Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
консультация

Обухова Татьяна Александровна

: «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya1.doc18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Когда у известного писателя В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, то он говорил, что очень часто вспоминал детство, зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе ещё заботливее, чем предыдущее.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Такое отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно в этот период необходимо показать красоту, разнообразие природы и научить осознанно к ней относиться.

Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во- первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во- вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы, и тут же бросают их, мучают- «ласкают» котенка и пр.)

Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения. Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведем в книге Б. Рябинина «О любви к живому». «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается. Пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся. И вот тут- то, как говорится, зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».

Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно- эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка.

Педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева. Но и не подвяжет сломанные. Решение этих задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

У дошкольника часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы «люблю с собакой играть», «я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Приготовь корм для попугая», «Смени воду кошке. » .

Большое значение имеют просмотры телепередач «В мире животных». Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу. Познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже к распространенным. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формировались не в негативной (не рвать, не топтать, не ломать, а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать) .

Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке. Послушает пение птиц или журчание ручья. Просто поглядит вокруг себя.

Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого. Поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен. Загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений. Взаимосвязь этического и эстетического способствуют формированию действенной любви к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейСоставила Кульбовская Вера ВасильевнаВоспитатель МБДОУ детский сад «Ромашка»Тамбовская область, город Кирсанов.Тема: «Природа и нравственное  воспитание детей стар...

Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ран...

Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста »

Для чего нужно прививать детям любовь к природе и что для этого делать....

консультация для родителей "Природа в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Как    развивать  нравственные качества и чувства у дошкольников. Как воспитывать заботливое отношение к природе в дошкольном воз-те ....

Консультация для родителей: "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста».

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельностьчеловека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей ...