Статья "Стихи - в удовольствие!"
статья

В статье изложены проблемы заучивания стихов с детьми дошкольного возраста и рекомендации как делать это легко и с удовольствием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_stihi_-_v_udovolstvie_.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

«Стихи - в удовольствие!»

В детском саду очередной праздник и каждый раз встает проблема со стихами!
А причины этой проблемы разные. Часть родителей считает, что заучиванием стихов должен заниматься воспитатель, порой просто прикрываются своей занятостью, либо считают, что это не важно для его ребенка. И глубоко ошибаются!

Стихи, как витаминки, питают и тренируют мозг: во время заучивания образуются новые нейронные связи между клетками мозга, включаются все умственные способности: память, внимание, воображение, мышление; увеличивается словарный запас (речь обогащается новыми словами и словосочетаниями), расширяют кругозор, учит восприятию такого жанра, как поэзия и, наконец, формирует поэтический вкус, общий уровень культуры ребенка.

Дети, которые много заучивают стихов, имеют более высокий интеллект,
а интеллектуально развитый ребенок имеет больше шансов быть успешным в будущем.

Читая стихи на публике, ребенок учится владеть собственным голосом, расставлять акценты, справляться с волнением, стеснением. Замечено: дети, которые участвуют в конкурсах чтецов, становятся хорошими ораторами. Они знают как вдохновить слушателей, донести главную мысль, как быть услышанным. Этим детям гораздо легче учиться в школе. Это своего рода отличный тренажер публичных выступлений.

Но, самое главное – совместное заучивание стихов очень сближает родителей и детей!

Конечно, не все родители негативно относятся к стихам и даже нередко настойчиво просят дать их ребенку стихотворение. Но и в этом случае не все так гладко: во-первых,
в группе детского сада , где количество детей доходит до 30 человек и более, просто нереально дать стих каждому ребенку. Иначе праздник превратится в своего рода заседание литературного кружка! Даже если каждому ребенку выделить 1 минуту, то выступление всех детей группы затянется, как минимум, на 30 минут! А это - продолжительность праздника в подготовительной группе (у малышей итого меньше!)

Да, наши дети такие разные! Кто-то любит стихи и с легкостью их запоминает, а для кого-то это превращается в пытку. Почему это происходит? Как превратить заучивание стихов в удовольствие? В обучении важно всё: возраст ребенка, психологические особенности, темперамент и даже литературные предпочтения. Чтобы избежать трудностей существуют методы и приемы успешного заучивания стихов!

Сначала взрослый должен ознакомиться со стихотворением: просмотреть его, выбрать нужную интонацию, расставить акценты, логические ударения и паузы, выделяя главное слово.

Потом прочитать его ребенку эмоционально, выразительно, не торопясь и желательно наизусть. Не надо сразу давать установку на заучивание, пусть ребенок почувствует красоту, напевность стиха. Чтобы вызвать положительный отклик у ребенка, взрослому надо постараться найти и донести до ребенка, чем лично вам понравилось данное стихотворение.

После чтения ребенку можно задать вопросы по содержанию, чтобы проверить его внимание и понимание прочитанного, объясняются непонятные слова и выражения.

После повторного чтения уже дается установка на заучивание. При заучивании ребенком нужно следить за правильным произношением слов, интонацией. Важно сразу поправлять ребенка, т.к. после заучивания исправить ошибки уже очень трудно.

