Партнерство в игре
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Ефремова Оксана Александровна

Партнерство взрослого и ребенка в игре.

 

 

Для формирования у детей способов игровой деятельности воспитатель должен не только организовывать детскую игру, но и быть ее участником. Но не потеряет ли воспитатель своего авторитета, если уравняется с детьми в их выдумках? Надо помнить, что игрок не становится «другим» по-настоящему, а только представляется им.

Чувство условности действий появляется у детей уже к трем годам. Ребенок сам начинает представляться «другим» и воспринимать партнера как условного «другого», никогда полностью не отождествляясь с игровой ролью и не отождествляя ее с партнером.

«Знаки» условности ребенок перенимает у взрослых или старших детей.

Что это за знаки?

  1. Эмоциональная окраска действий.

Первый знак игрового поведения – улыбка.

  1. Утрированность пантомимических действий, которая доводит роль до неправдоподобия.
  2. Словесное оформление перехода от реальных действий к игровым и пояснение смысла последних («Давай играть…», «Я как будто…» ).
  3. Ролевая речь.

Это речь от лица персонажа. Ролевой разговор часто ведется измененным голосом.

Если воспитатель, играя, воспользуется этими знаками, то ему нечего опасаться за свой авторитет. Он не только не уронит своего достоинства, но и приобретет репутацию умеющего интересно и весело играть, что ценится детьми.

Иногда «отрицательные» роли кажутся воспитателю «непедагогическими». Партнерство в игре всегда предполагает включение участников в общую воображаемую ситуацию, взаимосвязь персонажей, с которыми происходят разнообразные события. В простых случаях взаимосвязь представлена парой взаимодополняемых ролей (доктор – пациент). Такие связи не несут эмоциональной нагрузки. Но есть роли, которые приходят из сказок, мультфильмов. Это – характерные роли, эмоционально нагруженные, метафорически выражающие тип реального человеческого характера.

Характерные ролевые игры имеют неоднозначный смысл. Ребенок рано начинает осваивать более тонкие эмоциональные нюансы. Не стоит приклеивать к персонажу ярлыки «положительного» или «отрицательного». Каждый персонаж не плохой и не хороший – он просто выполняет свою функцию.

Если ребенок в игре принимает на себя роль, ему необходим партнер, выполняющий  дополнительные роли, создающий смысл единой воображаемой ситуации. Воспитатель должен быть готов к любой роли.

Сюжет выстраивается по схеме: угроза – преодоление – благоприятный исход.

Чтобы проиграть эту цепочку, необходимы герой и его антипод. В игре, где ребенок может быть героем и антигероем, заключен глубокий психотерапевтический смысл: ребенок освобождается от эмоционального напряжения, от страхов.

Стратегии игры:

  1. Взрослый является инициатором игры, предлагает одну из взаимодополняющих ролей ребенку, а себе берет другую.
  2. Взрослый подключается к уже начавшейся игре, подбирая роль, подходящую по смыслу. В этом случае воспитатель должен уметь импровизировать.

В игре не стоит ограничиваться социобытовой тематикой. Сюжеты можно почерпнуть из детских книг. Из сказки можно выбрать 2-3 ярких ключевых момента и разыграть их. Такая импровизация полезна для развития детей.

Еще один прием – соединение функциональной роли с характерной (доктор – доктор Айболит). Такой игрой воспитатель расширяет опыт ребенка.

Разнообразить игру можно через предметную обстановку.

Когда воспитатель подключается к уже начавшейся игре, перед ним встают две проблемы:

- как разнообразить содержание игры

- что делать, если ребенок берет на себя деструктивную роль

Запреты в последнем случае мало помогают. В таком случае необходимо подобрать «положительную» дополнительную роль.

Вступая в игру с ребенком, воспитатель должен быть готов к ролям, пришедшим из детской субкультуры, то есть из масс-медиа и игровой индустрии (покемоны, человек-паук…). Не надо запрещать использовать детьми этих ролей. Действовать необходимо путем смыслового смещения – найти более содержательные культурные аналоги и подвести к ним ребенка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon partnerstvo_v_igre.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Партнерство взрослого и ребенка в игре.

Для формирования у детей способов игровой деятельности воспитатель должен не только организовывать детскую игру, но и быть ее участником. Но не потеряет ли воспитатель своего авторитета, если уравняется с детьми в их выдумках? Надо помнить, что игрок не становится «другим» по-настоящему, а только представляется им.

Чувство условности действий появляется у детей уже к трем годам. Ребенок сам начинает представляться «другим» и воспринимать партнера как условного «другого», никогда полностью не отождествляясь с игровой ролью и не отождествляя ее с партнером.

«Знаки» условности ребенок перенимает у взрослых или старших детей.

