Изучение истории и культуры России в детском саду на примере русского народного творчества, истории родного города и русских традиций . (старшая группа детского сада )
учебно-методический материал (старшая группа)

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.  В данной статье хотелось бы представить материал для  изучения  на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей Отечества, направленная на обогащение представлений дошкольников о родном крае и формированию у них патриотических чувств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель Айсина Эльмира Фаритовна

Изучение  истории и культуры   России  в детском саду

на примере русского народного творчества, истории родного города  и русских традиций .

(старшая группа детского сада )

Патриотизм — явление естественное и необходимое для полноценного существования каждого гражданина. Патриотизм — это чувство гордости за свою Родину. Дошкольный возраст — пора интенсивного становления личности ребенка. В этот период происходит формирование духовно - нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Хотя, следует отметить, что воспитание патриотических чувств — задача актуальная и достаточно сложная для современной России.

 В данной статье хотелось бы представить материал для  изучения  на основе многоаспектного подхода к знакомству детей дошкольного возраста с культурой и историей Отечества, направленная на обогащение представлений дошкольников о родном крае и формированию у них патриотических чувств.

Для изучения данной темы можно выделить 5 разделов с основными задачами обучения и воспитания.

Раздел

Задачи

Путешествие в историю

Вызвать интерес к жизни наших предков. Дать элементарные представления о том, как начиналось Русское государство. Воспитывать уважение к своему народу.

Россия – огромная страна.

Дать представления о размерах нашей Родины и ее природных богатствах: реках, морях, горах, лесах, флоре и фауне.  Вызвать интерес к жизни родного края, подводить к выводу , что человек часть природы .

Быт и традиции

Знакомить детей с жилищем русского человека6с избой, печью. Дать представления о предметах быта: мебели, посуде, предметах обихода. Дать сведения об одежде, продуктах питания. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей, помощи, ярмаркам. Дать представление о народных праздниках: Масленица, Новый год.

В мире русского языка

Познакомить с видами устного народного творчества: перевертыши, считалочки, скороговорки. Показать детям мягкость, точность, лиричность русского языка. Дать представление о писателях, поэтах. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, запоминать, заучивать их,  поучая при этом удовольствие.

Творения рук человеческих

Продолжать знакомить с историей возникновения народной игрушки: деревянной – матрешками, богородской, глиняной – каргопольской, филимоновской, дымковской. Дать представление о кукле-самоделке.  Различать народную роспись 6 городецкую, дымковскую, хохломскую. Воспитывать желание самим создавать поделки по мотивам русского прикладного искусства. Дать понятия: художник, писать, художник – иллюстратор, художник-живописец. Познакомить с художниками – иллюстраторами В.Конашевич и   Е. Чарушин; с художниками –живописцами И.Репиным, И. Шишкиным. Познакомить с материалами, которыми пользуются художники; гуашь, акварель, сангина, уголь. Поддерживать интерес  к самостоятельной изобразительной деятельности, зарисовкам иллюстраций к придуманным произведениям.

В следующей таблице содержатся примерные темы изучаемого  материла, которые можно распределить  в течении всего учебного года.

Месяцы

Разделы

Путешествие в историю

Россия – огромная страна.

Быт и традиции

В мире русского языка

Творения рук человеческих

Сентябрь

На реке Пахре

В гости к тетушке Алене

Сундучок тетушки Алены

Октябрь

Москва – столица России

Устное народное творчество – перевертышы.

На книжной полке. Художник-иллюстратор В. Конашевич – «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ноябрь

Осень (итоговое)

Из чего ели и пили наши предки. Керамика сегодня

Декабрь

Россия на карте мира

В русской горнице

Знакомство с богородской игрушкой

Январь

Как начиналось русское государство

Земля – мать, сумей за нее постоять!

Без труда – не вынешь и рыбку из пруда.

В чудесной стране Городец

Февраль

Матушка - зима

Устное народное творчество - считалочка

Знакомство с писателем, художником – иллюстратором Е. Чарушином

Март

Жизнь на Руси в старину

Комнатные растения в русской горнице и в наше время

Устное народное творчество – скороговорки

В гостях у яркой хохломы

Апрель

Пришла весна – земля проснулась. Мой город Родной.

Эй, народ, собирайся, - на ярмарку скорее отправляйся!

Художники-пейзажисты. И.Шишкин «Утро в сосновом бору»

Май

Москва – город древний.

Художники – живописцы. И.Репин «Стрекоза»

Изучение художественных произведений по разделу «В мире русского языка»  можно разделить на кварталы ( осень, зима, весна). В таблице ниже представлена примерная тематика.

