Детский дизайн в семье
консультация

Шобанова Елена Владимировна

При ознакомлении ребёнка с искусством декоративного дизайна в семье, как и в детском

саду, необходимо соблюдать последовательность в обучении, которое предусматривает услож-

нение материала: от знакомства с образцами фольклора (народные игрушки) к произведениям

современного декоративно-прикладного искусства и архитектуры, а затем и к приобщению к

музейным сокровищам: проведение экскурсий на выставку, в картинные галереи, музеи изоб-

разительных искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shobanova_e.v._detskiy_dizayn_v_seme.docx50.17 КБ

Предварительный просмотр:

Детский дизайн в семье

При ознакомлении ребёнка с искусством декоративного дизайна в семье, как и в детском

саду, необходимо соблюдать последовательность в обучении, которое предусматривает услож-

нение материала: от знакомства с образцами фольклора (народные игрушки) к произведениям

современного декоративно-прикладного искусства и архитектуры, а затем и к приобщению к

музейным сокровищам: проведение экскурсий на выставку, в картинные галереи, музеи изоб-

разительных искусств.

Важно также, чтобы дети свой дизайн-опыт, полученный в дошкольном учреждении,

переносили в домашний быт. Возможность в семье применить этот опыт пробуждает в ребёнке

веру в свои силы, позитивно влияет на семейные отношения. Дети рассказывают родителям,

как они в детском саду украшали помещение к празднику, сервировали стол, чему научили

их воспитатели.

Уклад жизни и досуг ребёнка в семье отличаются от быта и занятий в детском саду. В

хорошей семье к детям проявляют внимание и ласку. Дома малышу всегда комфортно, он чув-

ствует себя защищённым любовью родителей. Вместе с тем, во многих семьях дети излишне

опекаются взрослыми. При опросе родителей, проявляют ли их дети желание участвовать в

подготовке домашних праздников, выясняется, что некоторые ведут себя потребительски, ожи-

дая развлечений и угощения от взрослых. И виноваты в этом не дети, а взрослые. Круг обще-

ния в семье шире, чем в детском саду: дети ходят в гости, посещают музеи и выставки, кино,

театры, у них есть друзья-соседи разного возраста; дети менее ограничены в выборе занятий.

Влияние семьи и дошкольного учреждения на ребёнка носит взаимодополняющий и взаимо-

обучающий характер.

Культура дизайна в семье сегодня интенсивно развивается, потребляя продукцию

дизайн-индустрии. Вместе с тем, родители должны понимать, что изобилие и богатство обста-

новки, в которой растёт иной ребёнок, не всегда способствует его нравственному и художе-

ственно-творческому развитию. С одной стороны, многое в дорогом интерьере может воспи-

тывать у малыша чувство прекрасного и бережное отношение к вещам, с другой – сковывать

его активность и потребность в творчестве.

Сегодня индустрия детских игрушек и пособий для использования в семье разнообразна

и богата (игрушки, художественно-дидактические игры и материалы, печатные и электронные

пособия, книжки и др. Родители выбирают для своих детей, в основном, готовые игрушки.

Однако важно предоставлять малышу игровой и обучающий материал в виде «полуфабри-

ката», чтобы он сам дома мог собрать игрушку, дооформить её. А чтобы сделать это хорошо, он

должен сам подумать, поискать решение, чтобы достичь результата. В многодетной семье целе-

сообразно иметь так называемые развивающие материалы, интересные и доступные в исполь-

зовании детям разного возраста.

Ребёнок уже с 3–4 лет охотно выполняет вместе со взрослыми несложные поделки из раз-

ных материалов для игр и украшения быта, а старшие дети готовы к самостоятельным рукоде-

лиям. Занятия рукоделиями – увлекательный досуг всей семьи. Детское изделие несовершенно

и недолговечно, но это не мешает предъявлять к нему определённые эстетические требования.

Важно научить ребёнка выполнять задуманное аккуратно, красиво.

Занимаясь дизайн-рукоделиями с детьми, взрослые вместе с ними придумывают и

создают игрушки и изделия из разных материалов, пробуждая своим примером у ребёнка

воображение и потребность в самостоятельном творчестве. Например, делают настенный «ков-

рик-карман», в который можно положить небольшой альбом, игрушку и т. п. Для коврика, к

Предлагаемый ниже материал воспитатели могут использовать в работе с родителями.

примеру, «Зайчик» («Белочка», «Медвежонок» и т. п.) используется лоскут (искусственный

мех, ворсистая ткань). Покажите ребёнку, как вырезается силуэт (мордочка) зверька. Под-

берите вместе декоративную отделку (кожа, ткань, пряжа, пуговицы), вырежьте детали, при-

клейте или пришейте уши, нос, глаза, усы, лапы, не забудьте пришить блестящие пуговицы –

глазки. С бабушкой и мамой девочки по выкройкам шьют одежду для кукол, мягкие игрушки,

изготавливают салфетки для сервировки стола и другие изделия-сувениры из текстиля, а маль-

чиков отцы учат работе с деревом, пониманию красоты текстуры и цвета древесины, умению

пользоваться инструментами, аккуратно склеивать и зачищать бруски, забивать гвозди ровно

и прочно. На заготовках (фанера, бруски) дети выполняют росписи, выжигают узоры по своим

рисункам (тарелки, досочки, подставки, полочки, игрушки-сувениры и др.), работая с пла-

стическими массами, они лепят фигурки людей и животных, декоративные панно, плакетки,

кулоны, бусы, посуду для кукол.

