Буклет "Речевая агрессия у детей"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,
"Речевая агрессия у детей"
Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них ещё в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Чаще всего у детей проявляются физическая и вербальная (словесная) агрессия.
Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии:
1. Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит).
2. Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).
Словесная агрессия – это проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме.
Какими типами высказываний может быть представлена речевая агрессия ребенка?
В речи детей может присутствовать различные типы агрессивных высказываний:
Оскорбления. Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата. Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер. Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.). Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.). Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр. Враждебные замечания. Это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка. Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений, и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее.
В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность. Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения, постоять за себя»
Грубое требование. Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные» фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер.
Агрессивный протест, возражение, отказ. Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что:
1. отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»;
2. ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон;
3. ребенок не объясняет причины отказа Угроза (запугивание, устрашение).
Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц.
Упрёк, обвинение. Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины. Жалоба Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано. Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной.
Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими. Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям.
Причины проявления агрессии в детской речи
Речевая агрессия детей является острой проблемой для педагогов, родителей и психологов. Ю.В. Щербинина выделяет типы агрессивного речевого поведения у детей:
1. агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред.
2. речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).
Агрессия - это сложное явление. Психологи выделяют несколько основных подходов, объясняющих природу возникновения детской и человеческой агрессии в целом:
1. Биологический - определяет агрессию как врождённое, качество;
2. Социальный – рассматривает агрессию как приобретаемое ситуативное поведение в процессе социальной адаптации. Все теории, существующие в психологии, признают, что агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
Так же психологи отмечают, что предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать:
1. психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка;
2. ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно);
3. у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии;
4. вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда, в которой общается малыш (семья, двор и т.д.);
5. пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх;
6. ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении.
Работа с детьми по коррекции вербальной агрессии может включать в себя следующие направления:
1. обучение детей приемлемым способам выражения вербальной агрессии;
2. обучение приёмам саморегуляции и умению владеть собой;
3. отработка навыков бесконфликтного общения в различных провоцирующих ситуациях;
4. формирование позитивных качеств личности.
Приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи.
• Частичное согласие. В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»
• Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо.Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».
• Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного. («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).
• Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания. Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте
Презентация к родительскому собранию в подготовительной к школе группе...
Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»
Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...
Критерии выявления агрессивного ребенка и игры для снятия агрессии у детей
Критерии выявления агрессивного ребенка. Описание и методика проведения игр, направленных на снятие общей, физической агрессии, негативизма, эмоционального напряжения....
Игра – как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста.
В этом небольшом докладе описаны некоторые методы, приемы и средства, которые я использую в своей работе для профилактики детского агрессивного поведения....
"Агрессия наших детей - это крик о помощи"
Агрессия наших детей - это всегда крик о помощи. Дети, как и все другие люди, имеют право на любое человеческое чувство, в том числе и на агрессию....
«Агрессия у детей, или как снять агрессию у ребенка»
Агрессия – это действие, направленные на разрушение, на причинение вреда или ущерба другому человеку. И такое проявление злости и обиды действительно неприемлемо в обществе....
Протокол "Агрессия у детей 3-4 лет. Как справится с агрессией детей?"
Родительское собрание в младшей группеПротоколДата: 30.01.2020Тема: Агрессия у детей 3-4 лет. Как справится с агрессией детей?ЦелиФормирование знаний родителей о проблеме агрессивности детей младшего ...