Что это за знаки?

  1. Эмоциональная окраска действий.

Первый знак игрового поведения – улыбка.

  1. Утрированность пантомимических действий, которая доводит роль до неправдоподобия.
  2. Словесное оформление перехода от реальных действий к игровым и пояснение смысла последних («Давай играть…», «Я как будто…» ).
  3. Ролевая речь.

Это речь от лица персонажа. Ролевой разговор часто ведется измененным голосом.

Если воспитатель, играя, воспользуется этими знаками, то ему нечего опасаться за свой авторитет. Он не только не уронит своего достоинства, но и приобретет репутацию умеющего интересно и весело играть, что ценится детьми.

Иногда «отрицательные» роли кажутся воспитателю «непедагогическими». Партнерство в игре всегда предполагает включение участников в общую воображаемую ситуацию, взаимосвязь персонажей, с которыми происходят разнообразные события. В простых случаях взаимосвязь представлена парой взаимодополняемых ролей (доктор – пациент). Такие связи не несут эмоциональной нагрузки. Но есть роли, которые приходят из сказок, мультфильмов. Это – характерные роли, эмоционально нагруженные, метафорически выражающие тип реального человеческого характера.

Характерные ролевые игры имеют неоднозначный смысл. Ребенок рано начинает осваивать более тонкие эмоциональные нюансы. Не стоит приклеивать к персонажу ярлыки «положительного» или «отрицательного». Каждый персонаж не плохой и не хороший – он просто выполняет свою функцию.

Если ребенок в игре принимает на себя роль, ему необходим партнер, выполняющий  дополнительные роли, создающий смысл единой воображаемой ситуации. Воспитатель должен быть готов к любой роли.

Сюжет выстраивается по схеме: угроза – преодоление – благоприятный исход.

Чтобы проиграть эту цепочку, необходимы герой и его антипод. В игре, где ребенок может быть героем и антигероем, заключен глубокий психотерапевтический смысл: ребенок освобождается от эмоционального напряжения, от страхов.

Стратегии игры:

  1. Взрослый является инициатором игры, предлагает одну из взаимодополняющих ролей ребенку, а себе берет другую.
  2. Взрослый подключается к уже начавшейся игре, подбирая роль, подходящую по смыслу. В этом случае воспитатель должен уметь импровизировать.

В игре не стоит ограничиваться социобытовой тематикой. Сюжеты можно почерпнуть из детских книг. Из сказки можно выбрать 2-3 ярких ключевых момента и разыграть их. Такая импровизация полезна для развития детей.

Еще один прием – соединение функциональной роли с характерной (доктор – доктор Айболит). Такой игрой воспитатель расширяет опыт ребенка.

Разнообразить игру можно через предметную обстановку.

Когда воспитатель подключается к уже начавшейся игре, перед ним встают две проблемы:

- как разнообразить содержание игры

- что делать, если ребенок берет на себя деструктивную роль

Запреты в последнем случае мало помогают. В таком случае необходимо подобрать «положительную» дополнительную роль.

Вступая в игру с ребенком, воспитатель должен быть готов к ролям, пришедшим из детской субкультуры, то есть из масс-медиа и игровой индустрии (покемоны, человек-паук…). Не надо запрещать использовать детьми этих ролей. Действовать необходимо путем смыслового смещения – найти более содержательные культурные аналоги и подвести к ним ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии.

Доклад на тему: "Комплексный подход в системе работы педагога-психолога в партнерстве с родителями и другими специалистами методами арт-терапии....

Проект Формирование отношений партнерства у старших дошкольников средствами игры

Партнерские отношения со сверстниками  характеризуются   возникновением общих целей деятельности, их обращенность друг к другу, умение и стремление играть и действовать вместе, развитие...

Формирование отношений партнерства у старших дошкольников средствами игры 

Научить детей играть правильно,увлекательно и познавательно,задача любого педагога.......

«Игра и дети» (просвещение родителей с применением дистанционных форм партнерства педагогов и родителей)

Использование дистанционных форм взаимодействия специалистов дошкольных учреждений и семьи способствует: формированию у родителей положительной мотивации к игровому взаимодействию с детьми, ...

Соревнования в рамках социального партнерства с МБДОУ "Детский сад № 43" "Зимние олимпийские игры"

20 февраля в МБДОУ "Детский сад №43" проходили соревнования-эстафеты "Зимние олимпийские игры" в которых принемали участия, дети подготовительных групп МБДОУ "Детский сад № 28...

Круглый стол с элементами деловой игры «Формирование готовности родителей и педагогов к социальному партнерству»

Круглый стол направлен на выявление уровня знаний, степени заинтересованности, отношения педагогов и родителей к проблеме установления партнерских отношений....