Контакт с детским садом поможет родителям успешнее решать многие вопросы семей-

ного воспитания. Педагоги советуют родителям положительно оценивать старания детей,

поощряя успехи словом и делом, совместными играми, прогулками, экскурсиями и т. п. И обя-

зательно перед началом работы показать малышу важность её выполнения для близких (пода-

рок, украшение костюма, комнаты, праздника и т. п.). Полезно достижения ребёнка показать

его друзьям и соседям по дому.

В работе по дизайну быта семьи участвуют все её члены: кто-то окантовывает и разве-

шивает семейные фотографии, кто-то ухаживает и красиво расставляет комнатные растения,

кто-то вырезает и склеивает шутливые маски, цветные шапочки, костюмы к празднику, а кто-

то готовит угощения и сервирует стол, украшает комнату.

Необходимо обогащать восприятие ребёнка с помощью экранных пособий, слайдов,

видео, аудиозаписей, (рассказы, сказки в исполнении мастеров художественного слова, песни

и музыкальные произведения).

Формирование у детей бережного отношения к живой и неживой природе – задача взрос-

лых. Дети внимательны к смене времён года и суток, к изменениям погоды, они наблюдают за

плывущими облаками, им кажется, что облака то похожи на растения, то напоминают живот-

ных.

Совершая прогулки по лесу, дети рассматривают растения, сверкающие, словно брилли-

анты, капельки росы на траве, на узорных листьях и цветах, наблюдают за ящерицей муаро-

вой окраски, дотрагиваются до влажного зелёного мха, до рыжих лишайников на камнях, на

стволах вековых деревьев. Они любят собирать букеты из цветов, плести венки и наблюдать за

жизнью обитателей леса. На прогулках с родителями дети любуются городскими и сельскими

пейзажами, осознают, что солнечный свет, вода и воздух – источники жизни на земле.

Семья располагает большими возможностями для ознакомления детей с природой, что

постепенно формирует у них эстетическое отношение к окружающему миру, обогащает худо-

жественную деятельность детей новыми яркими образами. Малыш подбирает шишку, корень

или ветку, похожие на персонажей сказок, угадывает «зверька» в гибком силуэте корня или

ветки; придумывает, что нужно добавить к шишке, чтобы получился ёжик или зайчик, из каких

растений составить красивый букет и т. п., он учится отбирать «дары природы» для ориги-

нальных поделок, учится образному видению. Дети любят с близкими составлять аранжировки

из цветов и растений для комнаты и праздничного стола. И это получается, если взрослые

показывают, как это сделать грамотнее и наряднее, если они воспитывают у ребёнка любовь к

порядку и красоте повседневно. Много радости доставляет малышу сознание, что его скромное

изделие (сувенир, портрет, аранжировка), сделанное в подарок близким, не спрятано в шкаф, а

украшает квартиру, стоит на столике в комнате родителей. Можно посоветоваться с ребёнком,

где и как он хотел бы поместить свой подарок.

Выполняя вместе с детьми фито-аранжировки, родители объясняют им: мять и рвать

цветы без пользы, нарушать красоту пейзажа нельзя, собирать цветы лучше утром или вече-

ром, когда не жарко, иначе растения быстро завянут, если у цветка сломался стебель, не надо

его выбрасывать. Пусть малыш опустит головку цветка в розетку (рюмку, блюдце) с водой,

добавит к цветку пушистую веточку, и он порадует всех, благодарно раскрыв свои лепестки.

Дети составляют небольшие букеты, дарят близким живые цветы и свои фито-аранжировки.

К сувениру, выполненному ребёнком (игрушка, салфетка, забавная фигурка, рисунок-аппли-

кация) можно приложить один-три цветка как знак внимания. Скромные букетики (фиалки,

ромашки, анютины глазки) украсят сезонные и семейные события, создадут домашний уют.

Весной обычно ставят в вазу срезанные веточки. Ребёнок наблюдает за распусканием листьев

деревьев и кустарников (верба, берёза, сирень и т. п.). Растения выглядят живописнее, если им

в вазе не тесно – веточки стоят свободно, раскинувшись, а соцветия расположены на разных

уровнях. Дети запоминают, что крупные цветы обычно располагают в центре, окружая их более

мелкими и пушистыми. Цветы на высоких стеблях (гладиолус, дельфиниум, золотой шар и

др.) и травы-злаки аранжируют в высоких керамических ёмкостях или плетёных корзинах, для

низкорослых растений с гибким стеблем (ландыши, подснежники, незабудки, фиалки, настур-

ции и др.) подходят низкие широкие вазочки. В круглых и овальных вазах хорошо смотрятся

крупноцветковые астры, ромашки садовые, георгины. Для устойчивости букета вазу заполняют

песком, мелкими камешками, кладут в неё «ежи-наколки», на которые накалывают стебли.

Красивы напольные вазы с высокими травами, злаками, ветками и корягами. Не следует выбра-

сывать засохшие букеты: из некоторых засушенных цветов и трав фитоаранжировки очень

красивы, долго сохраняют свою форму и колорит.

Сухие растения используют обычно для создания фито-аранжировок, а живые цветы

(срезанные, но лучше в горшочке) – для подарка. Сохраняют растения по-разному: можно под-

весить букет венчиками вниз в сухом, тёмном месте или аккуратно засыпать его сухим мелким

(просеянным) песком, можно окунуть цветок в расплавленный парафин и остудить.

Отношение детей к домашней обстановке проявляется, прежде всего, как к чему-то доб-

рому и прочному, стабильно гарантирующему радость общения с близкими, душевное спо-

койствие. Дети привязаны ко всему, что связано с «домашним очагом», называя лучшим тот

дом, где живут они сами: «Здесь у меня мой уголок и куклы со всякими нарядами. Я всегда их

по-новому наряжаю…»; «Обои серебристые, как шёлковые, а часы, как солнышко», «Самое

красивое – это у меня дома. На пианино стоит низкая вазочка с сниними цветочками и часы

старинные, бабушкины». Детские рисунки говорят об их любви к своему дому.

Следует оборудовать постоянное место для занятий ребёнка с хорошим естественным

и искусственным освещением, удобным столом с ящиками для материалов, корзиной для

мусора. Родители должны интересоваться, какие художественные материалы хотел бы иметь

ребёнок, познакомить его с новыми материалами для дизайн-рукоделий. Чем больший ассор-

тимент средств для художественной деятельности у него под руками, тем активнее и разно-

образнее он экспериментирует с красками, фломастерами, карандашами, пастелью, сепией,

сангиной, соусом, древесным углём, всевозможными декоративными пастами и пластикатами,

природными и искусственными материалами. Следует поощрять использование безопасных

для малыша отходов промышленности, упаковок – так называемых «бросовых» материалов.

Это относится и к старым журналам, и к другой цветной макулатуре. Дети, особенно девочки,

любят рассматривать и охотно используют в своём рукоделии красочные издания – по моде-

лированию одежды, парикмахерскому искусству, культуре сервировки и кулинарии, цветовод-

ству, домоводству. Они могут создать с помощью взрослых альбом по интересующим их видам

дизайна. Мальчиков заинтересует подборка вырезок из старых журналов по дизайну воинской

одежды, транспортных средств, техники, спорта и путешествий. Детям будет интересным и

полезным создание альбома по художественному дизайну (дом, город, страна). Для оформле-

ния таких альбомов-таблиц используется бумага (белая, цветная, плотная, матовая, глянце-

вая), картон, калька.

В работе пользуются всеми доступными материалами для изобразительной деятельности,

картоном, бумагой всех сортов, фольгой, нитками, лоскутом тканым, из фетра, меха, замши,

трикотажа и кожи, отходами клеёнки, поролона и пенопласта, пробками и деревом, шнуром и

тесьмой, лентами и пряжей, обрезками мягкого металла и проволокой в цветной оплётке, все-

возможными кусочками пластикатов и синтетических плёнок. Пригодятся в этой работе обыч-

ный и гофрированный картон, упаковки для яиц и других продуктов, пустые баллоны и фла-

коны, изоляционные ленты и скотч, катушки, губки и пенорезина, пакеты, крышки, пряжки,

кольца, пуговицы, бусы и другая мелкая галантерея и бижутерия. Нельзя использовать матери-

алы, которые могут травмировать ребёнка – кнопки, зажимы, стекло и покрытия, вызывающие

аллергию. Если есть возможность, следует познакомить ребёнка с оборудованием и инструмен-

тами для рукоделий – станочки и рамки для ткачества, плетения и вышивания, детские калей-

доскопы и пантографы (для увеличения рисунка), трафареты и шаблоны, лекала, линейки и

ножницы, цветная лейколента и клей-карандаш, катушки с нитками, щёточки, салфетки и др.

Подготовив место и материалы для занятий, покажите малышу, как пользоваться этими

материалами и приёмами, расскажите о композиции – грамотном расположении рисунка на

листе или конструкции постройки. Покажите, как художники выполняют композицию на

листе (рисунок, картина, панно, фриз) и в объёмном пространстве (макет, панорама, диарама,

постройка). Ребёнок не всегда соблюдает пропорции в рисунке и грамотно располагает изобра-

жаемое – рисует на большом листе маленький домик где-нибудь внизу и сбоку. Следует помочь

ему заполнить лист, показать, что рисунок будет лучше, грамотнее, если домик нарисовать

крупнее, в центре (см. фото). Поможет ему в этом и самодельное лото (типа разрезных карти-

нок), к примеру, «Домик в лесу» с изображением элементов будущего рисунка. Передвигая по

листу картинки «домика», «деревьев» и т. п., покажите возможные композиции его будущего

рисунка. Ребёнок запомнит эти варианты и, передвигая картинки, сам составит, на его взгляд,

красивую композицию. Если он задумал нарисовать высокую вазу с цветами, положите его

лист вертикально и, с учётом высоты стеблей с цветами, помогите организовать композицию

букета. Покажите иные варианты построения композиций, например, в квадрате или в круге –

намечается несколько осей для рисования орнамента (декоративная салфетка, тарелка, блюдо)

и т. п. Запомнит он композицию узора в центре, по углам и по кайме. Напомните ему раппорт-

ную композицию с многократным повторением рисунка (в обоях, тканях, ковровых дорожках).

