Рекомендации для родителей "Возьмите в помощники музыку"
консультация

Жданова Евгения Игоревна

        Уважаемые  родители! Известные  учёные, писатели, педагоги  давно  обратили  внимание  на  качественные  особенности  восприятия  и  мышления  маленьких  детей  и  признавали  исключительное  влияние  детских  лет  на  последующее  развитие  и  твор-ческие  достижения  человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii.doc263 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                    Возьмите  в  помощники  музыку

        Уважаемые  родители! Известные  учёные, писатели, педагоги  давно  обратили  внимание  на  качественные  особенности  восприятия  и  мышления  маленьких  детей  и  признавали  исключительное  влияние  детских  лет  на  последующее  развитие  и  твор-ческие  достижения  человека.

        Все  приобретения  детства  значительны, и  богатство  их  содержания  будет  зави-сеть  от  нас, взрослых. Самые  чуткие, самые  близкие  малышу  люди – родители, ба-бушки, дедушки – помогут  ему  воплотить  реальные  явления  в  сказочные  сюжеты, различные  домыслы, игру, если  всегда  будут  рядом. Дети  от  природы  наделены  яр-кими  способностями, надо  лишь  постараться  как  можно  раньше  создать  максималь-но  благоприятные  условия  для  их  развития.

        Предлагаемые  песни  помогут  вдумчивому  и  внимательному  взрослому  вовремя  заметить  и  отреагировать  на  возникающий  у  ребёнка  интерес, постараться сохранить  его, чтобы  развить  и  не  дать  быстро  угаснуть. Эти  песни  несомненно  понравятся  ребёнку  и  ему  захочется  спеть  их  для  вас  или  для  своих  любимых  игрушек. Он  поймёт  что  научиться  петь  и  танцевать, оказывается, значительно  быстрее  и  легче, если  рядом  мама  или  бабушка.

        Песня – это  радуга  красок  окружающего  нас  мира. Она  может  рассказать  о многом  и  ответить  на  любые, самые  неожиданные  вопросы.

        Не  спешите  петь  песню  своему  малышу. Прочитайте  внимательно  про  себя  название  и  содержание  песни. Не  смущайтесь  отсутствием  нотного  текста! Импро-визируйте  мелодию  сами. Помните, главное – это  настроение, которое  дарит  исполни-телю  и  слушателю  песня. Она  превращает  каждого  из  вас  в  артиста. Чтобы  песня  понравилась, полюбилась  и  с  ней  захотелось  ещё  раз  встретиться, вам  помогут  и  выразительные  интонации  голоса, и  мимика, и  жесты. Не  стесняйтесь, ведь  вы  не  просто  мама  или  бабушка, вы  актёр, который  рассказывает  о чём-то  очень  интерес-ном  и  важном. Чем  ярче  будет  ваш  музыкальный  рассказ, тем  внимательнее  вас  бу-дут  слушать  дети  и  тем  скорее  загорятся  они  желанием  разучить, повторить, спеть  услышанное. Встреча  с  любимой  песней – особый  праздник. Постарайтесь  наполнить  им  каждый  день  вашего  малыша.

Хлопушечки

  1. Пусть  стоят  на  месте  ножки

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Только  хлопают  ладошки

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

- положение  ног: пятки  вместе, носки  

  врозь; руки  на  поясе; повороты  корпуса

  влево и вправо

  1. Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай

Хлоп  да  хлоп  перед  собой.

А  теперь  скорей  похлопай

Да  погромче  за  спиной.

- ритмичные  хлопки  перед  собой

- хлопки  за  спиной

  1. Выше, выше, выше  хлопай

Руки  выше  поднимай.

Ниже, ниже, ниже  хлопай

Руки  ниже  опускай.

- хлопки  снизу  вверх

- хлопки  сверху  вниз

  1. А  теперь  качать  руками

Можно  целых  пять  минут.

Отдыхайте  вместе  с  нами

Руки  тоже  отдохнут.

- плавные  движения  рук (здесь  потребу-

  ется  только  ваша  фантазия)

Ехали – ехали

  1. На  лошадке  ехали,

В  огород  заехали.

Гоп-гоп-гоп!

Гоп-гоп-гоп!

- легкая  пружинка (приседание), руки  

  вытянуты, будто  держат  вожжи

- хлопки (2  коротких, 1 длинный)

  1. На  машине  ехали,

До  угла  доехали.

Би-би-би!

Би-би-би!

- повороты  руками, которые будто  

  держат  руль

- большим  пальцем  подавить  сигнал

  1. Паровозом  ехали,

До  горы  доехали.

У-у-у!

У-у-у!

- рука  сжата  в  кулак  вверху: движение  

  руки вниз - вверх

-  широкое  движение  руками  сверху  вниз

Хлопы – шлёпы

(исходное  положение: сидя  на  коленях  на  полу)

Хлоп  раз, ещё  раз

Мы  похлопаем  сейчас.

А  потом  скорей, скорей

Шлёпай, шлёпай  веселей.

- хлопок  на  слово  «хлоп», удар  ладошек  

  по  коленям  на  слово  «раз»

- повтор  движений

- ритмичные  удары  ладошек  об  пол

Лады – лады

Ой, лады, лады, лады

Не  боимся  мы  воды

Чисто  умываемся

Маме  улыбаемся

- показ ладошек, поворот  кистей  ладошками  

  вверх – вниз

- притоп  одной  ногой

- плавные  движения  руками, не  дотрагиваясь  

  до  лица

- руки  широко  развести  и  улыбнуться

Организация  работы  в  семье  по  развитию  музыкальных  способностей  дошкольников

         Большой  вклад  в  развитие  музыкальных  способностей  дошкольников  может  внести  его  ближайшее  окружение. Часто (но  не  как правило) это  происходит, когда  семья  музыкальная: кто-то  из  родителей, бабушек  или  дедушек  хорошо  поёт  или  иг-рает (пусть  даже  не  профессионально) на  музыкальном  инструменте, или  брат, сестра  занимается  в  музыкальной  школе. В  семье, особенно  музыкальной, необходимо  боль-ше  внимания  уделять  развитию  музыкальности  ребёнка. Но  в  работе  по  развитию  музыкально-ритмических  движений, игре  на музыкальных  инструментах  может  помочь  семья  совсем  не  музыкальная.

        Одной  из  активных  форм  по  развитию  музыкальных  способностей  ребёнка  может быть  изготовление музыкальных  инструментов, которые  можно  использовать  и  дома, и на  утренниках. Они  украсят  любой  праздник, семейные  торжества  и  домашние  концерты. Самодельные  инструменты, соединённые  в  ансамбле  с  детскими  музыкальными  инструментами, а  также  с  фортепиано, баяном, аккордеоном  звучат   необычно  красиво  и  весело, что  несомненно  доставляет  радость  ребёнку  и  его  близким.  

        Дома  вместе  с детьми  можно  сделать  следующие  инструменты:

Треугольник

        Металлический  прут  толщиной  в  1см  согнуть  в  треугольник  и  подвесить  за  отогнутые  ушки  на  красивой  ленточке  или  тесёмке. При  ударе  металлической  па-лочкой  он  издаёт  громкий  звенящий  звук.

Гребёнка

        На  расчёску (она  может  быть  и  большой  и  маленькой) положить  небольшой  ку-сочек  папиросной  бумаги  вдоль  всей  гребёнки. Плотно прижимая  её  к  губам, выду-вая  воздух, нужно  напевать  мелодию  без  слов. Бумага  будет  вибрировать, придавая  голосу  оттенок, напоминающий  звуки  губной  гармошки.

Маракасы

        В  любую  баночку  с  крышкой (металлическую, пластмассовую, деревянную) насы-пают  немного (1/4) сухого  гороха  или  очень  мелких  камешков. Закрывают  крышкой, обматывают  её  изолентой  или  скотчем  и  раскрашивают. Можно  изготовить  несколь-ко  баночек  с  различными  наполнителями (пшено, рис  и  др.)

