о кризисе 3 лет
консультация (средняя группа)

Русских Вера Ивановна

Что чувствует ребенок во время кризиса? Как правильно вести себя родителям  в это времмя?-консультация для родителей детей 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_o_krizise_3_let.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Кризис 3 лет - один из важнейших периодов в развитии ребенка

В этот период перестраиваются личностные механизмы, формируются новые модели поведения, основы «Я- системы». Ребенок начинает осознавать себя отдельной независимой личностью со своими желаниями, потребностями, стремится к самостоятельности. Малыш понимает, что он не просто отдельный. Он еще может действовать, как ему хочется. Трехлетний  ребенок осваивает речь и пытается выразить словами свои требования, отстаивать интересы. Его тело принадлежит ему, а не маме.

Какие внешние изменения замечают родители?

Ребенок становится невыносимым:  он протестует, обесценивает, злится, твердит постоянные «Нет» и «Я сам», устраивает истерики, проявляет негативизм ко всем и ко всему.

В этот период ребенок переживает сильнейшую сепарацию (эмоциональное отделение от родителей). И это невозможно без проявления агрессии. Ребенок отстаивает свою независимость.

Родителям крайне важно адекватно реагировать на поведение ребенка и смягчить проявления кризиса.

Что делать?

  1. Не применять насилие! Нужно понять, что когда мы злимся, наш гнев лишь усиливает плохое самочувствие ребенка.

 Порою малыш не в силах справиться с нахлынувшими чувствами. Он не может сам успокоиться, ждет помощи и сочувствия от родителей. А мама, самый близкий человек,  сердится.  «Ты меня не любишь! Уходи! »- кричит ребенок. Мудрая мама не станет принимать всерьез слова ребенка и обижаться на него, потому что понимает, что ее трехлетний малыш еще не умеет выражать свои эмоции нужными словами.

В такие моменты лучше набраться терпения, вдохнуть, выдохнуть и стать «переводчиком»: называть все эмоции и чувства, связывать его состояние и речь.

Бывает, что малыш кричит и плачет, потому что он переутомился, устал. Каждый ребенок для мамы хочет оставаться всегда хорошим, любимым. А сейчас мама сердится и не любит его! И в этот момент он испытывает бессилие и ужас от того, что мир рушится вокруг него. Искреннее сочувствие помогает ребенку успокоиться и справиться со своим состоянием.

  1. Устанавливать четкие запреты и границы, не позволять их нарушать.  

Проговаривать чувства и обозначать правила: «Да, я понимаю: ты хочешь кататься на горке. Это так весело! Но мы не можем долго кататься, уже темно и холодно. Пора идти домой! Понимаю, что ты не хочешь и поэтому злишься. Но есть правила и мы с тобой договаривались, что ты катаешься 10 раз и все».  После этого сразу увести или взять на руки.

  1. Помогать распознавать свои эмоции и показывать экологические варианты их выражения. Когда ребенок немного успокоится, можно поделиться своим опытом: «Когда я была маленькой, мне тоже было трудно успокоиться. Я злилась и плакала. А потом научилась успокаиваться.  И ты скоро научишься. Мы сейчас придем домой, почитаем книжку, попьем чайку с печеньем, ты отдохнешь и успокоишься».

Когда трехлетний  ребенок  испытывает гнев, он сам может испугаться того, что с ним происходит. У него может проявиться агрессия, истерика. Поэтому важно, чтобы рядом был спокойный взрослый, который объяснит: «Так бывает. Когда ты злишься, хочется ударить. Но бить людей нельзя! Это правило! Можешь ударить подушку».

Конечно, истерику лучше предотвратить, чем остановить. Если она случилась говорить, объяснять что- либо бессмысленно. Если ребенок кричит, пусть кричит. Но бить себя или кого то разрешайте.

Многие родители смущаются, когда истерика у ребенка происходит в людном месте. Особенно, когда находится «добрый» человек и говорит: «Какой непослушный! Давай я тебя заберу!». Всегда отвечайте на это: «Катя очень хорошая девочка, она просто устала!» . Подойдите поближе к ребенку, обнимите и скажите: «Я ее никому не отдам, я ее любой люблю!»

И лучше увести ребенка в безлюдное место. Отвлеките его чем- нибудь. Можно позвонить кому-то или записать видео, на котором ребенок расскажет все свои «хотелки».

Если не удалось отвлечь можно предложить, например, киндер-сюрприз. Четко скажите: «Либо это, либо ничего!». Таким образом, вы предоставите ребенку выбор.

4.Давать возможность выбора. Ребенку важно проявлять свою волю. Например, спросить: «Ты пойдешь по тропинке или по дороге?». Так он выполнит то, что вы просите, но без особого сопротивления. Не произойдет столкновения интересов, а значит, что  вероятность конфликтной ситуации будет минимальна. Когда есть выбор, ребенок упрямится меньше.

5.Давать больше самостоятельности, не делать за него то, что может он выполнить сам. Давать возможность помогать вам в делах по дому. Именно в этот период формируется привычка быть занятым, помогать родителям. Формируются важнейшие навыки самообслуживания. Поэтому важно не торопить малыша, дать ему время. Ему все еще трудно самому одеться, умыться, собраться. Он хочет делать все сам, но навыков не хватает. А когда родители торопят, сердятся, самооценка у ребенка понижается, он нервничает, плачет. Наберитесь терпения, спланируйте правильно свое время. Чем самостоятельнее ребенок, тем легче  будет вам и ему дальше.

6. Обезопасить пространство вокруг ребенка, чтобы в минуты гнева он не мог причинить себе боль, падая и ударяясь.

Для профилактики агрессии можно приобрести игрушку «анти- стресс» с сыпучим наполнителем, которую ребенок  будет мять руками. Можно разрешить ребенку бить диванные подушки, делать бумажные комки и играть в «снежки», бросать в их в корзину (коробку) со всей силы. Для выхода негативной энергии полезны любые физические упражнения: толкать тележку, везти на санках тяжелые сумки. Кроме этого, полезно петь, громко кричать. Дома можно предложить покричать в специальный «стаканчик для крика». Успокоиться помогут дыхательные игры. Например, можно на нитку привязать снежинку и подуть на нее, как ветер. Пусть малыш  сдувает со стола кусочек ваты, бумажный кораблик или самолетик, перышко.

Работа с чувствами, терпение и обеспечение безопасного пространства - вот ваши главные помощники.

Второй такой похожий кризис  будет у ребенка в подростковом возрасте. А сейчас - генеральная репетиция для родителей! Если ее выдержать достойно, то можно надеяться, что подростковый кризис пройдет в более мягком виде.

В этот сложный период вы всегда можете обратиться за помощью к психологу.

 Педагог-психолог МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Русских В.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

От кризиса до кризиса

 Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....