Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста
консультация (средняя группа)

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей20.1 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Проблема нравственного воспитания в педагогике активно изучалась еще в далеком прошлом Я.А. Коменским, И. Гербартом, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и другими. Они отмечали особую значимость нравственности в формиро вании и развитии личности. Я.А. Коменский утверждал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно сделать человека» [10, с.15]. В настоящее время в обществе прослеживается глобальный кризис в понимании нравственных качеств и морали. Многие современные семьи отдают предпочтение материальным ценностям, нежели духовным. Данный факт обуславливает искажение у подрастающего поколения представлений ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Это повлекло за собой отклонение от моральных норм и правил, заметное падение стабильности нравственных убеждений и отношений, что приводит к неоправданным последствиям в нравственном воспитании детей и подростков. Специалисты отмечают размытость в понимании критериев добра, милосердия, сопереживания и других категорий нравственности. В связи с появлением тенденции снижения уровня сформированности основ нравственного поведения у современных детей родителям и педагогам необходимо уделять особое внимание формированию нравственных представлений, которые являются фундаментом развития высоконравственной личности [1]. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для нравственного развития детей. В этот период интенсивно происходит процесс усвоения нравственных норм детьми, который заключается в следующем: под влиянием норм и требований социума у дошкольников формируются базовые основы нравственного сознания – нравственные представления, являющиеся первыми ориентирами в оценке поступков окружающих и основой для развития умений регулировать собственное поведение [8; 15]. Проблема нравственного воспитания волновала ученых и общественных деятелей во все времена. Так, 50–80-е гг. XX в. стали периодом целенаправленных исследований в области нравственного воспитания дошкольников. Их возглавляли видные ученые в области дошкольной педагогики: Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, Т.А. Маркова, А.П. Усова, З.Н. Борисова и позже – А.В. Булатова, В.Я. Воронова, В.В. Кондратова, Р.С. Буре, С.А. Козлова и др. В 80–90-е гг. XX в. исследователи продолжали активное изучение проблемы нравственного воспитания. Особое внимание данному направлению уделяли следующие ученые: Т.И. Ерофеева, Г.И. Григоренко, Е.В. Шишлова, И.М. Княжева, Г.Н. Гришина, О.В. Артамонова, А.Ш. Шахманова, Е.С. Бабунова и др. Они полагали, что в процессе нравственного воспитания у детей должно формироваться гуманное отношение, отражающееся в уважительном отношении к взрослым, к сверстникам и всему окружающему. Современными педагогами были выделены различные направления нравственного воспитания дошкольников. Например, такие педагоги-практики, как Н.Л. Вишленкова, И.К. Крюкова, А.В. Чернова, С.Ю. Яцук, одним из важнейших аспектов нравственного воспи- 56 тания рассматривают процесс формирования дружеских отношений у дошкольников [3]. В статье Е.А Кудрявцевой акцент сделан на том, что эмоциональный опыт личности должен заключаться в формировании у ребенка умения переживать и радоваться, сочувствовать и помогать окружающим. По мнению этих специалистов, основу развития нравственных чувств должно составлять формирование у дошкольников представлений о таких понятиях, как «добро», «сочувствие», «сопереживание», «взаимопомощь» [13]. Н.Г. Грачева, В.В. Дмитриева, И.В. Кирилова, Е.А. Митричева в качестве важного направления нравственного воспитания рассматривают воспитание любви к русской культуре. Исследователи отмечают, что от нравственных качеств каждого человека зависит успешность не только отдельной личности, но и общества в целом. Поэтому основная цель педагога в дошкольном учреждении заключается в том, чтобы создать такие условия, при которых в каждом детском сердечке могут сформироваться представления о доброте, сочувствии, ласки, любви к себе и окружающему миру [5]. О.М. Потаповская в своей диссертации раскрывает основные особенности духовно-нравственного воспитания. Автором был проведен анализ комплексных программ, который показал, что «понятие «духовно-нравственное воспитание» авторами программ не использовалось, будучи заменено терминами «социальное развитие», «социально-нравственное развитие», «нравственное воспитание», «формирование основ будущей личности». Тем не менее в комплексных программах дошкольного образования неявно были представлены отдельные аспекты духовно-нравственного воспитания, обозначены линии развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе российской социокультурной традиции, предложены отдельные методические приемы развития внутреннего мира детей» [17]. Из вышерассмотренных аспектов нравственного воспитания следует, что процесс нравственного воспитания в условиях детского сада заключается, в первую очередь, в формировании нравственных представлений, соответствующих возрасту воспитанников [2]. Под нравственными представлениями понимаются обобщенные образы, форма знания о нравственных нормах, критериях должного, правильного отношения к себе, к другим людям и миру. Нравственные представления служат средством ориентации в мире и в сфере человеческих отношений. Развиваясь на протяжении всех периодов становления личности, нравственные представления претерпевают некоторые изменения, они дополняются, корректируются, содержательно изменяются и преобразуются под действием ряда факторов и собственного опыта личности [14]. Учеными (П.Ф. Каптерев, Ж. Пиаже, Л. Колберг, А.В. Зосимовский) в ходе исследований было доказано, что на формирование нравственных представлений значительное влияние оказывают биологические, физические и социальные факторы. В дошкольном возрасте дети начинают осваивать моральные требования, социальные нормы и образцы поведения на основе подражания, а так- 57 же пробовать собственные силы в различных сферах. У дошкольников формирование нравственных представлений может основываться на идеалах, взятых из жизни, художественных произведений, образов средств массовой информации. В этом возрасте дети выстраивают свое взаимодействие, опираясь на нравственные понятия – добрый, вежливый, заботливый и др. [7]. Современной педагогической наукой предлагаются различные средства формирования нравственных представлений. Особое внимание исследователи уделяют игре как ведущему виду деятельности. Л.