Квартал

Устное народное творчество

Писатели и поэты

Осень

Русские народные сказки «Золотые серпы», «Василиса», «Сивка-бурка»(обр. М.Булатова)

Потешки, загадки,заклички,небылицы – по выбору воспитателя.

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки». «сказка о попе и работнике его бплде». К ушинский «Слепая лошадь», Л.Толстой «Лебеди». С.Аксаков «Полевая клубника». Б.Шергин «Пословицы в рассказах», А.Фет «Осенняя роза», А.Блок «Зайчик».

Зима

Русские народные сказки «два Мороза», «Царевна-лягушка»(обр. М.былатова), «Дурак и береза»( обр.Афанасьева).

Потешки, загадки,заклички,небылицы – по выбору воспитателя.

Л.Толстой «Косточка», «Корова», Ф.Достоевский «Мороз иванович», А.Толстой «Два брата», А.Пушкин «опрятней модного паркета…»( отрывок из романа «Евгений Онегин» ). А Майков «Колыбельная песня А Фет «Кто поет глаза прищуря….»

Весна

Русские народные сказки «По щучьему велению», «Два мужика», «Рифмы».

Потешки, загадки,заклички,небылицы – по выбору воспитателя.

А. Толстой «Иван да марья». Л.Толстой «Акула». Е чарушие «Воробей», Б.Шергин «Миша ласкин», Н.Некрасов «дед Мазай и зайцы». Ф.Тютчев «Весенние воды»

В следующей таблице представлена примерная тематика  продуктивной деятельности детей в процессе изучения раздела «Творение рук человеческих»  и распределение материала на учебный год.

Месяц

Лепка

Аппликация

Рисование

Конструирование

Ручной труд

Сентябрь

-Богатство русского леса( грибы, ягоды, орехи)

-Что вырастила тетушка Алена в саду?

-Курица – по мотивам филимоновской игрушки

-Грибы.

-Что вырастила тетушка Алена.

-Цветы на лугу.

-Фрукты нашего сада.

-Овощи нашего огорода.

-Цветы на лугу.

-Составление узора по мотивам дымковской игрушки.

-Из строительного материала: мост через реку; дворец для Василисы (по замыслу)

-Поделки из природного материала – по выбору воспитателя.

Октябрь

-Медведь с угощением( по мотивам филимоновской игрушки.

-Что вырастила тетушка Алена в огороде.

-Платок для Василисы( узор на квадрате из цветов с использованием природного материала).

-Осенние цветы.

-Медвежонок.

-Составление узора по мотивам дымковской игрушки (по замыслу).

-Осенний цветок с натуры .

-Осеннее дерево.

-Медвежонок( игрушка).

-Платок для Василисы ( составление узора в квадрате из цветов и листьев).

-Строительный материал «Мост через Москву-реку».

-Поделки из природного материала – по выбору воспитателя.

Ноябрь

-Глиняный горшок (с натуры).

-Глиняный кувшин.

-Что крестьянин привез на ярмарку( овощи, фрукты, грибы, ягоды, посуда, игрушки)

-Посуда: миска, горшок.

-Во поле береза стояла….( обрывная аппликаця).

-Шарф для Василисы ( составление узора на полосе из ягод и листьев).

-Горшок с натуры.

-Береза .

-Осенние картинки.(гуашь, метод «тычка»).

-Дождливая осень( акварель).

-Шарф для Василисы( узор из ягод и листьев на полосе).

-Роспись глиняной игрушки. Самоделки (филимон).

-Строительный материал (по сказке «Маша и медведь»). Медвежья изба.

-Оригами «Животные нашего леса».

Декабрь

-Девочка в шубе.

-Клоун.

-Елка на поляне.

-Снегурочка у новогодней елки.

-Веселый клоун.

-Рукавицы Мороза Ивановича( составление узора из геометрических фигур по мотивам русского народного искусства)

-Заснеженная ель.

-Наша Маша маленька, на ней шубка аленька.

-По стихотворению А.Блока «Ветхая избушка».

-Украшение рукавицы Мороза Ивановича ( узор по мотивам русского народного искусства).

-Веселый клоун.

-Пригласительный билет на елку.

- Телега для перевозки сена (из строительного и добавочного материала).

-Изготовление игрушек к народному празднику  - Новый год.

Январь

-Хитрая лиса с лисенком.

-Декоративная пластина ( подарок к празднику).

-Кошка с котенком.

-У новогодней елки.

-Лиса с лисенком.

-Скатерть-самобранка (узор на квадрате по мотивам русской народной вышивки).