Многие дети любят заявлять, к примеру: «Я – специалист по жучкам» (паучкам, листи-

кам, рыбкам и т. п.), рисуя в свободное время своих любимцев. Положите в карман ребёнку

карандашик и блокнотик, чтобы он мог, когда захочет, рисовать в нём.

Старшие дети любят выполнять аппликации. Силуэты и композиции они воплощают с

помощью ножниц, цветной бумаги и клея вполне самостоятельно и декоративно. Форма, раз-

мер и цвет фонового листа определяются изображаемым сюжетом и наличием материала, а

композиция – местом размещения будущего изделия. Что-то в композиции должно быть глав-

ным, запоминающимся. Не следует сразу утруждать детей исполнением многофигурных и мно-

гоцветных работ – дети устают и теряют интерес к занятию. Детская аппликация – простая

и красочная – лучше смотрится. Например, композиция «Флажки» может быть нарисована

и наклеена в чётком цветовом ритме и направлениях (в круге, овале, квадрате, на полосе, в

букете). Ребёнок обращает внимание на простые по силуэту и конструкции формы: круг – это

шарик (мяч), квадрат – кубик, прямоугольник – кирпичик, треугольник – крыша. Спрашивая

у него, к примеру: «Во что можно превратить кружок?», взрослый показывает, как это сделать

(солнышко, ромашка, колобок и т. п.). Вырезанный из бумаги и аппликативно оформленный

квадрат превращается в красивую салфетку или коврик. Из прямоугольной полоски получа-

ется нарядный цветочек со стеблем и листиком. Треугольник ребёнку запомнится, если его

превратить в шапочку «клоуна» или «крышу дворца». Весёлый клоун, склеенный из цветной

бумаги и лоскута разных фактур, украсит стену детского уголка, позабавит малыша и порадует

близких.

Искусство «вырезанок» («бумажный фольклор») – традиционный вид домашнего твор-

чества по вырезыванию узоров из цветной бумаги. Сегодня этот фольклорный жанр вновь

обретает популярность. Ребёнку вполне доступна техника плетения из цветных полосок

(бумага, лоскут, пряжа, сутаж), силуэтного вырезывания ажурных салфеток (снежинок, звёздо-

чек) и несложного конструирования из бумаги (свёртывание, сминание, обрывание, складыва-

ние и др.). Дети в семье, особенно девочки, охотно занимаются рукоделиями, осваивая приёмы

накладной и сшивной аппликации (лоскутной мозаики, называемой «печворком»); техники

плетения и ковроткачества из разнофактурных материалов (макраме, мини-гобелены) в соче-

таниях с верёвками, шнурами, узелками, бахромой, деревом, керамикой и др. Рассмотрите с

малышом под увеличительным стеклом, как устроены ткани. Девочкам интересно узнать, что

ручное народное ткачество (переборное) заложило основы машинного ткачества (жаккардо-

вое), покажите им, как нить утка, переплетая нити основы на станке, создаёт узорный рису-

нок полотна ткани. Зная это, дети заинтересованнее рассматривают и подбирают декоративные

ткани для своей и кукольной одежды и оформления комнаты.

Среди работ, выполненных ребёнком, всегда найдётся достойная оформления «в рамку»,

чтобы её можно было подарить или украсить ею комнату. Сделать фон «паспарту» для рисунка

можно из плотной бумаги (картона) нейтральных светлых тонов, сочетаемых с рисунком

(белый, серый, кремовый и др.). Разметьте и обрежьте края рисунка, чтобы его размеры были

меньше паспарту – чем больше фон, тем лучше смотрится работа. Рисунок, оформленный в

паспарту, вкладывается в рамку (дерево, пластик) с остеклением, но можно наклеить его на

картон и положить под пресс. Не забудьте приклеить петли. Если рисунков много, сделайте

карниз-рейку с жёлобом, на крючках подвесьте рисунки, чтобы было легко их сдвигать и заме-

нять. Подвес рисунка делайте на двух нитях.