М. Гурович, Л.П. Стрелкова и другие специалисты предлагают активно использовать чтение и обсуждение сказок и рассказов. А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, О.П. Радынова в качестве важнейшего средства формирования нравственных представлений дошкольников называют музыкальные занятия. Р.М. Чумичева, С.Н. Николаева считают, что большим воспитательным потенциалом обладает знакомство детей с природой и народным творчеством, в ходе которого продолжается освоение детьми нравственных норм. Все это оказывает значительное влияние на формирование у дошкольников основ нравственных представлений [4]. Однако одним из эффективных средств формирования нравственных представлений у дошкольников специалисты считают театрализованную деятельность. Благодаря нравственной направленности литературных произведений она позволяет ненавязчиво формировать у детей дошкольного возраста опыт социальных навыков поведения [8]. При организации театрализованных представлений действия различных персонажей, а также темы и сюжеты, предполагающие борьбу добра и зла, становятся предметом обсуждения с детьми, способствуя формированию знаний о категориях нравственности. Последующее самостоятельное разыгрывание ролей дошкольниками сопровождается отождествлением с образами театрализованной деятельности, оказывая на них воспитательное влияние. Дети дошкольного возраста способны с удовольствием перевоплощаться в полюбившиеся образы, добровольно принимая свойственные им черты. Таким образом, благодаря образному изображению социальной действительности можно познакомить дошкольников со всем многообразием общественных отношений. Обращение к публикациям по различным аспектам развития театрализованной деятельности позволило определить особенности, которые целесообразно учесть в практической работе. Так, О.К. Крамаренко и И.В. Осипова раскрывают этапы и методические рекомендации проектирования соответствующей развивающей среды, а также систему работы педагогического коллектива по организации театрализованной деятельности детей в условиях детского сада [12]. В статьях Е.Б. Егоровой и Т.Е. Красновой рассмотрено влияние театрализованной деятельности на речевое, познавательное, художественноэстетическое, социально-коммуникативное развитие детей в свете требований ФГОС ДО [8]. 58 Н.Ф. Губанова, Н.Е. Васюкова специфику игры-драматизации для развития для детей дошкольного возраста видят в отсутствии специальной подготовленности исполнителей ролей, потому что это игра не для зрителей [6]. Вслед за Л.В. Макаренко основную цель руководства театрализованной деятельностью мы видим в создании условий для самостоятельного проявления игровых способностей детей. Важнейшим педагогическим условием развития этого вида творческой деятельности исследователь считает организацию работы с детьми по трем направлениям. Первое направление включает организацию первичного восприятия театрального искусства, формирование положительного отношения и интереса к нему; представлений и некоторых отдельных понятий о театре и театральном искусстве; создание адаптационного фона, обеспечивающего развитие интереса к самостоятельной сценической деятельности. Второе направление включает формирование конкретных практических умений сценической деятельности: развитие внимания, воображения; умения вести ролевой диалог, перевоплощаться, психологически настраиваться на выполнение предстоящего действия. Третье направление включает организацию самостоятельной театрализованной деятельности и обеспечение условий для постановки спектаклей различного вида, что закрепляет готовность детей к театрализованной деятельности. Для этого исследователь предлагает использовать ролевые диалоги, мини-спектакли, спектакли с музыкальным сопровождением [15]. С целью формирования у детей дошкольного возраста нравственных представлений о добре, дружбе, смелости, взаимопомощи, уважении к старшим и т.д. можно рекомендовать педагогам в своей профессиональной деятельности использовать следующие произведения для театрализованной инсценировки: «Доктор Айболит» К. Чуковского, «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Золотой ключик» А.Н. Толстого, «Золушка» Ш. Перо, «Каша из топора» и т.д. Организуя инсценировку этих и других произведений, следует учитывать, что, как правило, дети дошкольного возраста склонны подражать добрым, честным персонажам, потому что одобрение взрослыми их положительных поступков вызывает у них чувство удовлетворения, мотивирующего их дальнейший контроль за своим поведением в обществе. Но вместе с тем желание активного участия в игре влечет за собой выбор ребенком любой, даже отрицательной роли. Это может повлечь за собой то, что ребенок проникнется этой ролью и впоследствии у него возникнет желание проявлять отрицательные качества в реальной жизни. Чтобы избежать этого, Л.В. Артемова рекомендует отрицательные роли исполнять воспитателям с помощью кукол. К еще одной проблеме отрицательного персонажа относится то, что его поступки приводят к негативным последствиям. Так, например, волк в произведении «Красная Шапочка» пострадал из-за своей кровожадности. Для того чтобы избежать трагичности концовки, следует иногда вносить в нее изменения. Можно предложить детям перевоспитать отрицательных героев, тем самым 59 формируя у детей желание избегать отрицательные поступки, чтобы зла в мире стало меньше. Таким образом, театрализованная деятельность – одна из самых демократичных и доступных для детей видов искусства. При постоянном целенаправленном использовании еѐ в педагогическом процессе она позволит решать актуальные проблемы нравственного воспитания, а также способствовать формированию нравственных представлений у дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры. Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных нравственных понятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

«Средства формирования первичных представлений у детей дошкольного возраста об отечественных традициях и праздниках»

Нравственное воспитание  - процесс двухсторонний. С одной стороны он предлагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность самих дошкольников, которая про...

Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста"...

Статья «Использование видео технологии, как средство формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста»

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологич...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...