Как  отпраздновать  день  рождения  ребёнка  в  семье

        Какой  праздник  обойдётся  без  весёлых  шуток, забав, игр  и  аттракционов? Имен-но  они  придают  радостному  событию  незабываемую  атмосферу. Но чтобы  праздник, который  вы  хотите  устроить, действительно  понравился  вашему  малышу  как  самый  замечательный  день  в  году, не  спешите  приглашать  гостей. Подумайте  прежде, чем  займёте  детей  до  начала  праздничного  чаепития, какую  послушаете  музыку, во  что  поиграете.

        Лучше  всего  заранее  составить  сценарий  предстоящего торжества. Одна из  осо-бенностей  составления  сценария  заключается  в  том, что  при  его  написании  необхо-димо  думать о  реальных  возможностях  воплощения замысла: об  использовании  му-зыки  и  песен, стихов, литературных  произведений. Необходимо  также  всегда  учиты-вать  возможности  детей  и  их  возраст.

        Музыкальным  оформлением  праздничного  события  послужат  имеющиеся  у  вас  записи  популярной  музыки  для  детей. А  подобрать  аттракционы  и  забавы, которые  лучше  использовать  во  время  праздника, вам  поможем  мы. Не  сомневайтесь, у  вас  всё  получится!

Найди  свою  половинку  и  пригласи  на танец

        Для  проведения  этого  конкурса  необходимо  взять  несколько художественных  открыток  и  разрезать  их  пополам. Потом  следует  перемешать  половинки  открыток  и  раздать  их  участникам  игры. Под  звуки  лирической  мелодии  каждый  играющий  ищет  свою  пару, подбирая  недостающую  половинку  открытки. Отыскав  открытку  и  поклонившись  своему  партнёру, начинает  танцевать, импровизируя  движения.

        Ведущий  праздника  выбирает  лучших  танцоров.

Танцуй  как  я, танцуй  лучше

        Участники  конкурса  стоят  по  кругу. С  началом  музыки  один  из  детей  выходит  в  круг  и  танцует. Затем, не   прекращая  движение, подходит  к  стоящему  в  кругу  ре-бёнку  и, поклонившись, передаёт  ему  очередь, приглашая  продолжить  пляску. Кон-курс  длится  до  тех  пор, пока  не  выступили  все  желающие. Победителем  признаётся  тот, чьи  движения  понравились  больше.

Конкурс  на  лучший  парный  танец

        Перед  конкурсом  каждый  участник  отдаёт  ведущему  свою  фотографию (о  том, что  на  праздник  необходимо  захватить  фотографию, дети  должны  быть  предупреж-дены  заранее). Ведущий  перемешивает  фотографии  и  достаёт  из  общего  количества  первые  две. Так  составляется  пара, которая  начинает  танец. Следующий  танец испол-няет  новая, тоже  составленная  по  фотографиям  пара. Именинник  выбирает  лучших.

        После  проведения  этого  конкурса  родители  именинника  достают  семейный  аль-бом  для  фотографий  и  помещают  в  него  фотокарточки  всех  участников  праздника, пометив  на  странице  день  и  год  состоявшегося  торжества.

Найди  свою  пару

        Каждый  из  играющих  получает  по  одному  из  двух  одинаковых  предметов (лент, флажков, погремушек, воздушных  шариков  и  т.п.). под  весёлую  музыку  дети  танцуют, свободно  перемещаясь. С  окончанием  музыки  или  по  сигналу  каждый  дол-жен  найти  свою  пару. Кто  быстрее?

Ты  катись, весёлый  мячик

       Дети  встают  в  круг  и произносят  все  вместе  текст:

Ты  катись, весёлый  мячик,                                                 Быстро, быстро  по  рукам,                                                    У  кого  весёлый  мячик,

Тот  сейчас  станцует  нам.

        Ребята  передают  мяч  друг другу. У  кого  на  словах  «станцует  нам»  окажется  мяч, тот  выходит  в  центр  круга  и  танцует. Все  дружно  хлопают.

Завяжи  бантик

        Две  скакалки  натягиваются  на  стулья. На  каждой  прикреплены ленты (3-4). Двое  соревнующихся  танцуют  под  музыку. С  окончанием  музыки  наперегонки  бросаются  завязывать  банты. Ленты  можно  прикрепить  к  одной  скакалке, и  по  правилам  игры  победителем  становится  тот, кто  больше  завязал  бантиков

Как  выбрать  водящего? 

        В  некоторых  играх  обязательно  должен  быть  водящий. Чтобы  игра  началась, его  необходимо  выбрать. Как  правило, водящего  выбирают  по  считалке. Водящим  становится  тот, на  ком  считалка заканчивается.

        Успех  игры  во  многом  будет  зависеть  от  активности  и  изобретательности  водящего. Поэтому  в  таких  играх, где  роль  водящего  особенно  сложна, его  лучше назначить  или  предложить  выбрать  самим  участникам, рассказав, какими  качествами  он  должен  обладать.

 

Развитие  творческих  способностей  детей

        Важную  роль  в  становлении  личности  ребёнка, в  развитии  его  творческих  спо-собностей, играет  общение  со  взрослыми. Уважаемые  родители! Не  жалейте  на  это  ни  времени, ни  душевных  сил. Как  можно  больше  беседуйте  с  ребёнком. Рассказы-вайте  ему, что  вы  сейчас  делаете, чем  будете  заниматься  с  ним, что  окружает  вас  в  данную  минуту. Называйте  предметы, находящиеся  вокруг  вас, указывая на  них  и  знакомя  с  ними  ребёнка.

        Неоценимую  помощь  в  общении  с  ребёнком  окажут  вам  народные  потешки, скороговорки, песенки, считалки, стихи  детских  поэтов. Вы  с  успехом  можете  приме-нять  их  в любых  жизненных  ситуациях: умывая  ребёнка, причёсывая, занимаясь  физ-культурой, гуляя  с  ним, играя. Песенок, потешек  очень  много. Вот  лишь  некоторые  из  них:

Водичка, водичка

Водичка, водичка

Умой  моё  личико

Чтобы  глазоньки  блестели

Чтобы  щёчки  краснели,

Чтоб  смеялся  роток,

Чтоб  кусался  зубок.

Ноги  и  ножки

Большие  ножки  шли  по  дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие  ножки  бежали  по  дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ!

Мы  идём

Мы  идём, мы  идём

Громко  песенку  поём!

Прыгнем  раз, прыгнем  два,

Прыгать  рады  мы  всегда!

Мы  идём, мы  идём

Громко  песенку  поём!

Ты  мороз, мороз, мороз

Ты  мороз, мороз, мороз

Не  показывай  свой  нос!

Уходи  скорей  домой,

Уводи  стужу  с  собой.

А  мы  саночки  возьмём,

Мы  на  улицу  пойдём.

        Разумеется  в  воспитательном  арсенале  необходима  музыка – народная, авторская, классическая, адресованная  самым  маленьким. Важно, чтобы  музыка  вошла  в  жизнь  ребёнка, стала  неотъемлемой  частью  его  существования, чтобы  вызывала  только  по-ложительные  эмоции. Если  ребёнок  начинает  капризничать, проявлять  беспокойство  или  плакать, прослушивание  сразу  прекращается, а  внимание  переключается  на  что-то  другое. Здесь  нужна  мера. Каждое  общение  с  музыкальным  произведением  дол-жно  вызывать  радостные  чувства.

        Чтобы  ребёнок  чувствовал  себя  участником  происходящего, дайте  ему  погре-мушку, маленький  барабан  или  бубен. Эти  простейшие  музыкальные  инструменты  помогают  развивать  музыкальный  слух, музыкальную  память, чувство ритма, умение  слушать  музыкальное  произведение.

Зачем  нужны  игры  со  словом?

        Музыка  и  движение  такие  же  взаимосвязанные  понятия, как звук  и  его  ритми-ческая  организация.

        В  течении  не  одного  десятка  лет  педагоги  используют  движение  как  средство  музыкального  развития.  В  прогрессивных  педагогических системах  музыкального  воспитания  движению  всегда  отводилось  особое  место, так  как  музыканты  призна-вали  за  ним  возможность  не  только  совершенствовать  тело, но  и  развивать  духов-ный  мир   человека.