Детские рисунки, репродукции и макулатура для «бумажной пластики» лучше сохра-

няются в папках: большие листы и мелкие обрезки – отдельно. Карандаши, фломастеры и

кисточки поставьте в широкую вазу. В коробке хранят детские поделки (лепка, аранжировка

из «даров природы»). Для папок приготовьте картон «весёлых» тонов (от 45 × 65 см). Вместе

с детьми на каждом листе сделайте разметку линий сгиба и по линейке, нажимая тупой сто-

роной ножниц, прочертите листы по сгибу. Согните края каждой папки и проклейте линии

сгиба лентами для прочности с внутренней стороны (скотч, ПВА). Приклейте к папкам ручки

из цветной тесьмы, наклейте декоративный силуэт, разрисуйте. Материалы в папках хранятся

вертикально. Для журнальных обрезков, отходов цветной бумаги, картона и фольги сделайте

папки поменьше или в одной папке предусмотрите перегородки. Самые мелкие обрезки удоб-

нее хранить в коробке с крышкой.

Если ребёнок не ходит в детский сад, родители могут сами научить его делать из бумаги

геометрические фигуры для построек (кольца, овалы, цилиндры, кубики, прямоугольники,

трапеции, конусы, призмы и т. д., см. фото). Из самодельных форм и готовых коробочек ребё-

нок уже сможет выстраивать архитектурно-художественные композиции для игр и подарков.

Начните с простого: подберите вместе с малышом разноцветную бумагу, нарежьте полоски

разной ширины и длины, склейте из них колечки, овалы и цилиндры, сверните спирали и

завитушки. Из согнутых полосок склейте разные по форме и размеру многоугольники. Накры-

вая крыши этих фигур бумажками, можно компоновать забавные разноцветные пирамидки

и постройки. Из согнутых и склеенных полосок сделать цветок, звёздочку, лучистое солнце,

месяц, заборчик, гармошку, улитку, мышку, жирафа, слонёнка, утёнка, ёжика, птичку, бабочку

и т. п., а также цифры, буквы, знаки.

Склеить разные коробочки несложно. Если основанием и гранями кубика является квад-

рат, то у прямоугольника и трапеции эти грани могут не совпадать. Сделайте из бумаги

выкройку нужной формы. При крое прибавьте на гранях узкие полоски, чтобы с их помощью

склеить коробочку. Вырежьте форму, согните её и склейте коробочку. Сделайте их разными и

постройте свои композиции, сочетая с ранее выполненными фигурами. Несложно исполнить

формы конуса и призмы. Для конуса возьмите кружок, вырежьте в нём сектор с полоской для

склеивания фигуры. Аккуратно сверните крой и склейте конус. Чем больше круг и вырез сек-

тора, тем выше, стройнее конус, и наоборот.

Для призмы (трёхгранник) из квадрата, разделённого по диагонали на четыре части,

вырежьте одну часть (треугольник), оставляя полоску для склеивания фигуры. Согните и

склейте трёхгранник. Для прочности коробочек разной формы вырежьте и вклейте основания

фигур (призма, конус, кольцо, овал, цилиндр и т. п.). Сконструируйте с детьми многогранники.

Призма-четырёхгранник получится, если круг диаметрально разделить на пять частей, ровно

срезать сегменты (основания секторов) и, вырезав 1/5 часть круга с учётом полоски для скле-

ивания, сложить и склеить фигуру. При крое оставляйте полоски для склеивания фигур.

Призму-многогранник можно выполнить иначе. Возьмите квадрат, сложите его вчетверо

(по диагоналям или по линиям, параллельным сторонам). Согните полученную фигуру (квад-

рат или треугольник) и срежьте её основание по прямой (для треугольника). Разверните лист

и подумайте, какую призму вы хотели бы склеить. Чем больше вырежете секторов, тем меньше

будет граней, а призма будет казаться выше и тоньше, и наоборот. Используя склеенные вместе

с ребёнком разноцветные фигуры, пофантазируйте, как архитекторы-дизайнеры, выстраивая

новые композиции. Дооформите, раскрасьте свои постройки фломастерами, обклейте цветной

мозаикой (конфетные фантики, вырезки из старых журналов) и вместе поиграйте (терем, горо-

док, рыцарский замок, шатёр и т. п.).

Дома, как и в детском саду, ребёнка приучают к порядку. Удобно, когда хорошо видны

цвета карандашей и фломастеров, рассыпанных в ёмкости «букетом». Сделайте коробочку

(прямоугольную, овальную, треугольную) с декоративной спинкой в виде расписной «радуги»,

«солнышка», «пера Жар-птицы». Можно подобрать готовые коробочки, но полезнее сконстру-

ировать их самому. Устойчивую коробочку для карандашей можно расписать, а плоскую, для

мелких материалов, обклеить пёстрым лоскутом и сделать ручки из тесьмы. В плоской удобно

хранить пряжу, нитки, ножницы, подушечку с безопасными булавками, линейку, лекала, клей

и кисточки, скотч, скрепки, ластик, карманную машинку для заточки карандашей и др.,

Малыш, растущий в атмосфере эстетических интересов близких ему людей, подражает

им. Как бы просты и наивны не были результаты детского творчества, надо всегда их поддер-

живать, радоваться его успехам и побуждать к новым делам. Участвуя со взрослым в создании

поделок, ребёнок вполне удовлетворён и уверен, что игрушку он сделал сам.

