статья Развитие саморегуляции посредством погружения в технологию «Диалог с препятствиями»
статья (старшая группа)

Спицына Ольга Владимировна

в статье рассказывается о необходимости развивать у детей дошкольного возраста навык саморегуляции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_top_43.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

              Развитие саморегуляции посредством погружения в  технологию «Диалог с препятствиями»

Детское любопытство и любознательность закономерно приводит нас к рискам.  Ведь все неизвестное и неопределенное привлекает внимание ребенка.  Именно в игре и досуге со сверстниками, ребенок встречается с рисками. Один из способов работы  с рисками – это развитие  саморегуляции. Саморегуляция – одна из ключевых показателей  подготовки к школе. В наше время родители хотят видеть послушного ребенка, школа ждет дисциплинированных детей, а  обществу нужны успешные люди. Поэтому именно с дошкольного возраста необходимо  развивать в ребенке единство разума и тела.

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием , человек воздействует на самого себя, с помощью слов, мысленных образов, управление  мышечным тонусом и дыханием.

Если вспомнить, какие игры  раньше были интересные для нас? (салки , прятки, а мальчишки в ножечек т д).  А жмурки, где надо было действовать с закрытыми глазами?  А какие места нас привлекали? Хотелось залезть на высоту, пойти на речку через опасный страшный лес, ну или пойти на стройку и поиграть там в салки.  

Поэтому формирование навыков саморегуляции является  важным ростком в развитии ребенка.

К сожалению,  сейчас сложилась такая тенденция – возрастает родительская тревожность. Те родители, которые лазали сами по деревьям, стремятся уберечь максимально детей, сделать их жизнь более комфортной.

Современный мир очень быстро  меняется, новые технологии нас озаряют уже не с промежутком в десятилетие, а каждый месяц. И эти изменения влекут за собой  изменения  в общественном сознании. В противовес этому сейчас складываются практики, которые целенаправленно работают на развитие саморегуляции  у детей.

-это и ростовое моделирование, где дети рискуют не только когда лазают по своим собственным постройкам, но и когда находятся в процессе сюжетно-ролевой игры.  И зарядки с родителями. Здесь уже вовлекаются семьи,  и задача этой практики – создать ситуацию образовательного риска, через движение и через игру, и   3Д физкультуру. Здесь дети играют, лазают  в трехуровневом пространстве, периодически на очень большой высоте и делают гимнастические трюки. Педагоги ставят перед детьми задачи, где  нужно договариваться, принимать  совместное конструктивное решения. И часто в эти задачи вводятся развитие саморегуляции через оправданные риски, которые мобилизуют детей.

Сегодня в Подгоренском детском саду №2 педагоги широко применяют технологию, которая способствует развитию саморегуляции .  Это технология «Диалог  с препятствиями». Создателем такого  направления  является С.В. Реутский.

В сегодняшний мир неопределенности  детям  очень  важно приобрести навык  саморегуляции в дошкольном возрасте.  Всякая  новизна непредсказуема, рискованна. Соответственно отказ от рисков, отказ от новизны. Отказ от нового – это отказ от развития. Отказ от развития – это застой. А застой – это деградация,  разрушение. Поэтому отказ от риска может оказаться не такой безопасной ситуацией, как может показаться на первый взгляд.  Ограничивая риск здесь и сейчас, мы не задумываемся, что будет происходить, когда ребенок неподготовленный , уйдет в другие  пространства. С моей точки зрения оправданный риск будет тогда, когда ребенок будет знать свои возможности, сможет оценить  сложность ситуации, владеть  саморегуляцией в сложных ситуациях, может упрощать или усложнять  задачи.

 Современный   человек должен действовать в ситуации неопределенности, решать задачи при минимуме исходных данных, причем с минимальным количеством отведенного  времени.  И если говорить, что это нельзя и это нельзя, что мы получим на выходе?  Я всегда исхожу от внутренней ситуации, смотрю, что делает ребенок. И тогда,  придерживаюсь алгоритма:  

На  1этапе  происходит  работа на доверие,  где происходит соединение педагога с детьми. Когда их интерес   и внимание сконцентрировано на педагоге, то и на упражнениях дети будут внимательны и сосредоточены. 

2. этап  включает в себя работу на противоположности. Все задания направлены на развития внимание, на развитие ритма и способность осуществлять физические действия парами, тройками или всей командой

3 этап это сновные виды деятельности .  На данном этапе ребенок проходит тест на готовность, где учится слышать, реагировать на сигналы, действовать в команде. Дается задание, состоящее из  нескольких разнообразных действий, которые ребенок должен понять со слов  с минимальным показом и выполнить по цепочке: воспринял-понял-запомнил-сделал-соотнес. Важно, чтобы ребенок понимал речь педагога.