        Чтобы  развить  у  детей  чувство  ритма, выразительность  движения, фантазию  и  воображение  можно  использовать  игры  со  словом. Особенностью  является  то, что  все  эти  игры  можно  проводить  без  музыкального сопровождения, под  мелодизиро-ванный  текст, который  в  определённой  степени  как  бы  заменяет  собой  мелодичный  напев.

        В  основе  большинства  игр – народные  тексты. Они  особенно  удобны  для  рас-певного  выразительного  произношения. Наличие  мелодического  и  ритмического  на-чала  позволяет  выполнять  движения  по  содержанию  текста  в  нужном  ритме  и  тем-пе. Одновременно  у  детей  совершенствуются  двигательные  навыки: прыжки, пружин-ный  и  дробный  топающий  шаг, поскок, переменный  шаг, галоп, шаг  с  высоким  подъёмом  ног, лёгкий  стремительный  бег.

        Взрослый, не  владеющий  игрой  на  музыкальном  инструменте, с  помощью  игр  со  словом  в  состоянии  грамотно  помочь  детям  овладеть  выразительными  движени-ями. Текст  игры  можно  не  заучивать  с  ребёнком  специально. Он  запоминается  в  процессе  игрового  действия. Главное условие – это  выразительное, как бы  нараспев, ритмичное  произношение  текста.

        Текст  любой  игры  можно  специально  использовать  для  развития  у  ребёнка  ритма. Его  легко  воспроизвести  в  хлопках  (ритмизовать).

        Например, пользуясь  слогом «та»  для  выражения  более  долгого  звука  и  «ти»  для  более  короткого, одновременно  хлопая  в  ладоши, воспроизводим  следующий  ритмический  рисунок  текста  «Солнышко» (1 фраза).

Солнышко, солнышко

Выгляни  в  окошко.

Та-ти-ти   та-ти-ти                                  

Ти-ти  ти-ти    та  та         или        

                                     

○ ● ●   ○ ● ●

● ● ● ●  ○ ○

        Таким  же  образом  следует  ритмизовать  все  тексты.

Солнышко.

Солнышко, солнышко,

Выгляни  в  окошко:

Твои  детки  плачут,

По  камушкам  скачут.

Ход  игры: На 1-ю  и 2-ю  строчки  текста  взрослый  вместе  с  ребёнком  выполняет  час-тые  полуприседания – «пружинки» – и  одновременно  хлопает  в  ладоши. Под текст 3-й  и  4-й  строчек  выполняются  лёгкие  прыжки  с  одновременными  хлопками  в  ладоши.

Пояснение: Текст  произносится  в  медленном  темпе, нараспев, с  ярко  выраженной  метрической  пульсацией, без  остановок, ускорений  и  замедлений.

Радуга-дуга.

Радуга-дуга,

Не  давай  дождя,

Давай  солнышко,

Колоколнышко!

Ход  игры: На  весь  текст  выполняются  лёгкие  частые  прыжки  на  двух  ногах  с  не-большим  покачиванием  корпуса  вправо  и  влево. Ритмизация  текста  будет  выгля-деть  следующим  образом:

                                                           Ти-ти-ти-ти  та

                                                           Ти-ти-ти-ти  та

                                                           Ти-ти  та  та  та

                                                           Ти-ти  та  та  та

Пояснение: В  процессе  игры  происходит  развитие  ритмического  чувства  и  совер-шенствование  прыжкового  движения. Окончание  произнесения  текста  должно  быть  точно  зафиксировано  прыжком  с  прекращением  движения.

Паровоз.

Чух, чух, пыхчу,

Пыхчу, ворчу.

Стоять  на  месте

Не  хочу.

Колёсами  стучу, верчу,

Садись  скорее,

Прокачу: чух, чух!

Исходное  положение: Руки  согнуты  в  локтях, пальцы  крепко  сжаты  в  кулачки. Ноги  удобнее  слегка  согнуть  в  коленях.

Ход  игры: Взрослый  предлагает  отправиться  в путешествие. На  весь  текст  выполня-ется  ритмичное  движение  дробного  шага  с  ускорением  темпа  его  выполнения  к  концу  игры.

Пояснение: В  этой  игре  отрабатывается  навык  дробного  шага  с  продвижением  впе-рёд. Текст  произносится  очень  чётко, ритмично, с  ускорением. Следует  обращать вни-мание  на  хорошую  прямую  осанку, а  также  следить  за  тем, чтобы  шаг  был  корот-ким, не шаркающим.

        Игру   можно  продолжить, предложив  ребёнку  выйти  из  вагончика  и  погулять  по  лесу, собирая  цветы, ягоды, или  набирая  букеты  осенних  разноцветных  листьев. По  сигналу  «Ту-ту!», который  даётся  взрослым, дети  ребёнок  снова  садится  в  поезд  и  едет  до  следующей  остановки. Игра  развивает  воображение  и  творческие  способ-ности  ребёнка.

Развиваем  творчество  при  восприятии  музыки

        Музыка  по-своему  передаёт  жизнь окружающего  мира, мысли  и  чувства  чело-века, красоту  природы. Выполните  с  ребёнком  такое  интересное  задание. Прослушай-те  любое  музыкальное  произведение. Желательно, чтобы  музыка  включала  в  себя  элементы  изобразительности (небольшая  подсказка  детскому  воображению): это могут  быть  произведения  западных  классиков (например, фрагменты  из  «Времён  года»  Ви-вальди)  или  произведения  для  детей  русских  и  советских  классиков: А.Римского-Корсакова, П.Чайковского, А.Лядова, С.Прокофьева.

        Проанализируйте  с  ребёнком, каким  был  характер  музыки  в  начале. Менялся  ли  он? Отрывистые или  протяжные, тихие  или  громкие  звуки  преобладали  в  музыке? Были  ли  повторяющиеся  части? Как  закончилось  произведение – так  же, как  и  начи-налось, или  по-другому? Какие  настроения  и  переживания  оно  разбудило?

        Теперь  предложите  ребёнку  передать  свои  впечатления  каким-либо  рисунком. Пусть  он  рисует  то, что  ему  представляется, когда  он  слушает  музыку. Пусть  не  бо-ится  фантазировать  и  старается  искренне  выразить  свои  чувства. Это  поможет  глуб-же  проникнуть  в  содержание  и  настроение  музыки.

        Впрочем, можно  сделать  аппликацию, коллаж, слепить  что-нибудь. Для  этого  сначала  нужно  подумать, какой  материал  лучше  выбрать. Ведь  нежная, прозрачная  музыка  требует  для  своего  отображения  одних, а  громкая, призывная – совсем  дру-гих  изобразительных  средств. Возможно, в  результате  работы  появится  натюрморт, пейзаж, а  может, просто  орнамент  или  цветовая  композиция. Это  неважно. Главное, чтобы  ребёнок  почувствовал  и  передал  по-своему  блестящий  звук  трубы, бархатные  вздохи  виолончели, нежные  переливы  флейты.

Развиваем  творчество  в  движениях, пантомиме  и  театрально-игровой  деятельности

        Предлагаемые  игры  развивают  воображение, выразительность  движений, артис-тизм.

Кто  лучше?

        Игра  развивает  воображение  и  творчество  в  движениях. Предложите  ребёнку  придумать  танец  под  хорошо  знакомую  музыку. Это может  быть  популярный  шля-гер  либо  что-нибудь  более  мелодичное  и  спокойное. Характер  движений  в  любом  случае  должен  соответствовать  звучащей  музыке.

        Посоревнуйтесь  с  ребёнком: чей  танец  получится  лучше, чьи  движения  окажутся  интереснее  и  выразительнее.

Обезьянка

        Ребёнку  предлагают  стать  обезьянкой  или  зеркалом  и  повторять  всё, что  делает  взрослый: он  шагает  и  обезьянка  шагает, поднимает  руки – и  обезьянка  тоже.

        Игровое  упражнение  можно  делать  в  паре. Зрители  наблюдают  и  оценивают  «правильно - неправильно», «успевает  обезьянка  или  не  успевает».

        Играющие  могут  меняться  ролями, когда  правила  игры  становятся  понятны  ре-бёнку. В  обезьянку или  зеркало  превращается  взрослый. Смена  ролей  активизирует  творческое  воображение  ребёнка.