Предложите ребёнку сделать забавные игрушки из бумаги: «летающая птичка», «само-

лёт-планер» и т. п. Но сначала поговорите с ним о том, как летают птичка и планер: птичка

машет крылышками, а планер – нет. Вместе подберите полоски бумаги (белая, серая, голубая,

розовая). Аккуратно складывая лист вдоль и вырезая по контуру рисунка, ребёнок сгибает в

нужных местах и склеивает детали, расправляя крылья птички. Пусть он побегает со своей

игрушкой, «летая» плавно и быстро, низко и высоко. Можно сделать несколько разноцветных

птичек (или планеров) и подвесить в комнате на разных уровнях. Всю семью позабавят весё-

лая стайка цветных птичек, «оживающих» от потока воздуха, «птичьи трели» – из глиняных

птичек-свистулек. Устройте праздник прилёта птиц. Дети радуются, наблюдая за своей пор-

хающей птичкой. Предложите им склеить из бумаги, к примеру, «жучка», «пчёлку», «стре-

козу» или «бабочку». Помогите нарисовать или вырезать по шаблону их силуэты, выполнить

крылышки из бумаги (кальки) на каркасе (картон, проволочка), не забывая приклеить детали

(глазки, усики, ножки) и украсить крылышки, используя вырезки из старых цветных журналов,

или самим расписать их.

Игры-занятия в детском саду могут иметь продолжение в домашних условиях, например,

игры на темы: «Мы с папой – архитекторы» – для мальчиков, «Я и мама – модельеры» – для

девочек. Ребёнок-архитектор сначала рисует задуманную постройку, а затем – конструирует

её, а девочка – сегодня модельер, проектирующий фасоны и отделку одежды, а завтра – её

исполнитель. Спланируйте несложные, интересные для детей задания: например, конструиро-

вание домика для куклы, обустройство его мебелью, декоративным убранством и т. д. Взрослые

подготавливают материалы и предлагают нарисовать кукольный домик. Помогите детям опре-

делить размеры и внешний вид постройки, какую и где разместить в нём мебель и убранство.

Подумайте, что могут сделать сами дети, что вы сделаете вместе с ними. Из плотной бумаги

(картона) сделайте выкройку домика по детским рисункам, наметьте его детали (окна, двери,

крыльцо), определите линии сгиба (см. рис.). Наблюдая за вами, дети вырезают по контуру,

сгибают и склеивают стенки, вырезают и отгибают ставни окна, двери – аккуратно нарезают

цветную «черепицу» (квадратики, ромбы) и клеят её на крышу постройки (плоскую, двухскат-

ную, шатровую). Внутри домика они сами делают перегородки, определяя игровую, столовую,

спальню и т. п., разрисовывают макет домика снаружи (кирпич, брёвна, камень и т. п.).

Для склейки стен комнат помогите детям подобрать кусочки обоев, цветной бумаги или

журнальные вырезки: для спальни – спокойные тона: серо-голубые, светло-зелёные, нежно-

сиреневые или тона более яркие для игровой – персиковые, розовые, жёлтые. Кукольную

мебель можно подобрать или сделать из мелких коробочек, в декоре убранства использовать

природный материал. Интерьер комнаты украсит плетёный коврик (напольный, настеннный),

который сплетёт ребёнок из полосок цветной бумаги, тесьмы или пряжи вместе со взрослым.

Сделает для куклы телевизор с экраном для сменных детских рисунков.

Детей заинтересует более крупное и зрелищное задание: создать, к примеру, для игры

«домашний кинотеатр», который может иметь форму зала-амфитеатра для кукол-зрителей с

экраном для показа картинок (открыток, рисунков). Полезно сделать с ребёнком макет его

комнаты (уголка), а украсить её юный дизайнер сможет позднее сам. Разнообразие тематики

повышает интерес к заданию: «Сделаем к домику куклы дополнительно «магазин», «детское

кафе», «зоосад», «нашу улицу» и др. Это делается в виде объёмной диорамы), выполненной

из коробок разных форм, размера и отделки. Рисунки-декорации панорамы (диарамы) пусть

выполнит ребёнок. В многодетной семье работа пойдёт быстрее, интереснее: одни подбирают

мебель, другие лепят посуду, делают коврик, занавеси, скатерть и т. п.

В домашних играх и в дизайн-деятельности необходимо предусматривать факторы, сти-

мулирующие статус мальчиков как будущих отцов, защитников отчизны и семейного благо-

получия. Не все мальчики любят играть в бытовые игры. Однако при умелом руководстве

со стороны взрослых игры «в дом», «в семью» многим мальчикам нравятся, и они справля-

ются с ролями не хуже девочек. Продумайте задания для мальчиков. Предложите им обыграть

тему «гараж» и создать декоративное панно. Покажите, как сложить пополам листы плотной

бумаги разного цвета. Нанесите на листы (под копирку) нарисованные контуры автомобилей

(легковой, грузовой, спецназначения) и вырежьте силуэты. Отдельно вырежьте к ним колёса

(фары, бамперы и др.). Размножьте эти силуэты. Пусть мальчики подбирают и наклеивают

детали к разным авто, собирая, таким образом, панно «Автопарк». Так же можно подготовить

