Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
консультация (младшая группа)

Кочанова Елена Петровна

 Мелкая моторика - это способность мелких мышц пальцев выполнять тонкие координированные движения, главную роль в осуществлении которых, играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика является компонентом общего двигательного развития, предполагает способность ребенка пальчиками осуществлять какую - либо деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx66.25 КБ

Предварительный просмотр:


Что такое «мелкая моторика»?

Мелкая моторика - это тонкие и точные движения

пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения

ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности.

Кроме того, «на кончиках детских пальцев находится мышление и речь

ребенка».

От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и

мыслительных центров головного мозга. Поэтому, чтобы научить

малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими

психическими функциями, как внимание, мышление, воображение,

зрительная и двигательная память, речь.

Основные этапы развития моторных

навыков руки

8-12 месяцев: ребенок берет мелкий предмет двумя пальцами (кончиком

большого и указательного пальцев) – точный пинцетный захват;

10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослым действия с предметами

(толкает игрушечную машинку);

11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули»;

12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги, хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завернутую в бумагу предметы;

13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик;

14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения;

15-18 месяцев: ребенок собирает пирамиды без учета колец;

17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга, переворачивает страницы книги по одной;

17-24 месяцев: ребенок схватывает движущийся предмет;

18-24 месяцев: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие,

разрывает бумагу;

20-24 месяцев: ребенок пытается остановить катящийся мяч, нанизывает на шнур большие бусины;

22-24 месяцев: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга. 

Методики развития

Чтобы развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста было в рамках нормы, его можно ускорять. Есть разные методики.

Игры с мелкими предметами

Ребенку с 3 лет просто необходимо предлагать все те игры, где нужно собирать мелкие части в единое целое:

 мозаика;

 пазлы;

 конструктор.

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей дошкольного

возраста могут опираться на:

 цветные палочки;

 скороговорки;

 стихи;

 пальчиковый алфавит;

 пальчиковый театр.

В первое время для трехлетних малышей будет нормой повторение движений вслед за взрослым. Но в 5 лет, слыша стихотворение, в котором заложено задание на выполнение простейших движений пальчиками, он должен делать их уже самостоятельно.

Массаж кистей и пальцев

Такой способ развития мелкой моторики предполагает несколько методик:

 профессиональный массаж у специалиста;

 самостоятельная разминка пальчиков и кистей родителями;

 предлагайте ребенку запускать мелкий волчок, чтобы он крутился как

можно дольше;

 пусть ребенок запускает руки в крупы (рис, пшено, гречку, фасоль) и песок, трогая там пальчиками по отдельности каждую крупинку.

Игры с элементами массажа очень хорошо способствуют развитию в пальчиках и кистях мелкой моторики.

Лепка

Здесь трудно формулировать какие-то конкретные задания. Просто давайте дошкольнику пластилин в руки: пусть его пальчики творят из него то, что придумает его неуемное воображение. Главное — чтобы лепка присутствовала в ежедневных занятиях малыша с 3 до 5 лет.

Рисование

Несмотря на то, что рисование точно так же, как и лепка, требует полета фантазии, она нацелена на более конкретное развитие мелкой моторики. Поэтому здесь есть выполнение определенных заданий:

 рисование по трафаретам;

 штриховка;

 рисование по фигурным линейкам;

 работа с занимательными прописями специально для дошкольников.

Работу по развитию мелкой моторики рекомендуется проводить регулярно по 5 минут несколько (5-6) раз в день. Результатов можно добиться, используя разные виды деятельности: игру, лепку, рисование, аппликации, конструирование.

Регулярные занятия способствуют попутно формированию восприятия, речи, чувство цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста может быть успешным.

Пальчиковые игры

1.Потешка «Кулачок»

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький,

Этот пальчик толстячок.

Ну а вместе — кулачок.

2. Потешка «Мальчик-Пальчик»

Мальчик-Пальчик, где ты был?

(Показать большой палец правой руки, обращаясь к нему)

С этим братцем в лес ходил.

(Прикасаться кончиком большого пальца к кончикам всех

пальцев от указательного до мизинца)

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

3. Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке,

(левой рукой загибать

по очереди пальцы правой руки,

начиная с большого пальца)

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в роток, кому в зобок,

А кому в лапочку.

4. Потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик – дедушка,

(согнуть пальцы левой руки в кулачок,

по очереди разгибать пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как эффективное средство развития речи и развитие познавательной сферы.

Работа с  детьми по развитию мелкой моторики рук, через систему разнообразных игр, упражнений, заданий....

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст

Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...