Кто  я?

        Игру  можно  проводить  с  детьми  любого  возраста. Она  не  требует  специальной  подготовки: играть  можно  в  дороге, на  прогулке, дома, в  гостях.

        Взрослый  или  кто-то  из  детей  жестом, мимикой, звуком  изображают  что-то  или  кого-то, например: поезд, машину, чайник, дерево, собаку, цыплёнка, морскую  свинку, доброго  волшебника, Муху-Цокотуху – это  зависит  от  выдумки  играющего. Детям  предлагают  отгадать  изображенный  предмет. После  правильного  ответа  следует  спросить, как  ребёнок  догадался  и  узнал  то, что  изображалось.

У  зеркала

        Предложите  детям  ролевую  гимнастику  у  зеркала.

  • Нахмуриться, как:

        а) король

        б) ребёнок, у  которого  отобрали  игрушку

        в) человек, скрывающий  улыбку

  • Улыбнуться, как:

        а) вежливый  японец

        б) собака  своему  хозяину

        в) кот  на  солнце

  • Сесть, как:

        а) пчела  на  цветке

        б) наказанный  Буратино

         в) обиженная  собака

         г) обезьяна, изображающая  вас

        д) поросёнок  на  кактусе

        е) наездник  на  лошади

        ж) невеста  на  свадьбе

Игра  с  платком

        Предложите  ребёнку  любой  из  имеющихся  у  вас  платков. Попросите  с  помощью  платка, движений, мимики  изобразить:

        а) бабочку

        б) лису

        в) принцессу

        г) волшебника

        д) бабушку

        е) больного  с  зубной  болью

Несколько  игр  для  тех, кто  учится  петь

        Большое  значение  для  активного  проявления  ребёнка  в  творческой  деятельнос-ти имеют  красочные  пособия, которые  можно  использовать  в  различных  играх. Вот  примерные  варианты  игр  с  пособиями. Их  вполне можно  изготовить  дома  вместе  с  ребёнком.

Музыкальный  урок

        Для  игры  потребуется  любой  неозвученный  музыкальный  инструмент, напри-мер, пианино  с  «немой»  клавиатурой (можно  нарисовать  клавиатуру  и  положить  её  на  детский  столик)  и  звуковая  книжка (вместо  звуковой  книжки  возможно  исполь-зование  звуковых  картинок).

        Ход  игры: Ребёнок  усаживает  рядом  с  собой  любимые  игрушки, ставит  на  пю-питр (подставку)  звуковую  книжку (это  импровизированные  ноты)  и  проводит  со  своими  зайками, кисками, куклами  музыкальное  занятие. Он  поёт  им  свои  любимые  песни, подыгрывает  себе  на  воображаемом  пианино  или  гармошке, разучивает  новые  песни, просит повторить, прохлопать  ритм. За  ответы  ребёнок  ставит  своим  игруш-кам  отметки.

        Примечание: Звуковые  книжки  делаются  из  картона  или  плотной  бумаги  (раз-мер 30x20). На  каждой  странице  книги – цветная  иллюстрация (можно  сделать  аппли-кацию  или  рисунок), сюжет  которой  соответствует  названию  знакомой  детям  песни. В  книге   может  быть  5-6 таких  песен.

        Звуковая  картинка – то  же, что  и  звуковая  книжка, только  оформление каждой  песни  представлено  отдельно  (размер  30х20 или  15х10). Все  картинки  должны  хра-ниться  в  красивой  коробочке. Им  удобно  пользоваться: часто  менять  и  постепенно  накапливать, используя большое  количество  песен.

Музыкальный  магазин

        Для  игры  потребуется  самодельный  проигрыватель  с  набором  пластинок.

        Ход  игры: Играющих  может  быть  любое  количество. Из  их  числа  выбирается  продавец, который предлагает  покупателям  выбрать  и  купить  пластинку  (или  диск)  с  хорошей  песней. Покупатель просит  продавца  дать  ему  возможность  прослушать  мелодию. Устанавливается  пластинка, «включается»  проигрыватель, и  ребёнок-прода-вец  сам  исполняет  песню, которую  предлагает  покупателю. От  выразительности  ис-полнения  песни, чистого, нефальшивого  звучания, будет  зависеть, понравиться  песня  покупателю  или  нет. Если  песня  нравиться, продавец  с  улыбкой  и  добрыми  поже-ланиями  отдаёт  пластинку  покупателю.

        Игру  можно  провести  с  родными  и  близкими  ребёнка: мамой, папой, бабушкой  или  любимыми  игрушками.

        Примечание: Проигрыватель  изготавливают  из  картонной  или  фанерной  коробки  с  диском, который  крепится  на  стержне  (в  центре  коробки). Пластинку  необходимо  сделать  чуть  больше  размера  диска, в  середине  с  отверстием  для  стержня (пластин-ку  нужно  изготовить  из  картона).

        На  каждую  пластинку  должна  быть  наклеена  картинка  по  содержанию  знако-мой  «продавцу»  песни. Пластинки  желательно  хранить  в  самодельной  коробочке  или  красочном  конверте.

Волшебный  волчок

        На  большом  картонном  круге  вдоль  его  края  наклеиваются  иллюстрации  к  песням. В  центре  круга  небольшой  фанерный  диск  со  стрелкой. Направление стрелки  показывает, какую  песню  должен  исполнить  ребёнок. Игру  можно  провести  как  кон-церт  для  именинника.

        Примечание: Для  поддержания  интереса  ребёнка  к  этой  игре  можно  заменить волчок  на  другие  пособия: музыкальный  телефон  или  волшебный  маятник. Задание  при  этом  остаётся  прежним: выбор  песни  определяется  стрелкой  маятника  или  номером  телефона, по  которому  звонит  играющий.

Весёлые  нотки

        Для  игры  используется  игрушечный  телевизор. На  экране  появляются  рисунки  с  изображением   картинок, соответствующих  содержанию  любимых  песен. «За  кад-ром»  исполнитель  озвучивает  эти  песни. Все  слушатели  реагируют  на  выступление  громкими  аплодисментами.

        Примечание: На  передней  стенке  ящичка  (из  картона  или  фанеры)  выркзается  небольшое  окошко – экран. Отдельные  кадры-картинки  вставляются  в  прорезь, сде-ланную  на  верхней  стенке  телевизора.

Советы  тем, кто  хочет  научиться  петь

        Каждый  человек, родившись, получает  от  матушки-природы  драгоценный  и  ве-ликий  дар – особого  качества  музыкальный  инструмент – голос. Некоторые  педагоги  считают, что  именно  он  способен  стать  основой, фундаментом  всей  музыкальной  культуры  человека  в  будущем. Необходимо  лишь  научиться  правильно  владеть  этим  инструментом.

        Обучать  ребёнка  пению  лучше  всего  используя  для  этого  свой  собственный  голос. Слушая  песню, малыш  сам  начинает  подпевать, старательно  подражаю  выра-зительным  интонациям  голоса  взрослого. Чем  младше  ребёнок, тем  более лёгким  должен  быть  песенный  репертуар. Помните, что  объём  детского  голоса   невелик. Голосовые  связки  у  малышей  тонкие  и  хрупкие. Поэтому  весь  голосовой  аппарат  ребёнка  требует  очень  осторожного  и  бережного  отношения.

        Познакомьтесь  с  несколькими  советами, которые  могут  оказать  помощь  вашему  ребёнку  в  овладении  навыками  выразительного  пения.

        Прежде  чем  начать  разучивать  понравившиеся  песни, определите, справится  ли  с  ними  ребёнок, соответствуют  ли  они  возможностям  его  голоса. Даже  если  песня  очень  нравится  и  вам, и   ребёнку, пение её  может  принести  большой  вред, если  она  не  отвечает  особенностям  возраста.

        Итак, вас заинтересовала  песенка. Как  мудрый  педагог, сначала  внимательно  раз-беритесь  в  особенностях  текста  и  мелодии, предугадайте  варианты  возможных  оши-бок  ребёнка.

