«Традиционные народные осенние праздники и опыт использования их педагогического потенциала по формированию у детей базиса культуры толерантности в детском саду»
статья на тему

Сунгатуллина Альсина Зуфаровна

Статья о использовании народных праздников и традиций при формировании у дошкольников толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_30.11.15.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Традиционные народные осенние праздники и опыт использования их педагогического потенциала по формированию у детей базиса культуры толерантности в детском саду»

                                                                      методист Сунгатуллина А.З.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к культурно-историческому наследию, лучшим традициям отечественной культуры, открывающие возможности для духовно-нравственного развития личности и общества.

Понимая огромную значимость родной культуры в духовном, нравственном, интеллектуальном развитии каждого человека, коллектив нашего детского сада важнейшим направлением работы  считает ознакомление и русских, и представителей иных языковых групп со всем разнообразием всевозможных вариантов жизненного уклада, встречающихся в Москве, воспитание толерантности, любознательности, использование различных форм сотрудничества, коммуникации, взаимное приобщение к культурным ценностям. Для выполнения данной задачи  создана хорошая развивающая среда, оборудован музей «Татарская изба», кабинет дополнительного образования, в группах оформлены уголки с богатым материалом о культуре народов. Темы народной культуры интегрировано входят в содержание различных видов познавательно-речевой, художественно-эстетической и творческой деятельности, на основе которых создаются детские проекты, первые детские шедевры, с которыми вы имели возможность сегодня познакомиться на нашей выставке детско-взрослого творчества.

Большую роль в приобщении к культурным ценностям и в воспитании толерантности  играют    календарные обычаи и обряды, народные праздники, связанные с трудовой, хозяйственной деятельностью народа, календарные праздники отображают его этническую, социально- политическую, историко-культурную жизнь на разных этапах развития. Эти обряды - составная часть образа жизни народа. Все календарные обычаи и праздники тесно связаны с сельским хозяйством и имеют общий смысл и одну цель - в первую очередь обеспечить хороший урожай хлебов, приплод скота, а также удачу во всех делах. Поэтому-то начало и завершение трудовых циклов или сезона, смена времени года - все знаменуется особыми торжествами.  Осенью празднуются  такие праздники, как «Сөмбелә», «Каз өмәсе» («Гусиное перо»), «Осенины», «Покров», «Капустник».

Осенины  - это древний народный праздник прощания с летом и встречи осени. Осенины - это встреча осени на Руси. В календаре славян этот день назывался «осенинами» или «оспожинками» и отмечался как праздник урожая. В этот день благодарили Землю Мать. В начале сентября завершалась жатва хлеба, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Также, встреча осени имела свой особый смысл - в этот день проходили обряды по обновлению огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня. С «Осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты.

 Народный праздник «Покров» на Руси праздновали как встречу осени с зимой. «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». К этому дню все полевые работы были окончательно завершены и для народа наступали дни праздного времяпровождения, начинались посиделки и свадьбы. Но все действия из-за холодов переносились в избы, которые начинали тщательно утеплять и топить. Молодежь устраивала веселые посиделки с песнями и танцами, замужние женщины собирались вместе и пели песни, ткали полотно, шили, пряли, вязали и вышивали. Однако все поглядывали при этом в окно и наблюдали за природными явлениями в этот день, так как существовало много поверий, которые определяли дальнейшую судьбу людей.

  Татарский народный праздник «Каз эмесе». Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледостопадом жителями татарского села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух - на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде. А гусиный жир обладает лечебными свойствами.

Элементами этого праздника вы сможете сегодня ознакомиться в выступлении детей подготовительной группы под руководством воспитателя Сафиуллиной Л.Н.

Праздники с играми, песнями, хороводами, загадками, уходящими своими корнями в древность, помогают детям не только прикоснуться к великому народному музыкально-поэтическому искусству, почувствовать глубину и красоту народных обычаев и обрядов, но позволяет и самим участвовать в них. Они также прививают интерес к народной культуре  и воспитывают уважение к культуре других народов. 

Использование в содержании образования этнопедагогических средств, направленности педагогического процесса на духовно-нравственные ценности родной культуры, как базиса общечеловеческих, позволяет насытить народным духом психологическую атмосферу образовательного пространства, создать условия для   эффективной реализации задач социализации и социокультурной адаптации, развития субъектной позиции  осмысленного выбора собственных поступков, воспитания доброты, щедрости, дружелюбия, честности, великодушия, чувства собственного достоинства, уважение к старшим, заботливого отношения к младшим, доверие к окружающим в  гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Приобщение детей старшего дошкольного возрасталогопедического детского сада К истокам русской народной культуры...

Традиционные осенние праздники и опыт использования их в детском саду

Традиционные осенние праздники и опыт их использования в детском саду...

Инновационные технологии формирования основ культуры толерантности в детском саду

Презентация модуля инновационно-стажировочной площадки...

Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенси...