"Вредные привычки"
консультация

Рейн Евгения Анатольевна

Консультация для родителей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrednye_privychki.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5» города Алейска Алтайского края

Консультация для родителей

«Вредные привычки у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель Рейн Е.А.

г. Алейск

2020г

В своей работе каждый педагог сталкивается с проблемой вредных привычек: среди дошкольников часто встречаются дети, имеющие те или иные особенности поведения, которые не одобряются и не принимаются в цивилизованном человеческом обществе. Привычки определённого типа (связанные с гигиеной, физиологическими потребностями, аккуратностью) не приветствуются по объективным причинам: они могут нанести вред здоровью и физическому развитию ребёнка. В раннем и младшем дошкольном возрасте многие из таких привычек  объясняются незрелостью психофизиологических механизмов регуляции поведения, физиологических отправлений. С течением времени большая их часть исчезает, заменяется на правильные формы поведения, умения, навыки.

ПРИВЫЧКА – сформировавшееся действие, выполнение которого при определённых обстоятельствах стало   потребностью человека. Привычки могут быть полезными и вредными. Важнейшую задачу воспитания наряду с формированием полезных   привычек составляет борьба с вредными. Для этого необходимо не только формирование отрицательного отношения к ним  самого ребёнка, но и такое изменение условий его жизни и деятельности, чтобы выполнение вредных привычных  действий, привычных форм поведения стало невозможным  или было бы затруднено. Маленький ребёнок, который дома привык сосать пустышку, ходить в памперсах, держать во рту палец, по мере взросления сможет всё больше и больше времени проводить без соски, пользоваться горшком, а позднее и туалетом.

Ребёнок, увлечённо играя игрушками, начинает забывать класть палец в рот, ведь руки нужны совсем для другого. Постепенно, к началу посещения детского учреждения, все формы поведения, свойственные младенцам, исчезают. Если же они задерживаются – можно говорить о  стабилизации привычек, которые на данном этапе уже могут рассматриваться, как вредные.

ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА – отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении; привычка, нередко   превращается в черту характера. Русская пословица гласит: «Посеешь привычку – пожнёшь характер».

1тип. В чём же состоит физиологическая основа привычек. Так, постоянное сосание пустышки препятствует формированию правильного прикуса, искажает зубной ряд, что в дальнейшем часто ведёт к появлению не только косметических, но и логопедических дефектов. Чисто физическое воздействие на зубы, губы и язык не дает полноценно формироваться речевым умениям (рот занят), постоянное сосание пальца выводит из активного употребления и руку (рука то тоже занята),соответственно, страдают речь, интеллект, развитие мелкой моторики (движений рук).

Привычка сосать палец, игрушки, тряпки, встречающаяся у многих детей   раннего возраста, опасны с точки зрения многочисленных инфекций. Она является результатом неудовлетворённой потребности в сосании, чувства незащищённости и служит простейшим   механизмом, который   неосознанно выбирает ребёнок, чтобы освободиться от страха, напряжённости, неуверенности. Все эти привычки становятся опасными и вредными, только,   если они не исчезли вовремя, а задержались, сковывая ребёнка, тормозя его на более ранних ступенях развития.

2 тип вредных привычек, с которыми сталкивается педагог – это невротические привычки, связанные с патологическими проявлениями со стороны нервной системы в ответ на стресс, разовый или постоянный, на неправильное поведение взрослых, стремящихся искоренить, а вместо этого, наоборот, закрепляющих эти привычки. Речь идёт о таких вредных привычках, как грызение ногтей, энурез ( непроизвольное мочеиспускание), энкопрез ( недержание кала), навязчивые движения рук (пальцевой невроз) или лица, головы, тела, плечевого пояса (тики )и др.

Эти привычки не являются по сути  привычками, а скорее особенностями слабой незрелой психики в условиях, в которых почему то не  призошло формирования и закрепления на физиологическом уровне правильных, адекватных реакций.

Чаще всего эти и некоторые  другие  привычки свидетельствуют в первую очередь о наличии огромного внутреннего напряжения, которое ослабевает при выполнении тех или иных не всегда приемлемых, с нашей точки зрения, действий.

Тики, энурез, навязчивые действия вообще не снимаются без помощи психоневролога, без применения медикаментозной терапии. Грызение ногтей может пройти само при правильной организации жизни ребёнка, но иногда в ситуации стресса снова возвращается даже во взрослом возрасте.

 

  ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА ПО УСТРАНЕНИЮ НЕВРОТИЧЕСКИХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ.

Для предотвращения подобного развития событий воспитательдолжен отличать невротические привычки от обычных и не пытаться искоренять их силовыми   методами. Необходимо представлять себе и домашнюю ситуацию – практически все   невротические привычки берут исток из дома, где ребёнок провёл первые годы жизни и обычно испытывал  определённые трудности. В тоже время, отдавая себе отчет, что изменить семью ребёнка невозможно, педагог детского сада в состоянии обеспечить его положение в группе, повысить самооценку, помочь подружиться с детьми, товлечь, наконец, от неприятных переживаний новой игрушкой, интересной книжкой, весёлой суетой, движениями, танцем, песенкой и т. д.  К таким детям необходим индивидуальный подход. Их привычки, странности, особенности  сглаживаются, если не обращать на них слишком много внимания, а  только помогать ребёнку  отвлечься от них.  Конечно, важно и необходимо не привлекать к ним внимания других детей.

Для дошкольников со слабой нервной системой, у которых могут проявиться уже опасные невротические привычки, полезно   движение, музыка. Многим нравится рисовать. Всё, что посильно такому ребёнку, способствует его эмоциональному комфорту, должно быть использовано в группе д/сада. Однако, если ребёнок боится, стесняется, не хочет участвовать в общей игре или спектакле, не решается общаться со сверстниками – принуждать нельзя. Его можно лишь приободрить, выразить уверенность, что в другой раз он, если захочет, поиграет со всеми вместе, съедет с горки, нарисует картинку и т. д.