        При  подборе  репертуара учитывайте  следующее:

  • Содержание  песен  должно  отражать  круг  интересов  ребёнка
  • Просмотрите  текст, прочитайте  его  выразительно  вслух  и найдите  сложные  для  понимания  слова, словосочетания (их  обязательно  в  дальнейшем  нужно  объяснить  ребёнку)
  • В  мелодии  песни  найдите  сложные  по  ритмическому  рисунку  такты. Посмот-рите  одновременно, не будет  ли  затруднений  в  пропевании  самой  мелодии
  • Обратите  внимание  на  протяжённость  музыкальных фраз. Помните, темп  ды-хания  у  детей  более  частый  в  сравнении  с  дыханием  взрослого. Фразы  детских  песен  должны  быть  короткими , чтобы  ребёнку  не  приходилось  разрывать  их  в  процессе  пения  для  нового  вдоха
  • Объём  звуков  мелодии  песни  не  должен  превышать  возможностей  певческого  диапазона  голоса  ребёнка. У  детей 3-4 лет – это  всего  4-5 звуков, у  детей  4-5 лет – 5-6 звуков, у  детей  5-6-летнего  возраста  он  расширяется  до  октавы (8 звуков).

В  пределах  возрастного  диапазона  голос  ребёнка  звучит  естественно, ненапряжён-но, без  перегрузки.

        Все  эти  рекомендации  вы  должны  учесть, прежде  чем  споёте  ребёнку  пес-ню. Первоначальное  исполнение  обязательно  должно  быть  ярким, выразитель-ным. Только  при  этом  условии  у  ребёнка  появится  интерес  и  желание выучить  песенку.

Разучивая  с  детьми  песню, помните:

  • Мелодию  лучше  начинать  разучивать  без  текста, на  какой-нибудь  слог, например  «ля» (в  таком  случае  всё  внимание  ребёнка  будет  сосредоточено  на  звуковысот-ной  линии)

  • Подвижные  песни  сначала  необходимо  пропевать  в  замедленном  темпе, чтобы  ребёнок  успевал  хорошо, правильно  проговаривать  все  слова, особенно  трудные  для  произношения

  • Сложные  по  ритмическому  рисунку  и  мелодии  фрагменты  песни  необходимо  по-учить  отдельно. Чтобы  ребёнок  наглядно  понял, куда  движется  мелодия  и  куда  направить  голос, пользуйтесь  жестом  (рука  следует  вверх  и  вниз, скачком  или  плавно, в  зависимости  от  движения  мелодии). Такты  с  трудным  ритмическим  ри-сунком  нужно  прохлопать, затем  одновременно  прохлопать  и  пропеть  на  какой-либо  слог

  • Чтобы  звук  во  время  пения  имел  красивую  окраску, следите  за  губами  ребёнка. Они  всегда должны  иметь  округлую  форму. Этому  помогает  и  хорошо  открываю-щийся  рот

  • Дышать  нужно  спокойно, не  поднимая  плеч  и  не  делая  шумных  вдохов  перед  каждой  новой  фразой  песни. Сохранять  воздух  в  лёгких  желательно  до  оконча-ния  фразы, экономно  расходуя  его. Научиться  этому  можно, поиграв, например, со  свечой  (дуйте  на  пламя  как  можно  дольше, наблюдая, как  оно  при  этом  откло-няется  в  сторону)  или  с  белыми  пушинками-парашютиками  знакомого  всем  оду-ванчика

  • Перед  пением  голос  должен  быть  «разогрет». Для  этого  используются небольшие, на 3-5 звуках, распевки

  • Правильное  положение  корпуса  ребёнка  во  время  пения  помогает  исполнению  песни. Сидеть  нужно  прямо, без  напряжения, расправив  плечики, руки  спокойно  положить  на  колени  ближе  к  корпусу, голову  вниз  опускать  не  следует. При  та-ком  положении  корпуса  вся  дыхательная  система, весь  голосовой  аппарат  гармо-нично  настроены  на  процесс  пения

В  гости  к  музыке

         Есть  такое  человеческое  качество – тонкость, эмоциональность  души. Человек  с  тонкой, эмоциональной  душой  не  может  забыть  горя, страдания, несчастья  другого  человека, совесть  заставит его  прийти  на  помощь. Это  качество  воспитывает  музыка. Если  вы  хотите, чтобы  сердце  вашего  ребёнка  стремилось  к  добру, красоте, человеч-ности, попробуйте  научить  его любить  и  понимать  музыку! Учите  его, учитесь  вмес-те  с  ним!

        Возможно, некоторые  советы  помогут  вам  и  вашему  малышу  войти  в  огром-ный  и  прекрасный  мир  большого  музыкального  искусства.

  • Прежде  всего  помните  о  том, что любое  музыкальное  произведение  необходи-мо  слушать, не  отвлекаясь  ни  на  что  другое. Главное, конечно, хотеть  слушать! Нужно  очень  постараться  следить  за  тем, что  происходит в  музыке, от  самого  на-чала  до  самого  её  завершения, охватывая  слухом  звук  за  звуком, ничего  не  упус-кая  из  виду! Музыка  всегда  наградит  слушателя  за  это, подарив  ему  новое  чув-ство, новое  настроение, возможно, прежде  никогда  в  жизни  на испытанное.

  • На  первых  порах  не  следует  слушать  крупные  музыкальные  произведения, так  как можно потерпеть  неудачу. Ведь  навык  слежения  слухом  за  звуками  ещё не  отработан  и  внимание  недостаточно  дисциплинировано. Поэтому  лучше  выби-рать  для  слушания  небольшие  произведения

  • Это  может  быть  вокальная  музыка  (музыка  для  голоса)  или  инструментальная  (которая  исполняется  на  различных  инструментах). Прислушиваясь  к  звукам, постарайтесь  услышать  и  различить  динамические  оттенки  музыкальной  речи, определить, делают  ли  они  выразительным  исполнение  музыкального  про-изведения

  • Конечно, слушать  вокальную  музыку  легче, ведь  текст  всегда  подскажет, о  чём  хотел  сообщить  композитор, какими  мыслями  хотел  поделиться.

     В  инструментальной  музыке  слов  нет, но  от этого  она не  становится  менее  инте-

     ресной

  • Время  от  времени  необходимо  возвращаться  к  прослушиванию  тех  же  са-мых  произведений. Чем  чаще  слушаешь  уже  знакомые  произведения, тем  они  с  каждым  разом  всё  больше  и  больше  нравятся. Но  всегда  слушайте  музыку  вни-мательно, не  отвлекаясь, вдумчиво

  • Постарайтесь  сделать  прослушивание  музыки  регулярным занятием, выделите  для  слушания  специальное  время. Ничто  не  должно  отвлекать  ребёнка  от  обще-ния  с  музыкой, никогда  нельзя  делать  этого  наспех

Тренируем  слуховое  внимание

        Медленно, очень  тихо, словно  боясь  потревожить  кого-то, в  вашу  комнату  вхо-дит  музыку… Знакомая, любимая…ощущение  удивительного  покоя  и  счастья  охва-тывают  вас, отступают  заботы, далеко  уносятся  тревоги  и  печали…

        Мир  музыкальных  звуков  безграничен. Он  таит  в  себе  несметные  богатства. Но если  не  пытаться  внимательно  следить  за  движением  музыкальных  звуков, отвле-каться, поглядывая  по  сторонам, да  ещё  что-нибудь  жевать  или  говорить  при  этом, вряд  ли  можно  надеяться  на  то, что  музыка  когда-нибудь станет  вашим  другом.

        Помните, обязательно  помните, что  музыка всегда  начинается  с  Тишины! В  ней  она  рождается  и  растворяется  тоже  в  ней.

        Попробуйте  научить  вашего  малыша  внимательно прислушиваться  к  окружаю-щим  его  звукам. Посидите  с  ним в  тишине  и  послушайте эту  тишину. Ваш  ребёнок  несомненно  удивится, обнаружив, что  тишина  это  вовсе  и  не  тишина, потому  что  вся  наполнена  звуками. А  может  это  особая  тишина – звучащая? Для  вас  не составит  особого  труда  придумать  игровые  упражнения  для  того, чтобы развить  у  ребёнка  умение  внимательно  слушать  и  слышать.

        Вот  примеры  некоторых из  них.