4 этап - заключительная часть – это работа в физкультурном   комплексе, направленная на преодоление препятствий.  

Работа в комплексе так же имеет свою последовательность и форму проведения:

1 Важно задавать  ребенку вопросы  (Ты где? Что делаешь? Ты высоко или низко? Ты висишь или стоишь? Ты держишься одной рукой или двумя? ) Т е проясняю намерения ребенка, его замыслы и потребности.

2 Переводить  ситуацию в тренировку. (Хочешь прыгнуть с высокой ступеньки? Давай потренируемся сначала  с первой, со второй. Научимся правильно приземляться.  Выкладывать  мат для страховки).

3 Проводить  мониторинг через наблюдения . Важно выявить возникает ли у ребенка страх. Готов ли ребенок действовать?  Выбор есть всегда. Он может сам упрощать или усложнять задачи. Если это путешествие, ребенок сам решает каким путем ему идти. На какую высоту залезть? Ребенок договаривается не только со взрослым, но и с самим собой. Также важно, чтобы дети понимали, что взрослый всегда ему поможет.  Если я вижу, что у ребенка получается, тогда все действия  фиксируются

4 Проводить  анализ . Точечно обсуждать  результаты. Важна рефлексия, где ребенок сам себя оценивает. Мы научились прыгать с пятой ступеньки, пятая ступенька – это 1м 20. У нас достигнут результат.

Нельзя действовать через запрет. Запрет всегда ведет его нарушить

Какие же условия должны быть при  развитии навыков саморегуляции на практике?

Первое условие :  педагоги должны быть готовыми  давать возможность ребенку реализовывать себя в пространстве. Сначала это эмоции. Затем наполнение себя энергией. Педагоги видят ресурс методики «Диалог  с препятствиями» и как развивается у ребенка навык саморегуляции. И то, что казалось опасным, оказывается реально преодолимым.

Важное условие: уметь регулировать свою высоту.

А как же действовать, если родители не понимают, зачем мы рискуем?

Понимание смыслов и разделение ценностей происходит с помощью озвучивания  результатов детей через действия. Совместные зарядки с родителями на регулярной основе, подвижные игры, конструирование .   позволяет  создать  поле для реального обсуждения. Таким образом, мы можем  развивать у детей не только навык саморегуляции, но это дает  возможность совместного действия родителя и ребенка, взаимодействие  родителей между собой,  оказание поддержки своему ребенку, умение меняться позициями, когда ребенок руководит родителем,  когда родитель руководит игрой, процессом.  

Взрослый может  конечно минимизировать риск, игнорируя его, но только здесь и сейчас, а может помочь понять зачем ребенок рискует, помочь начать ребенку действовать, развивая саморегуляцию  И тем самым научит ребенка быть успешным в детском саду, в школе, во дворе с друзьями, и в дальнейшей жизни.

 

 

                                       

                                             Литература

  • URL: http://setilab.ru/modules/article/view.article.php/c24/217 
  • Copyright© Реутский Сергей & Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех»
  • Белоус О.В. «Формирование  осознанной  саморегуляции  педагогической деятельности как фактор становления профессионала //Вестник Томского государственного  педагогического университета 2009 №7
  • Копоткин О.А. Механизмы осознанной  саморегуляции произвольной  активности человека// Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сб науч. Тр под редакцией В.И. Моросановой. Издательство ПИ РАО, СевКАв ГТУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление из опыта работы «Развитие речи дошкольников на музыкальных занятиях посредством погружения в мир фольклора»

Статья содержит материал об использовании малых форм фольклора в целях развития речи детей дошкольного возраста....

Статья "Развития речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста".

Уважаемые коллеги хочу поделиться статьей"Развитие речи посредством пальчиковых игр и упражнений у детей младшего дошкольного возраста"....

статья Развитие саморегуляции

В данной статье рассказывается о том, что очень важно  учить детей в дошкольном возрасте  соотносить свои мысли с движением тела....

презентация "Диалог с препятствиями"

В презентации показано развитие детей в движении....

статья "Средовые условия по средствам технологии "Диалог с препятствиями"

В статье рассказано какие средовые условия созданы в Доу для развития детей...

"Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста посредством технологий эффективной социализации"

В статье описаны приёмы, которые направлены на развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью технлогий эффективной социализации....