Робким, нерешительным детям иногда бывает легче сделать что то в паре с  умелым, «опытным» и более старшим ребёнком. ДОЛГ ВОСПИТАТЕЛЯ – это снять ТО НАПРЯЖЕНИЕ, в котором робкие и нерешительные дети пребывают, ожидая неудачи и осуждения со стороны взрослых и детей.

3 тип   вредных привычек, с которыми сталкивается воспитатель в д/саду – это   привычки, связанные с избалованностью, идущие от семьи. Это   капризы и слёзы на тему: «НЕ МОГУ, НЕ ХОЧУ, НЕ БУДУ», до боли знакомые всем воспитателям. Настаивая на своем, дети кричат, плачут, отказываются выполнять просьбы взрослого, потому, как привыкли дома к мгновенному удовлетворению всех желаний. Большинство детей, воспитывающихся дома как «КУМИР СЕМЬИ» искренне НЕ СПОСОБНЫ не только учитывать чужую точку зрения, а просто убеждены, что  значения имеют  ТОЛЬКО ИХ желания. Они не ведают слов «НЕЛЬЗЯ», «НЕ НАДО», не представляют себе, что значит слушаться, на малейший отказ со стороны взрослых или других детей обижаются или сердятся. Манипулируя дома мамой или бабушкой, они привыкли, что слезами или криком добьются любого желаемого результата, действия и ждут, что ЭТИ МЕТОДЫ сработают и в детском саду.

   К счастью, дети, даже очень избалованные, быстро привыкают делать так же, как другие, «за компанию». И это стремление помогает научиться новому и даже гордиться своими НОВЫМИ умениями.

   Старые привычки уступают место новым, «ПОЛЕЗНЫМ», усвоенным уже в детском саду. Воспитатель только помогает такому ребёнку, проявляя необходимую твёрдость, настаивая на том, чтобы он расстался с привычкой, которая только мешает и ему самому, и окружающим.

ТВЁРДОЕ, НО БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА, ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ДРУГИХ ДЕТЕЙ И, КОНЕЧНО, КОНТАКТ С СЕМЬЁЙ – ЗАЛОГ УСПЕХА! Желаю всем УСПЕХОВ!

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под  влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические   упражнения по тренировке движений  пальцев  являются мощным средством  повышения работоспособности головного мозга. Результаты   исследований показывают, что  уровень развития речи у детей  всегда находится  в прямой зависимости  от  степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняют овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

                   Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

                В различных пособиях предлагаются:

- упражнения для массажа ( или самомассажа),

-  упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук;

-  упражнения, развивающие координацию и взаимодействие между полушариями мозга;

-  упражнения без предметов;

-  упражнения с различными предметами;

-  гимнастика для пальцев;

-  упражнения, укрепляющие мышцы кистей рук;

-  упражнения, развивающие координацию движений кистей рук.

                         Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребёнка). Они полезны и как физминутка – отдых на занятиях в д/саду, школе, дома при выполнении домашних заданий.

                 Стихи, сопровождающие упражнения, - это та  основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат  слышать рифму, ударение, делить слова на слоги. Чувство ритма важно и при обучении письму (для выработки ровного  почерка, для запоминания стихов, для предупреждения нарушений письма ( пропуска гласных)

                 «ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМ»

  Предлагаются несколько несложных упражнений, которые несомненно понравятся детям.

  1. Можно сложить из спичек ( счётных палочек) два колодца. У кого выше, шире, у малыша, или у взрослого?
  2.  Насыпать в блюдце семечки подсолнуха и гороха. Предложить разложить в разные коробочки (баночки из – под крема), чтобы завтра можно было покормить синичку и голубя.
  3. Посадить 2 куклы разного роста (2 солдатика)  и предложить напоить их (ложкой из стакана набирать воду и выливать на блюдце – большой кукле, а пипеткой для маленькой).
  4. Высыпать на мелкую тарелку манку и рисовать пальчиками или спичкой ком. фигуры (круг превратить в шарик) и т. д.
  5. Макароны одевать на леску, просчитывая по порядку, можно сделать бусы, браслеты для куклы или для самого ребёнка.
  6. В любую плоскую ёмкость налить воду, сверху положить кусочек пенопласта и бумаги и дуть – чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?
  7. Надуть шарик, не завязывая  его, пальчиками растянуть горлышко и медленно выпускать воздух, произнося звуки «Ш-С» нараспев.

Эффективность этих упражнений возрастёт, если к этим занятиям присоединятся и другие члены семьи или друзья вашего ребёнка.

Литература: Пособие для детей, родителей и преподавателей

                         О.И. Крепенчук «Пальчиковые игры»  для детей 4-7 лет.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

вредные привычки

беседа о вредныи привычках...

Разработка занятия на тему: "Вы мои сесрички- вредные привычки"

Занятие по валеологии, направленное на углубление и расширение знаний детей о полезных и вредных привычках; воспитывания отрицательного отношения к вредным привычкам, желания вести здоровый образ жизн...

"Вредные привычки"

Физкультурное занятие  «Вредные привычки» ...

Родительское собрание. Тема: «Вредные привычки у ребенка».

Родительское собрание в младшей группе в форме круглого стола....

Родительское собрание "Вредные привычки у детей"

Собрание в нетрадиционной форме (круглый стол)...

Вредные привычки детей! Вредно ли сосать соску-пустышку?

Многие родители сталкиваются с проблемой выбора: нужно ли давать ребёнку сосать пустышку? Можно, главное, нужно подойти к этому вопросу очень серьезно......