пиктограммы – раздаточные карточки-лото по видам гражданского, военного, сухопутного,

морского, воздушного, подводного транспорта. Вместе с детьми составляются и наклеиваются

тематические силуэты на полосу (бумага, обои, картон). С родителями дети создают диарамы,

делают из коробочек игрушки-самоделки (автобус, трамвай, трейлер, поезд с вагончиками и

др.). Покажите ребёнку, как из сложенного в «гармошку» листа или цветных полос плотной

бумаги он сможет получить разные дома-«башни», «небоскрёбы», выстраивая из них целые

улицы и кварталы, заполняя их маленькими автомобилями, фигурками людей. С этой целью

используются детали из картона, срезы поролона, пенопласта, пластиковых баллонов, кусочки

жести, мягкой проволоки, катушки, нитки и др. Аппликативные и конструктивные игрушки

разрисуйте ярко, празднично (см. рис.).

В доме – праздник! Отмечаются общественные, религиозные и сезонные события, но

особенно ждут дети семейные торжества – дни рождения, именины, годовщины и другие,

которые запоминаются иногда на всю жизнь, и родители должны об этом всегда помнить.

Праздник в семье – это особая атмосфера душевного общения. Приглашаются родственники

и друзья-сверстники ребёнка. Семейные торжества проходят успешнее, если в их подготовке

и проведении принимают участие дети. Дизайн семейного праздника, его сценарий обсужда-

ются с детьми заранее, продумывается сюжет убранства и характер исполнения. Распределя-

ется работа между всеми участниками события. Полезно выбрать ответственных за дизайн

помещения и сюрпризы – подарки гостям и близким. Взрослые следят за тем, чтобы малыш

не переутомлялся, чтобы дизайн-труд приносил ему радость. Родители организуют поисковые

ситуации, требующие от ребёнка самостоятельности в творческом поиске, где он сам уже может

спланировать свои действия и найти решение задачи. Прямое воздействие близких в этом слу-

чае меняется на косвенное.

Дети охотно проявляют себя в роли декораторов, рисуя портреты, картинки, выполняя

детали костюмов и убранства помещения. Предложите ребёнку несложные задания типа «рас-

крась», «дорисуй», «вырежи и склей», «придумай и закончи», «дострой сам» и т. п. Детская

импровизация – песня, танец, исполненные на семейном вечере за чаем, будет всем приятна,

но более всех – самому ребёнку. Покажите ему, что вы довольны его творчеством.

К празднику подготовьте пригласительные билеты для гостей, «визитку» ребёнка,

подарки, игрушки. Всегда приятно каждому из приглашённых получить персональный, ори-

гинально оформленный билет, не похожий на другие. Например, к новогоднему событию при-

готовить открытки разной формы, размера и отделки, разных рисунков и расцветок (квадрат,

треугольник, овал и т. п., обрезные, прорезные, одно- и многоцветные, с отделкой-вклейкой

разнофактурной бумаги, фольги и т. п.). Разрисуйте ёлочки на открытках по-разному, исполь-

зуя конфетти, блёстки, мишуру и т. п. Например, пусть у одной ёлочки веточки будут разно-

цветными, у другой – покрыты серебряным инеем, на третьей повесьте игрушки и т. п. Дети,

у которых есть домашние животные, могут получить открытку с их забавными «портретами».

Билет может быть простой и двойной, «гармошкой» и даже «книжечкой» или «альбомом»

с сюрпризом (книжка-игрушка), на нём красиво написать приветствие и пожелания. По пери-

метру открытку волнообразно декорировать, немного «заовалить» её форму, аккуратно срезая

прямые уголки.

Можно сделать полуобъёмную открытку: на обычной двойной или открытке «гармошка»

наклеивается один или несколько силуэтов цветка «тюльпана». Покажите ребёнку, как выре-

зать эти силуэты, как по линиям сгиба сложить втрое силуэт цветка и вдвое листьев и прикле-

ить к открытке чуть-чуть полуобъёмно.

Декоративная закладка для книги – тоже приятный сувенир. Это может быть плетёная

«косичка», расписная полоска. Сувенир – настенную аппликацию «Корзиночка с цветами»

ребёнок подготовит вместе со взрослым, который подготавливает силуэт «корзиночки» (выре-

зает, расписывает), а ребёнок составляет к ней «букет», приклеивая цветы в технике наложе-

ния силуэтов (коллажа).

Домашняя стенгазета, а к празднику – красочный плакат или фотомонтаж семейной хро-

ники – это понравится всем. Если в семье никто не рисует и не сочиняет, то можно восполь-

зоваться праздничными плакатами или старыми календарями. Комбинируя яркие вырезки

из печатной рекламы, всегда можно составить аппликативную композицию с «домашними»

вставками и дополнениями (тексты, фотомонтаж, детские рисунки). Забавно и нарядно смот-

рятся плакаты, дополненные нарисованными детьми «цветочками», «шариками», «игруш-

ками», «разноцветными флажками», «весенними букетами», «праздничным салютом» и др.