-У нас на елке.

-Ковер –самолет.

-Узор на прямоугольнике по мотивам русского народного искусства.

-По стихотворению -А.Фета «Кот поет, глаза прищуря…».

-Щенок (игрушка с натуры)

-Составление узора по мотивам городецкой росписи.

-Сани для перевозки людей (из строительного и добавочного материала ).

-Изготовление украшений для рождественской елки.

Февраль

-Мальчик на коньках.

-Мальчик и девочка лепят снежный ком.

-Мальчик в зимней одежде.

-По стихотворению П.Сурикова -«Детство».

-Салфетка. (составление уора по мотивам городецкой росписи).

-Конькобежец.

-По отрывку из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Опрятней модного паркета…».

-Составление узора по мотивам городецкой росписи по замыслу.

-Карета для Царевны –лягушки ( строительный и добавочный материал).

-Подарки мамам и бабушкам

Март

-По сказке «Репка».

-Птицы клюют.

-Горшок с цветком ( с натуры).

-Лоскутное одеяло ( из геометрических фигур).

-Воробьи на ветке.

-Фикус в горшке ( с натуры).

-По мотивам хохломской росписи( прорисовка элементов «Завиток», «Ягоды», «Лист»).

-Фикус в горшке (с натуры).

-Узор для украшения прялки по мотивам хохломской росписи (образец).

-Пасмурный весенний  день( акварель).

-Собачья будка( из бумаги)

-Макет «Русская горница» ( их коробков и бумаги), столы, лавки.

Апрель

-Зайчиха с зайчонком.

-Встреча зверей с Колобком.

-Декоративная пластина по мотивам дымковской игрушки.

-Быстроногий заяц.

-Встреча зверей с Колобком.

-Ваза с вербой.

-По мотивам поэмы Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

-Составление узора по мотивам хохломской росписи на ложке( варианты образцов).

-Ваза с вербой

(с натуры)

-Состалвнеие узора по мотивам хохломской росписи по замыслу( форма по выбору детей).

-Весна идет, весне дорогу!

-Кузовок для грибов и ягод (из бумаги)

-Продолжение работы над макетом «Русская горница»: сундуки. Печки.

Май

-Декоративная ваза ( по мотивам кисловодского фарфора).

-В весеннем лесу.

-Сказочная птица ( по мотивам дымковской игрушки).

-Ваза с цветами.

-Весенние сюжеты

-Мой любимый сказочный герой.

-Роспись глиняных поделок по мотивам дымковской росписи.

-Во поле береза стояла…

-Весенние зарисовки

-В художественной мастерской по мотивам народных промыслов ( по выбору детей).

- Деревенский домик (из бумаги)

Оформление макета «Горница»( с использованием работ, выполненных в течении года на занятиях по лепке, аппликации и рисованию).

         Из вышеуказанных можно сказать, что для реализации  методики изучения истории и культуры России  предлагается интегрированный подход , то есть включение сведений об истории и культуры России во все виды детской деятельности:  познавательную, продуктивную и игровую.  Материал систематизирован и представлен в виде таблиц с перечнем изучаемых художественных произведений и тематикой продуктивной деятельности детей.

Список использованной литературы:

  1.  Кончаловская Н. Наша древняя столица.-М.:Воениздат,1996
  2. Мельников М.Н. русский детский фольклор.- М.:Просвещение,1987
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику об Истории и культуре России.,-М.:АРКТИ, 2003. – 184с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с русским народным фольклором через родную природу во второй младшей группе детского сада

          Работа направлена  на духовно - нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с народным творчеством и традициями через родную природ...

Народные игры,приобщение детей к русскому народному творчеству,выступление на совете педагогов

Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравс...

Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста

Русское народное творчество в развитии детей среднего и старшего дошкольного возрастаСветлана  Анатольевна  Попова, воспитатель  МКДОУ Д/с №31, Чеховский район....

Развитие эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Данный материал  по развитию интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего и среднего дошкольного возраста можно использовать педагогам в своей...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Методическая разработка. Ознакомление детей подготовительной группы детского сада с русским народным творчеством путем передачи особенностей русского костюма на занятии по изо-деятельности .

Ознакомление детей дошкольного возраста с историей своей страны, с ее обычаями, традициями, людьми, которые являются нашими предками просто необходимо. Без прошлого нет будущего!...

Консультация для воспитателей " Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками"

Данный материал будет интересен педагогам младших и средних групп детского сада. В этой консультации обобщен практический опыт по развитию эмоциональной отзывчивости и интереса к народному творчеству ...