Слушаем  тишину

        Посадите  ребёнка  рядом  с  собой. Постарайтесь  сделать  так, чтобы  ему  было  удобно  и  ничего  не  отвлекало  от  предстоящей  игры. Попросите  малыша  закрыть  глаза (говорите  с  ним  при  этом  только  едва  слышным  шёпотом, чтобы  ребёнок  постепенно  настраивался  на  тишину). Задавайте  ему вопросы, на  которые  ответы  даются  тоже  шёпотом.

- Какие  звуки  различаешь  в  комнате?

- Откуда  они  доносятся?

- Какие  звуки  слышишь  на  улице?

- Угадай, кто  подал  голос?

- Какие  звуки  доносятся  из  соседнего  помещения (из  коридора, кухни, комнаты)?

- Какие  звуки  тебе  понравились  и  какие  совсем  неприятны?

Примечание: Вопросы  можно  продолжить. Обратитесь  за  помощью  к  собственному  воображению. В  тот  момент, когда  у ребёнка  закрыты  глаза, попробуйте  сами  про-извести  некоторые  шумы  (например, скомкайте  лист  бумаги, скрипните  дверью, про-ведите  карандашом  по  стеклу  окна  и  т.д.). попросите  малыша  догадаться, какие  зву-ки  он  слышал. Такие  загадки  должны  ему  понравиться. Если  вы  заметите, что  ребё-нок  начинает  уставать, поменяйтесь  с  ним  ролями.

Имена

        В  игре  принимают  участие  несколько  играющих. Ими  могут  быть  родные  и  близкие  ребёнка, либо  его  друзья. Участники  садятся  по  кругу. Все  закрывают  глаза  и  произносят  по  очереди  свои  имена  шёпотом, следя  за  тем, чтобы  не  было  остано-вок. Тот, кто  пропустил  свою  очередь, за ошибку  расплачивается  фантом. В  конце  игры  обладатель  фанта  выполняет  какое-нибудь  задание: читает  стихотворение, поёт  или  танцует.

Будь  внимателен

        Игра  также  развивает  слуховое  внимание. Для  её  проведения  ребёнку  и  взрос-лому  необходимо  хорошее  знание  какой-либо  песни, например, «В  лесу  родилась  ёлочка». Задача  участников  игры – вовремя  вступить  и  пропеть свою  фразу. Напри-мер, взрослый  начинает: «В лесу  родилась  ёлочка». Ребёнок  следом  подхватывает  и  поёт  следующую  фразу  без  опоздания: «В  лесу  она  росла». Теперь  очередь  за  взрослым  или  другим  участником  игры: «Зимой  и  летом  стройная»; очередной  участник  завершает: «Зелёная  была».

На  лошадке  ехали

        Две  первые  строчки  текста  напевает  взрослый  (можно  использовать  собствен-ную  импровизацию, петь  любой  несложный  мотив). Ребёнок  должен  вступить  вов-ремя  и  пропеть  звукоподражание, выполнив  какое-либо  имитационное  движение.

  1. На  лошадке  ехали,

В  огород  заехали.

Гоп-гоп-гоп!

Гоп-гоп-гоп!

- взрослый

- ребёнок - хлопки (2  коротких, 1 длинный)

  1. На  машине  ехали,

До  угла  доехали.

Би-би-би!

Би-би-би!

- взрослый

- ребёнок  имитирует  движением руки  нажатие  гудка  автомобиля

  1. Паровозом  ехали,

До  горы  доехали.

У-у-у!

У-у-у!

- взрослый

- ребёнок  выполняет  движение  то  вверх, то  вниз  обеими  руками

Что  такое  музыкальность?

        Глинка, Чайковский, Бетховен, Моцарт… знаменитые, известные  каждому  имена. Кто  избрал  им  путь  гениев? Кто  определил  славу  музыкантов-композиторов? Приро-да? Родители? Педагоги?

        Может  быть  профессиональные  качества  передаются  с  генами? Может  быть,сын  учёного, повзрослев, станет  учёным, а  сын  писателя – писателем?

        Можно  нередко  слышать: «Должно  быть  мой  ребёнок  пошёл  в  отца, у  него сов-сем  нет  музыкального  слуха». Достаточно  распространённая  формула  определения  причины  отсутствия  способностей  сына  или  дочери.

        Однако  всё  в  действительности  несколько  иначе. Если  бы  происхождение  было  определяющим  фактором  в  формировании  способностей, то  тогда  дети, поколение  за  поколением, наследовали  бы  профессии  отцов. И  если  сын  музыканта  выбирает  ту же профессию, что  его  отец, то  причина  этого  прежде  всего  в  том, что  воспитывал-ся  он  в  атмосфере  музыки, что  с  первых  дней  появления  на  свет  был  погружён  в  мир  волшебных  звуков. Считается  доказанным, что  если  для  музыкального  развития  ребёнка  с самого  рождения  созданы  необходимые  условия, то  это  даёт значительный  эффект  в  формировании  его  музыкальности.

        Итак, все  мы  от  природы  музыкальны. Об  необходимо  знать  и  помнить  каждо-му  взрослому, так  как  от  него  зависит, каким  станет  в  дальнейшем  его  ребёнок, как  он  сможет  распорядиться  своим  природным  даром. Музыка  детства – хороший  вос-питатель  и  надёжный  друг  на  всю  жизнь. Желая  подружить  с  ней  малыша, родным  и  близким  нужно  помнить  следующее:

  • Раннее  проявление  музыкальных  способностей  говорит  о  необходимости  начи-нать  музыкальное  развитие  ребёнка  как  можно  раньше
  • Педагоги  считают: «Если  не  заложить  с  самого  начала  прочный  фундамент, то  бесполезно  пытаться  построить  прочное  здание: даже  если  оно  будет  красиво  снаружи, оно  всё  равно  развалится  на  куски  от  сильного  ветра  или  землетря-сения. Время, упущенное  как  возможность  формирования  интеллекта, творчес-ких, музыкальных  способностей  ребёнка, будет  невосполнимо»
  • Путь  развития  музыкальности  каждого  человека  неодинаков. Поэтому  не  сле-дует  огорчаться, если  у  вашего  малыша  нет  настроения  что-нибудь  спеть  или  ему  не  хочется  танцевать. А если  и  возникают  подобные  желания, то  пение, на  ваш  взгляд, кажется  далёким  от совершенства , а  движения  смешны  и  неуклю-жи. Не расстраивайтесь! Количественные  накопления  обязательно  перейдут  в  качественные. Для  этого  потребуется  время  и  терпение.
  • Отсутствие  какой-либо  из  способностей  может  тормозить  развитие  остальных. Значит, задачей  взрослого  является  устранение  нежелательного  тормоза
  • Не  «приклеивайте»  вашему  ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если  вы  ничего  не  сделали  для  того, чтобы  эту  музыкальность  у  него  развить.

Итак, постарайтесь  запомнить  главное: 

Чем  активнее  общение  вашего  ребёнка  с  музыкой, тем  более  музыкальным  он  становится, тем  радостнее и  желаннее  новые  встречи  с  музыкой!

Поиграем  со  звуками

(домашнее  музицирование  с  детьми  3-5лет)

        Малыш-дошкольник живёт играя, в игре он познаёт мир. Правильно организованная  игра  помогает закрепить, уточнить, обогатить  представление  о  свойствах  предметов  и явлений  окружающей  действительности. Багаж  этих  представлений, накопленных  в  первые годы  жизни, уже  достаточно  велик. Ваш  малыш  научился различать  предметы  по  форме, цвету, размеру. В  звучащем  мире  он  способен  выделить  звуки  громкие  и  тихие, может  распознать  мужской, женский  и  детский  голоса.

        Вступив  в  возрасте  трёх  лет  в  эпоху  игры, малыш  с  её  помощью  продолжает  овладевать  миром. Если  вы  приглядитесь  к  стихийно  возникающим  играм  детей, то  легко  обнаружите, что  в  них, в  частности, ясно  выражен  интерес  к  звукам. Ребёнок  не  упускает  возможности  выявить  звуковые  возможности  игрушек, попавших  к нему  в  руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он  пытается, подражая  взрослому, поиграть  на  игрушечном  балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном  баяне, меха  которого  безмолвны. Таким  образом, он  пытается  понять язык  звуков.

