Методическое пособие для родителей" Движение это жизнь"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Римма Марсовна Ноздрина

Существует много пословиц о влиянии движений на здоровье человека, одна из них гласит: «Движение – это жизнь». Для нормального развития дошкольника двигательная активность должна составлять 50% времени бодрствования. Сегодня модным стало слово гиподинамия. Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания) при ограничении двигательной активности». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod-_rekom-dvizhenie_eto_zhizn.doc833.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

 Тема: «Движение - это жизнь»

(методическое пособие для родителей)

                                                         

                                                         

Составитель: специалист по реабилитационной работе

                                                                                             стационарного отделения

Ноздрина Р.М.

.

 Существует много пословиц о влиянии движений на здоровье человека, одна из них гласит: «Движение – это жизнь». Для нормального развития дошкольника двигательная активность должна составлять 50% времени бодрствования. Сегодня модным стало слово гиподинамия. Многие понимают его упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания) при ограничении двигательной активности». Движение необходимо ребенку, так как способствует развитию его физиологических систем и, следовательно, определяет темп и характер нормального функционирования растущего организма.

  Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым. Формирование важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребенка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений. Движения  всесторонне влияют на организм человека, и это влияние неизмеримо выше для растущего и развивающего организма.

  Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, т.е. количество движений, производящих ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столом, у телевизора, у компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их на утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, координации движений и т.д. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье (особенно детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) зависит от их двигательной активности. Поэтому, именно в период дошкольного детства, когда закладываются все основы для будущей взрослой жизни, необходимо сформировать у детей осознанную позицию ценности здоровья, его значимости, учить сохранять и укреплять свое здоровье.

  Дети, как известно, продукт своей среды – она формирует  их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно родители прививают детям стратегии выживания, скажем так, рабочие программы. Человеческий мозг, особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом.  Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещение детей в вопросах  потребностей здорового тела, обучение,   как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек,  но и это главное – подавать собственный пример.  Надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни.

 Важны не только количество, длительность движений, но и как они выполняются. Присмотритесь к ходьбе своего ребенка. Поступь  должна быть мягкой, с перекатом с пятки на всю ступню. Топающий шаг может привести к плоскостопию. Дошкольник  должен приспосабливать свои движения к условиям, менять способ ходьбы в зависимости от поверхности грунта. Для  предупреждения травматизма ребенок способен сознательно пользоваться коротким шагом на передней части стопы при ходьбе по скользкой поверхности, при гололеде. В этом возрасте ребенок может понимать и самостоятельно выбирать рациональный способ ходьбы при преодолении различных препятствий. Поэтому не всегда следует обходить встречающиеся преграды, а побуждать детей к выбору целесообразного способа преодоления. Ступенек при подъеме и спуске, перемещение по тротуару; регулировать ширину шага в зависимости от ширины ручейка и грунта;  идти по узкой дорожке (проложенной по сугробу, без поддержки, сохраняя равновесие), но при этом использовать разный темп перемещения с учетом собственных способностей.

 При беге, прыжках следует обратить особое внимание на мягкость приземления для предупреждения плоскостопия. Эти  виды движений значительно влияют на укрепление мышц ног  и развитие выносливости сердечно - сосудистой и дыхательной систем. 

Для старших дошкольников полезны игры с мячом и различные виды метания. Они укрепляют мелкую мускулатуру руки и готовят пальцы к письму. Чем сильнее мышцы пальцев, тем продолжительнее и точнее они смогу выполнять написание букв и их элементов, легче выработать координацию  движений. Следует развивать действия с мячом разного размера, фактуры и веса. В этом случае ребенок познает связь силы воздействия на предмет с его особенностями (весом, прыгучестью, величиной) и приучается регулировать напряжение мышц, напрягать и расслаблять их. На улице целесообразно организовывать метание шишек, желудей, камешков. В этих упражнениях, благодаря захвату тремя пальцами, активно участвующими в осуществлении письма, наращивается сила мышц и происходит динамичное чередование напряжения и расслабления. Полезно для дошкольников ползание на четвереньках, предупреждающее уплотнение  межпозвоночных дисков, их сдавливание, характерное при вертикальном положении. Но важно, чтобы ребенок не стучал коленями и локтями, только в этом случае действия будут здоровьесберегающими. Особого внимания требует осанка детей, так как сдавленная грудная клетка значительно снижает выносливость и работоспособность.  Совместная  работа педагогов и родителей может быть направлена на осознание значимости положения различных частей  тела  при правильной осанки, затем на выработку привычки удерживать постоянную нужную позу. Параллельно с этим следует организовывать деятельность  по укреплению различных мышечных групп с помощью физических упражнений и двигательной активности детей.

Для детей старшего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. Двигательная активность в этом возрасте  становится все более целенаправленной, в значительной мере зависимой от эмоционального  состояния детей и от мотивов, которыми они руководствуются в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения, являются хорошими стимулами для целенаправленной двигательной активности  дошкольников. По мере овладения двигательными  навыками и умениями у детей проявляется  значительный  интерес к спортивным играм и упражнениям. Овладевая новыми навыками и закрепляя старые, дети начинают активно применять их в своей самостоятельной деятельности, используя  свой достаточно богатый опыт. Важно стремиться к тому, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности творчески использовали весь арсенал  подвижных игр и упражнений.  При этом взрослому необходимо учитывать  индивидуальные особенности двигательной активности детей во время самостоятельной деятельности.

Развитие двигательной активности детей должно протекать  в форме их приобщения к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.  Исследования отечественных и зарубежных ученых доказали, что период дошкольного детства – критический период в жизни ребенка. Именно  в  этом возрасте формируется нервная система, физическое и психическое здоровье. Совершенно очевидно, что необходимость сохранять и улучшать здоровье детей является первостепенной, причем участниками этого процесса должны стать все взрослые, как в семье, так и в дошкольном учреждении.

Воспитывая у детей потребность  ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья и гармоничного развития.

Наш адрес

Саратовская область,

г. Ершов,

ул. Мелиоративная, д.39.

  Телефон: 5-71-52.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Жизнь без конфликтов? Это возможно!"

Конфликт – это очень значимое явление, которому необходимо уделять особое внимание. И личность, и коллектив не могут развиваться бесконфликтно. По мнению Михайлова В.В. наличие конфликтов является пок...

Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. "Как научить ребенка быть здоровым"

Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не н...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 4-ГО ЖИЗНИ С ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ БЛОКИ ДЬЕНЫША.

Пособие представляет собой наглядный материал по дидактической разработке игр. Игровые ситуации 1 и 2 этапа работы с дидактическим материалом блоки Дьеныша....

Учебно-методические пособия для индивидуального развития эмоциональной сферы детей 4 го года жизни с использованием дидактических игр

Для дальнейшего развития эмоциональной сферы сейчас ребёнка полезно учить       -различать внешние проявления ярких и однозначных эмоциональных состояний (по выражен...

Учебно-методическое пособие " Лэпбук для развития математических способностей у детей пятого года жизни " Посчитаем- поиграем""

Лэпбук «Посчитаем - поиграем»В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я в своей деятельности нач...