Важно стимулировать фантазию детей, дооформляя с ними многофигурные, тематические

работы. Разные плакаты, склеенные вместе и объединённые детской росписью, создают наряд-

ное ковровое панно (фриз).

К весенним дням выполните с детьми оригинальную композицию, к примеру, по сказке

«Дюймовочка». Из тонкой цветной бумаги или тканей на каркасе (прорезной картон, мяг-

кая проволочка) выполняются макеты крупных легкокрылых бабочки, мотылька, стрекозы;

силуэты цветов и стеблей фантастических растений. Эти макеты можно установить на упру-

гих стержнях, но интереснее подвесить их в пространстве комнаты. Покачивающие на разных

уровнях крыльями и цветами, в сочетании с распустившимися веточками деревьев и кустар-

ников, эти макеты-декорации превратят детскую комнату в сказочный мир флоры и фауны, в

котором жила Дюймовочка.

Если ваш малыш участвовал в подготовке тематических декоративных убранств дет-

ского сада к праздникам, то его домашние рукоделия могут рассматриваться как своеобраз-

ные «домашние задания», как форма закрепления ранее пройденного материала. Но делать

это ребёнок должен добровольно, с охотой. Попробуйте выполнить ко дню его рождения вари-

ант композиции «Салют». Расскажите, что в праздничный день на его окне может вспыхнуть

салют (малиновые, золотисто-жёлтые, изумрудные, ярко-пунцовые, голубые, золотые и сереб-

ряные звёздочки), если он его подготовит. Созвездие выполняется по числу исполнившихся лет

малышу и сделать это несложно. Из разноцветной бумаги, фольги или из цветной прозрачной

плёнки вырезаются силуэты остроконечных звёзд. Силуэты могут быть одного, но лучше раз-

ного цвета, рисунка и размера. Самая крупная яркая звезда помещается в центре «вспышки», а

другие вокруг неё полусферой. Каждая звёздочка свисает на своей тонкой нити, на фоне окна,

не мешая шторе. Интересна пространственная композиция «вспышек»: звёздочки можно объ-

единить в гирлянды, которые – каждая на своей нити – кружится, переливаясь и сверкая.

Необходимо сохранять творческие импровизации ребёнка, записывая на аудио, видео

и фотоплёнки стихи, рассказы, танцы, игры, музицирование, пение и др., периодически про-

сматривая их на семейных вечерах с детьми. Соберите в альбом детские рисунки и весёлые

шаржи на членов семьи. Коллекции фантиков от сладостей, оформленные в настенные декора-

тивные панно или собранные в альбомы с кляссерами также напоминают о семейном событии.

В праздничные дни дети гуляют, играют в подвижные игры, устраивают конкурсы рисун-

ков цветными мелками на асфальте. Полезно предложить детям создать цветные «картины»

на асфальте (на бумаге, на обоях), в рамках, нарисованных мелками. Взрослые рисуют на

асфальте эти рамки, предлагая в каждой нарисовать «свою картину» (темы «Букет», «Порт-

рет», «Берёзовая роща», «На реке» и т. п.). Дети рисуют и сами оценивают свои картины, а

живущие в одном доме охотно изобразят свой дом с окнами и разрисуют «своё окошко».

Родители могут нарисовать на асфальте контуры незаконченного узора, предмета,

сюжета (в круге, полосе, квадрате), а дети дорисовывают эти изображения мелками (мали-

новые, жёлтые, голубые, белые цвета). Можно нарисовать мелками орнаментальную полосу,

сюжетную или ковровую композицию коллективно, усилиями детей из разных семей, – это

помогает общению и дружбе соседей. Общая работа позволит родителям определить интересы

и способности своих малышей, с тем, чтобы активнее заниматься их дальнейшим воспитанием.

Педагоги детского сада предлагают родителям участвовать вместе с детьми в выставках, на

которых они показали бы своё домашнее творчество, своё хобби: тематические рисунки, лепку,

аппликации, конструирование, роспись по дереву, шитьё, вязание и др. Примерная тематика

таких выставок: «Чудеса природы», «Мастер – золотые руки», «Герои сказок», «Как мы отды-

хали», «Наши путешествия», «Посещение музея», «Мой день рождения», «Моя коллекция»

и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детский дизайн - простор детскому творчеству "

Моя статья " Детский дизайн - простор детскому творчеству " предназначена для творческих педагогов,воспитателей.В статье говориться о том, что в настоящее время детскому дизайну уделяется достаточно м...

«Детский дизайн в семье»

Консультации для родителей...

Детский дизайн в оформлении детского пространства.

Презентация по оформлению детского пространства, в детском саду и дома, детскими работами....

Дизайн для детей и детский дизайн

В совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальнымпедагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребёнка, стимулируютего творчество...

Детский дизайн в семье

При ознакомлении ребёнка с искусством декоративного дизайна в семье, как и в детскомсаду, необходимо соблюдать последовательность в обучении, которое предусматривает услож-нение материала: от знакомст...

Детский дизайн в семье

Обучая детей элементам дизайна на занятиях, рассказываю о том, как можно организовать подобную деятельность дома....