Буклет "Речевая агрессия у детей"
материал

Тюрина Оксана Владимировна

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_rechevaya.docx62.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

"Речевая агрессия у детей"


hello_html_4876f870.jpg

     Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них ещё в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии.

Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Чаще всего у детей проявляются физическая и вербальная (словесная) агрессия.

Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии:

1. Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит).

2. Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

Словесная агрессия – это проявление грубости в речи ребенка, негативное речевое воздействие, обидное общение с окружающими людьми, очень яркое выражение негативных эмоций и намерений в оскорбительной форме.

Какими типами высказываний может быть представлена речевая агрессия ребенка?

В речи детей может присутствовать различные типы агрессивных высказываний:

Оскорбления. Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата. Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер. Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.). Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.). Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр. Враждебные замечания. Это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка. Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений, и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее.hello_html_m349506fb.jpg

В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность. Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения, постоять за себя»

Грубое требование. Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные» фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер.

Агрессивный протест, возражение, отказ. Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что:

1. отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»;

2. ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон;

3. ребенок не объясняет причины отказа Угроза (запугивание, устрашение).

Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц.hello_html_21dff48.jpg

Упрёк, обвинение. Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины. Жалоба Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано. Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной.

Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими. Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям.hello_html_m2fffc7de.jpg

Причины проявления агрессии в детской речи

Речевая агрессия детей является острой проблемой для педагогов, родителей и психологов. Ю.В. Щербинина выделяет типы агрессивного речевого поведения у детей:

1. агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред.

2. речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).

Агрессия - это сложное явление. Психологи выделяют несколько основных подходов, объясняющих природу возникновения детской и человеческой агрессии в целом:

1. Биологический - определяет агрессию как врождённое, качество;

2. Социальный – рассматривает агрессию как приобретаемое ситуативное поведение в процессе социальной адаптации. Все теории, существующие в психологии, признают, что агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

hello_html_m146ac48d.jpg

Так же психологи отмечают, что предпосылкой проявления детьми речевой агрессии можно считать:

1. психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка;

2. ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно);

3. у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии;

4. вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда, в которой общается малыш (семья, двор и т.д.);

5. пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх;

6. ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении.

Работа с детьми по коррекции вербальной агрессии может включать в себя следующие направления:

1. обучение детей приемлемым способам выражения вербальной агрессии;

2. обучение приёмам саморегуляции и умению владеть собой;

3. отработка навыков бесконфликтного общения в различных провоцирующих ситуациях;

4. формирование позитивных качеств личности.

Приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи.

• Частичное согласие. В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

• Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо.Например: «Папа бы очень расстроился, если бы услышал такое!», «Ребята слышат, какие грубые слова ты говоришь, им это не нравится».

• Апелляция к жалости. Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного. («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

• Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания. Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть» и тому подобное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы выражения агрессии у детей в младшем школьном возрасте

Презентация к родительскому собранию в подготовительной к школе группе...

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Критерии выявления агрессивного ребенка и игры для снятия агрессии у детей

Критерии выявления агрессивного ребенка. Описание и методика проведения игр, направленных на снятие общей, физической агрессии, негативизма, эмоционального напряжения....

Игра – как средство профилактики агрессии у детей раннего возраста.

В этом небольшом докладе описаны некоторые методы, приемы  и средства, которые я использую в своей работе для профилактики детского агрессивного поведения....

"Агрессия наших детей - это крик о помощи"

Агрессия наших детей - это всегда крик о помощи. Дети, как и все другие люди, имеют право на любое человеческое чувство, в том числе и на агрессию....

«Агрессия у детей, или как снять агрессию у ребенка»

Агрессия – это действие, направленные на разрушение, на причинение вреда или ущерба другому человеку. И такое проявление злости и обиды действительно неприемлемо в обществе....

Протокол "Агрессия у детей 3-4 лет. Как справится с агрессией детей?"

Родительское собрание в младшей группеПротоколДата: 30.01.2020Тема: Агрессия у детей 3-4 лет. Как справится с агрессией детей?ЦелиФормирование знаний родителей о проблеме агрессивности детей младшего ...