шишка, камень, деревянная палочка, ракушка и т.п.; предметы быта – ложка, вилка, кружка и др.; можно взять небольшие игрушки.

Предложите ребёнку определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек.  

Перед игрой также лушче рассмотреть предметы, выяснить точно ли знаком ребёнок с этим предметом.

Развитие вкусовых ощущений.  Игра «Определи на вкус»

Можно использовать вариант первой игры с баночками, но только теперь пробовать на вкус. Подбирайте  продукты индивидуально, но чтобы вкус был ярко различен, например соленый огурец и  сладкая конфета. Варианты:  фрукты и овощи  (яблоко и помидор, банан и огурец), колбасы (вареная и копченая), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), молочные продукты ( сметана и кефир).

Также важно помнить, что меню должно быть  всегда разнообразное и  сбалансированное, оно необходимо для развития  вкусовых анализаторов,  а также для развития жевательных  навыков.

Дорогие родители! Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот здорово!», «Давай помогу!»

Помните, во чтобы Вы не играли с ребёнком,  главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении! Вовремя останавливайтесь, если чувствуете, что устали.

Успехов!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник домашних заданий учителя логопеда в средней группе детей (4-5 лет) с общим недоразвитием речи

Домашнее задание учителя логопеда разработано для детей 4-5лет (средняя группа) с общим недоразвитием речи. Направлено на закрепление в домашних условиях формирования высших психических функций,...

Акцентируем внимание родителей , педагогов дошкольного уровня образования, педиатров на таких важных коммуникативных речевых проблемах детей:задержка психо-речевого развития ,общее недоразвитие речи, алалия (моторная, сенсорная, смешанная))

. Акцентируем внимание родителей , педагогов дошкольного уровня образования, педиатров на таких важных коммуникативных речевых проблемах детей:задержка психо-речевого развития ,общее недоразвити...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...

Домашние задания для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи (ОНР)

Данные логопедические домашние задания по различным лексическим темам предназначены для детей 5-7 лет с ОНР и их родителей.На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и о...

Дидактические игры для активизации словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры на активизацию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста необходимы, для того, чтобы обогащать словарь детей новыми словами, усваивать ранее неизвестные. Закреплять и уточнять ...

Картотека домашних заданий по лексическим темам для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи

Картотека состоит из 38 парных карточек - заданий, предназначенных для выполнения домашних заданий по лексическим темам дошкольниками  старшего и подготовительного возраста речевой группы....

Картотека домашних заданий по лексическим темам для детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи

Картотека домашних заданий по лексическим темамдля детей 5 – 7 лет с общим недоразвитием речи...