Детская литература и ее педагогический потенциал.
статья

Кияница Ирина Викторовна

Детская литература служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, вводит его в мир человеческих отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_literatura_i_ee_pedagogicheskiy_potentsial.docx14.55 КБ

Предварительный просмотр:

Детская литература и ее педагогический потенциал.

Детская литература служит средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, вводит его в мир человеческих отношений. Поэтому очень важно начиная уже с раннего возраста приобщать детей к искусству книги.

Обладая огромной силой психологического воздействия, художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал. Способствует формированию нравственного сознания, представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в окружающем мире. Развивает высокие чувства, такие как: долг, совесть, свобода, ответственность, патриотизм, стыд, вера, чуткость и т. д. Расширяет жизненный опыт ребёнка.  Также развивается познавательная сфера ребёнка, раскрываются эстетические, коммуникативные, информационные возможности книги.

Дружба с книгой поможет ребенку открыть дверь в огромный мир, в котором он познает человеческие чувства, встретиться с любимыми героями, принять воображаемое участие в увлекательных событиях (в приключениях, путешествиях, научиться оценивать поступки и поведения героев, делать осмысленный выбор в различных жизненных ситуациях.

Книга должна войти в жизнь ребенка как можно раньше, обогатить его жизненный и культурный опыт, сделать мир интересным, полным необычайных и удивительных открытий. Тогда ребенок полюбит книгу, будет тянуться к ней и воспринимать общение с ней как личный праздник.

С самого раннего возраста детям необходимо прививать элементарные навыки чтения, помочь им научиться уважать книгу как источник знаний и позитивных эмоций, как доброго друга и мудрого учителя. Интерес к книге, заложенный в раннем детстве остается на всю жизнь.

Книга – это не игрушка, ее нельзя возить по комнате на машинке, или использовать для построек. Книгу надо беречь: в нее вложен труд писателя, художника.

Дети по-разному относятся к книге, одни ее любят и бережно с ней обращаются, а другие, только немного полистав, отбрасывают в сторону… Ребенок дошкольник не читатель, а слушатель, интерес к книге будет зависеть во многом от взрослого, который становится посредником между писателем и маленьким читателем и слушателем.

Чтение вслух поможет детям почувствовать красоту русского языка, слушая сказки и рассказы, заучивая наизусть небольшие стишки, рассматривая иллюстрации в любимой книге, ребенок учится правильно говорить, выражать свои чувства и мысли – сначала подражая героям детских книг, а затем и самостоятельно.

Самые маленькие дети охотно слушают чтение взрослых, легко запоминают произведения К. Чуковского, С Маршака, А. Барто, С. Михалкова, подолгу рассматривают иллюстрации, без конца возвращаются к одним и тем же страницам, и могут много раз подряд слушать одну и ту же сказку, рассказ или стихотворение. Очень часто ребенок уже знает текст наизусть, а все-таки еще и еще раз просит прочитать ему книгу вслух, даже поправляя и помогая взрослому. Слушая выразительное чтение взрослого, ребенок сам начинает читать по-иному, интонация появляется и обороты, паузы, он передает в диалоге и характер действующих лиц.

Дошкольник живет вместе с героями любимых книг, он сочувствует и радуется, и переживает вместе с ними. В знакомстве с художественной книгой надо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Иногда дети слушают внимательно, но не понимают смысл прочитанного, а иногда у них пропадает интерес к книге, не появляется желания вернуться к ней еще раз.

Книга, прочитанная раньше времени, не производит впечатлений, прочитать книжку раньше времени – это иногда совсем ее потерять. Замечено, что старшие дошкольники встречаются с книгой, которую они любили в младшем возрасте как с дорогим другом.

Очень часто в книге ребенок находит своего героя, которого полюбит, на которого захочет быть похожим. Слушая художественные произведения, рассматривая и рассказывая о своих впечатлениях, дети испытывают радость, удовольствие, а это является благоприятным условием для воспитания эстетического отношения и к прочитанному и к самой книге как предмету культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Базовая площадка «Развитие педагогического потенциала» Дискуссионный стол №1. Тема: «Здоровая конкуренция в детском саду: за и против»

В педагогическом плане конкуренция – это очень эффективный метод стимулирования деятельности человека в коллективе. Это серьезный рычаг, позволяющий лучшим и более способным людям занимать достойное д...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА, ФОРМИРОВАНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДОШКОЛЬНИКОВ

В статье раскрывается актуальность проблемы социального и личностного развития дошкольников. Представлены результаты проведенного исследования по выявлению уровня личностного и социального развития де...

Педагогические чтения "Формирование интереса к художественной литературе с помощью ознакомления детей дошкольного возраста с книжной культурой, детской литературой»

Управление образованияадминистрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...

Детская литература и ее педагогический потенциал.

Детская литература и ее педагогический потенциал....

Выступление на педагогическом совете на тему "Формирование связной речи посредствам ознакомления детей дошкольного возраста с детской литературой. Обучение пересказу"

Дошкольный возраст – самый благоприятный возраст для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием интеллектуального воспитания ребёнка. Вопросы развития связ...