        Игры  со  звуками – естественное дополнение  к «звуковым забавам» малышей. Они  помогают ребёнку научиться  лучше  слушать, различать и  самостоятельно  производить  звуки  разной  окраски, сознательно  комбинировать эти свойства звука. Для игр  понадо-бятся  музыкальные игрушки. Это  ударные  инструменты: барабаны, погремушки, коло-кольчики, металлофон. Духовые: дудки, свистульки, флейты.

        Можно  и  самим сделать разные звучащие игрушки. Это могут быть  обыкновенные  деревянные  брусочки, коробочки (размер  коробочки должен  быть  таким, чтобы  ребён-ку  было  удобно  держать  её  в  руке). Пусть  дети  вместе с вами  наполнят  их  мелкими  камешками, горохом. Когда  коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть  ваш  малыш  сам  скажет, какая  из  них  звучит  громко, а  какая  глухо. Обратите  вни-мание  на  то, какая  игрушка  понравилась  вашему  малышу  больше  всего, спросите  у  него, почему. По  ответу  ребёнка  можно  судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие  или  резкие.

        А  теперь  попробуйте  поиграть  с  ребёнком  в  игру  «Лесное  эхо». В  этой  игре  ваш  малыш  научится  производить  звук, вполне  определённый  по  силе. Сначала  вы  вместе  с  ним  вспомните, что  такое  эхо, как  тихо  оно  отвечает  на  наши  громкие  звуки. Расскажите  ребёнку, что  во  всякой  музыке  есть  звуки  громкие  и  тихие, что  композитор, когда  сочиняет  музыку, обязательно  отмечает  в  нотах, как  надо  играть, громко  или  тихо.

        Возьмите игрушки  и  начинайте  игру. Кто  вступает  первым, у  того  игрушка  обя-зательно  должна  звучать  громко, а у того, кто  отвечает – тихо. Потом можно обменят-ся  ролями  и  игрушками. В  последующих  играх  уже  без  игрушек  и  инструментов, когда  ребёнок  будет  воспроизводить   звуки  своими  ладошками  или  голосом (звуко-подражание), вы  сможете  увидеть, насколько  внимателен  ваш  малыш  к  конкретным  заданиям, оцените  его  память  и  координацию  движений  и  голоса.

        Такие  игры  «со звучащими  жестами» (движениями  рук, кисти, пальцев) развива-ют  естественность, ловкость  и  точность  движений, которые  очень  помогут  вашему  ребёнку  в  обучении  игре  на  музыкальном  инструменте.

        Очень  нравится  детям  игра  «Зеркало». Условие  игры  следующее: первый  игра-ющий  хлопает  так, как  захочется. Но  второй  играющий  должен  в  точности  повто-рить  действия  первого. Сядьте  напротив  вашего  малыша  и  начните  игру. Желатель-но прохлопывать  плоскими ладонями  медленно  и  очень  равномерно  3-4 раза, начиная  с  самого  простого  ритма. Когда  ребёнок  точно  повторит  ваш  ритмический  рисунок, поставьте  ему  задачу  посложнее: хлопков  больше  и  ритм посложнее. Затем  поменяй-тесь  ролями, пусть  теперь  ребёнок  даст  задание  вам  и  оценит  правильность  вашего  исполнения.

        Ваш интерес к  музыке, пению обязательно передастся малышу. Совместное домаш-нее  музицирование  доставит  радость, а  музыкальные  успехи  и  творческие  достиже-ния  малыша  будут  для  вас заслуженной  наградой.

Поём  вместе  с  мамой

(домашнее  музицирование  с  детьми  2-4 лет)

  • Насколько  важно  заниматься  пением?

        Пение  развивает  музыкальный  слух, чувство  ритма, память  ребёнка, позволяет  выразить  чувства, объединяет  малыша  и  взрослого  общим  настроением, помогает  глубже  воспринимать  музыку. Кроме  того, является прекрасной  формой  дыхательной  гимнастики, укрепляет голосовой аппарат  и  способствует  правильному произношению. При  регулярном  разучивании  дети  подпевают  лёгкие  песенки  в  двух - трёхлетнем  возрасте, а  к  пяти  годам  будут  помнить – узнавать  и  подпевать – около  50 песенок.

  • Могут  ли  родители  помочь  малышу  петь чисто?

        Безусловно, могут. Для  этого  сначала  взрослый  должен  выучить  песенку  сам, пропеть  её  несколько  раз  под  фонограмму, затем – следом  за  записью  по  фразам, останавливая  кассету  в  конце  каждой  фразы.

        Разучивать  песенку  можно  в  присутствии  ребёнка. За  несколько  дней до  этого  взрослый  знакомит  малыша  с  песенкой, напевая  её  как  бы  для  себя, используя  для  продления  подвижной  игры, рассказывая  сказку. Подбор  материала  проводится  в  порядке  возрастающей  трудности, с  учётом  желания  ребёнка.

        Во  время  разучивания  взрослому  следует  сидеть  на  низком  стуле  напротив  ребёнка  так, чтобы их  лица  были  на  одной  высоте. Малыш может  сидеть  или  стоять (в  этом  положении  петь  легче, голос  лучше  звучит), для  уверенности  можно  дать  в  руки  куклу  или  игрушку, взять  его  за  руку.

        Очень  важно, чтобы ребёнок спел чисто уже первый  звук  песенки. Можно  сначала  попеть  один  слог на  этом  первом  звуке. Пение  на  один  слог  особенно  важно для  плохо  говорящих  детей, но  и  для  детей  постарше  тоже  очень полезно. Удобно  петь  на  слоги: «ма», «му», «ду», «ля», «та» и др. после  нескольких попыток  ребёнок  обычно  подстраивается  голосом  к  первому  звуку. Если  же  он  не  может  подстроиться  голосом  к  ноте, подскажите, что  надо  петь  «тоньше»  или  «толще», покажите, как  спел он, а затем – как  надо  было  спеть. Важно  помочь  малышу  лучше  слышать  свой  голос. Предложите ему  несколько  заданий: петь, закрыв  одно  или  оба  уха ладошками, с закрытым  ртом, в микрофон, чтобы слышать свой  голос  из динамика.

        Хорошей  подготовкой к пению будет разучивание  текста  тоненьким, «кукольным» голосом, а  так  же исполнение  звукоподражаний (писк  цыплят, мяуканье котят  и  т.п.). Разучивая  песенку, взрослый  должен  показывать  как  надо  петь (очень  медленно, от-деляя  один  слог  от  другого), и  подсказывать  малышу: «Пой  тоньше, как  куколка»  или  «Пой  толстым  голоском».

  • Как  часто  надо  петь  с  ребёнком?

        Петь  с  малышом  желательно  каждый  день, но  не  продолжительное  время, не  утомляя  ребёнка. Можно  проводить  игры, в  которых  малыш  поёт  уже  разученные  песенки. Особенно активно  ребёнок  поёт  в  том  случае, когда  после  определённых  слов  песенки  кукла  или игрушка  «выполняет» какие-либо действия. Например, появля-ется  и  убегает  зайка («В  огороде  заинька»), кукла  ложится  спать («Гули-гули»), цып-лята  клюют  зёрнышки («Цыплята»)  и  т.п.

Ритмодекламация – новое, интересное, полезное

  • Как  называется  то  новое  и   интересное, что с  таким  увлечением  исполняют дети  на  музыкальных  занятиях, праздниках  и  даже  дома?

        Этот  новый  в  дошкольном  образовании  вид  деятельности  называется  ритмодек-ламация.

        Ритмодекламация  представляет  собой  синтез  поэзии  и  музыки. Она широко  при-менялась композиторами ещё в  ХХвеке. Её  называли  «музыкальной  речью», «речевым  интонированием  в  ритме». Название  же  «ритмодекламация» подчёркивает  именно  ритмизацию  текста  при  выразительном  речевом  интонировании.

        В  современной  музыкальной  методике  обучения  дошкольников ритмодекламация  рассматривается  как  одна  из  перспективных  форм  развития  музыкального  слуха, го-лоса, чувства  ритма  у  детей.