Порой ребенок отказывается учить стихи и тогда можно использовать игровые приемы:

- заучивание стихов в лицах, драматизации. Это помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации, выразительности речи;

- рассказывание стихотворения по-разному: весело, грустно, как робот и т.д.;

- совершенствовать и закреплять выученное можно на прогулке, во время поездки в машине, когда одеваемся-раздеваемся, купая ребенка, особенно весело повторять качаясь на качелях;

- прием «эхо» применим для детей постарше. Первую строчку взрослый читает вопросительно, а ребенок повторяет в виде ответа. Получается необычный диалог-игра. (пример: взрослый: - «Наша елка высока?», ребенок: - «Наша елка высока!» и т.д.);

- можно читать стихи для игрушек, устраивая представления: сажаем куклы в ряд, а одна кукла – «на сцене»: пусть она «расскажет» стихотворение, затем каждая кукла по очереди повторяет 1-2 строчки своим, отличным от других голосом. Таким образом в игру включается даже самый «нехочуха» -ребенок;

- заучить можно и с мячиком: взрослый говорит строчку и бросает мячик ребенку, а он повторяет строчку и бросает обратно. При выученном стихотворении мячик можно бросать на каждое слово.

Очень полезен метод ассоциаций: связывая каждую строчку с какой-либо визуальной ассоциацией, например, можно вместе нарисовать сюжет или найти подходящую картинку к стихотворению, либо передавать смысл текста соответствующими движениями, мимикой, жестами. Получается своего рода тоже мини-спектакль. И когда ребенок выучит стихотворение, можно «подсказывать» ему только движениями. Детям так легче разучивать, т.к. к процессу запоминания подключается моторная, двигательная память. К тому же детям очень нравится придумывать подходящие движения.

Легко запоминается то, что повторяется много раз: взрослый может громко, выразительно декламировать стихи в присутствии ребенка сам для себя.

Можно завести с ребенком папку «Учим стихи», куда можно вкладывать стихи, которые учите с ребенком, портреты поэтов, краткий рассказ о поэте, рисунки ребенка или готовые иллюстрации к стихотворению. Это очень положительно влияет на ребенка!

Уже давно замечено, что стихи заученные перед сном легче запоминаются. Поэтому важно предлагать ребенку повторить выученное перед сном, а утром, выразительно прочитав стихотворение, вновь предложить ребенку повторить за взрослым.

Для того, чтобы стихотворение легче училось, оно должно соответствовать темпераменту: шалунам давать стихи более веселые, ритмичные, а спокойным детям – размеренные, плавные. И главное условие – ребенку должно нравится стихотворение! Дети особенно старательно учат для кого-то: для мамы, бабушки, Дед Мороза и т.д. Только ближе к 7-8 годам ребенок понимает, что стихи можно и нужно учить и для себя.

Занимаясь с ребенком любым делом взрослые должны помнить о формировании
у ребенка положительной самооценки, веры в собственные силы.

Учить стихи – дело довольно сложное, требующее от малыша больших волевых
и интеллектуальных усилий, поэтому очень важно общаться с ребенком
в положительном ключе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В детский сад с удовольствием и радостью"

Проблема адаптации детей в нашем детском саду стоит особенно остро, так как у ребенка с ОНР процесс адаптации к условиям детского сада нередко протекает достаточно тяжело и болезненно. Одним из услови...

Дышим с удовольствием

Большинство детей дышат не носом , а ртом. Из-за этого они часто простужаются, отстают в развитии, быстро утомляются. Специальные дыхательные упражнения позволяют очистить слизистую оболочку дыхательн...

Памятка для родителей. "Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"

Памятка для родителей. "Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?" 1.Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. 2.Не спешите обвинять учи...

Учимся дышать с удовольствием.

Любой взрослый, который пытался успокоить плачущего ребенка, ощущал связь между дыханием и ...

Без напоминаний и с удовольствием!

Домашние обязанности для детей: «Помой посуду!», «Убери свои игрушки с пола!», «Подмети полы, я тебе говорю!» - из раза в раз нам приходится напоминать детям об их обязанностях. Мы говорим, убеждаем, ...

"Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?"

Для родителей будущих первоклассников я оформила папку с памятками и консультациями, где они могли бы найти ответы на интересующие  их вопросы........

«Воспитание – это такая работа, которая доставляет удовольствие».

Пока дети не выросли и проводят немало времени с родителями, есть много возможностей непосредственно и наглядно учить их тому, как соблюдать порядок на улице и беречь добро, как вести себя в теа...