        На  первом плане  в  ритмодекламации  выступает соединение одного из  важнейших  параметров  музыкального  языка – ритма – и  выразительного  речевого  интонирования. При  этом  поэтический  текст очень тонко взаимодействует  с  музыкой, отражая  малей-шее  изменение  в  настроение, характере  музыкальной ткани, что многократно  усилива-ет  эмоциональный  эффект  от  прослушивания. Чёткая  ритмическая  организация  му-зыкально-исполнительского  процесса  активизирует  у  детей  развитие внимания, сосре-доточенности, быстроты реакции, координации  слуха, голоса  и  движения, способствует  интенсивному  развитию  чувства  ритма. Отстранение  же  от  пения, с  одной стороны, упрощает процесс музыкального интонирования (детям проще и  естественнее  говорить, чем  петь), с  другой  стороны, направлено  на  развитие  интонационного  мышления, где  музыкальный  слух  взаимодействует  с  речевым. До тех пор, пока ребёнок  не  услышит, как  он  говорит, не  научится  контролировать  свою  речь, трудно  надеяться, что  он  сможет  правильно  и выразительно  петь.

  • Почему  же  ритмодекламация, как вид  музыкальной  деятельности, так  нравится всем  детям, почему  даже плохо  поющие  ребята  с  огромным  желанием  исполняют  эти  модели?

        Во-первых, это интересное, зачастую  необычное, завораживающее  своей  новизной  соединение  стилистически  разноплановой, красивой, эмоционально-образной  музыки (от  старинных  музыкальных  произведений ХV – XVI вв. до  современных  джазовых  импровизаций, от  образцов  мирового  музыкального  детского  фольклора  до  компью-терной  музыки) и ярких, самобытных  поэтических текстов (от  детских  потешек, скоро-говорок  до  высокохудожественных произведений  поэтов  эпохи  Возрождения, роман-тизма, неоклассицизма).

        Передача  таких  ярких  музыкально-художественных  образов  вызывает  у  ребёнка  живой  интерес, побуждает активно искать соответствующие  интонации  в  голосе, выра-зительную  характерную  мимику, пластику  движения.

        Во-вторых, это  доступность  и  удобство исполнения  данных  моделей. Опора здесь  на  речевое  интонирование  даёт  возможность  равноценного  участия  в процессе  музицирования  всех  детей, несмотря  на  певческий  диапазон  голоса  и  уровень  развития  вокально-слуховой  координации. Даже  дети  с  плохой  координацией  слуха  и голоса  с  удовольствием  исполняют  ритмодекламации, не  испытывая  неуверенности  в  себе, закомплексованности, не  чувствую  себя  «ущербными». Именно благодаря ритмодекламации  у  многих  таких  ребят  возникает  интерес  к  музыкальной  деятельности, в  частности, к  пению. Музыка  начинает  увлекать, активно  развивается  музыкальный  слух, координация  слуха  и  голоса. Благодаря  чередованию  во многих  ритмодекламациях пения  и  речи голосовые  мышцы  ребёнка  успевают  отдохнуть в  процессе  исполнения, снимается  излишняя  напряжённость, тем  самым  детский  голос  предохраняется  от  усталости  и  перенапряжения.

        Таким  образом, исполнение  ритмодекламаций  развивает  у  детей  весь  комплекс  музыкальных  способностей: музыкальную  отзывчивость, эмоциональность, творческое  воображение, эстетическое  восприятие  музыки, чувство уверенности  в  себе, осознание  своей  значимости  в  коллективе. Дети  с  удовольствием  музицируют, получая  радость  от  общения  с  музыкой.

Развитие  музыкальных  способностей  ребёнка

(анкета  для  родителей)

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь  ответить

1

Считаете  ли вы, что  ваш  ребёнок  талантлив?

2

Согласны ли вы с тем, что решающую роль  в  развитии  музыкальных  способностей  детей  играют  природные  задатки?

3

Хотели  бы  вы, чтобы  музыкальные  задатки  вашего  ребёнка  были  замечены  с  самого  раннего  детства?

4

Хотели  бы  вы, чтобы  ваши  дети  с  удовольствием  ходили  на  музыкальные  занятия?

5

Согласны  ли  вы, что  музыкальный  руководитель  даёт  возможность каждому ребёнку проявлять индивидуаль-ность, артистизм, реализовать  музыкально-творческие  способности, самоутвердиться  как  личности?

6

Хотели  бы  вы, чтобы  ваши  дети  занимались  в  музы-кальных  студиях, кружках, школах?

Экология в музыке с самых ранних лет

        Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с вами и с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.

        Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от нас дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-рябушку», про котика, который качает люлечку, про заиньку, что домик метёт. Очень нравятся детям песенки про «петушка – золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек и про лошадку, и гусей, а детям постарше про ворона, который «сидит на дубу, играет в трубу».

        Ребятишки жалеют Мурку, которой холодно зимой, кормят зёрнышками птичку, поют песенки собачкам и кошечкам. Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных.

        А если ребята поют «пейте, дети, молоко, будете здоровы», то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она даёт молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.

        Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о берёзке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своём огороде и т.д.

        А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике, зная, что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками.

        На музыкальных занятиях и развлечениях мыс детьми часто отправляемся в лес, где полно всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы и животных, слушают и поют песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всём, что окружает нас.

        Если мы сравниваем облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым.

        А в исполнении взрослых песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», которую дети слушают с большим удовольствием и даже подпевают, говорит сама за себя.

        Мы, взрослые и дети, перед природой в ответе!

        Будем беречь природу: землю, лес, поля и воду.

Надо беречь природу

Саша быстро одевался.

И на улицу помчался.

Стал резвиться и играть,

Из рогатки в птиц стрелять.

Ветку дерева сломал –

Воробьёв он ей пугал,

А потом дразнил собаку,

Наступил он ей на лапу.

Во дворе кота поймал –

К хвосту банку привязал,

А потом стрекоз ловил.

Гнездо птичек разорил.

Муравейник раскопал

И цветы на клумбе рвал.

А на лавочке – позор!

Вырезал ножом узор.

К Саше девочка подходит,

Глаз с него она не сводит.

Очень маленького роста,

Младше Саши – это точно.

Говорит ему малютка:

«Что ты сделал – просто жутко.

Ты – вредитель, хулиган,

Злой и скверный мальчуган!»

Очень стыдно Саше стало,

Настроение пропало,

Хулиганить надоело.

И решил тогда он смело:

Будет он беречь природу,

Землю, птиц, зверей и воду.

Будет он не хулиган,

А очень добрый мальчуган.

Снова вышел на прогулку –

Птицам крошит Саша булку,

Ветку ловко подвязал

Ту, что только что сломал.

Молоко коту налил

И собаку покормил.

Он покрасил всю скамейку

И цветы полил из лейки.

Хулиганить – неохота,

Губить природу – это плохо!

У природы – живые краски,

И пусть живёт она без опаски.

Пусть живут звери и птицы,

Пусть человека никто на боится!

Пусть дивной красоты

Цветут по всей земле цветы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в средней группе "Наш помощник музыка" с использованием ИКТ

ОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ. По новому использовать на занятиях музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию; обогащать методические возможности музыкального занятия, придать ему современный...

Возьмите в помощники музыку

Консультация для родителей...

Консультация для родителей:Возьмите в помощники музыку

Возьмите  в  помощники  музыку консультация для родителей...

«Возьмите в помощники музыку»

Уважаемые  родители! Известные  учёные, писатели, педагоги  давно  обратили  внимание  на  качественные  особенности  восприятия  и  мышления...

Лучший помощник - музыка.

Музыка врывается в жизнь человека со дня его рождения. И от того, какого качества будет эта  музыка,  зависит  музыкальное развитие, психическое развитие ребенка, его   музыка...

Конспект музыкального занятия в средней группе "Наш помощник - музыка с ипользованием ИКТ"

Конспект музыкального занятия в средней группе "Наш помощник - музыка с ипользованием ИКТ"        Подготовила: музыкальный руководитель - Ширнин...

"Возьмите в помощники музыку"

quot;Возьмите в помощники музыку"...