Методический материал «Рекомендации по обучению чтению дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Кононова Эльвира Александровна

Многие родители считают, то главным признаком готовности к школьному обучению, является овладение ребенком навыками чтения и письма. Всегда ли это стремление оправдано?

В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.

В материале представлены основные этапы освоения навыков этого сложного процесса, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.

Даны несколько простых рекомендаций по обучению чтению дошкольников.

 

Материал будет полезен для родителей детей подготовительных групп и может оказаться актуальным в начальной школе.  Его можно использовать как в качестве консультации, так и стендовой информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ


 
Способность к овладению навыками чтения и письма непосредственно связана с общим речевым развитием детей. В дошкольном возрасте у ребенка активно развивается устная речь, а в начальной школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо тесно связаны между собой, и с самого начала они влияют на развитие друг друга.Советы по обучению чтению дошкольников

Обучение чтению проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык беглого, осмысленного чтения.


ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКОБУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ

Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

  • фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем);
  • фонематического анализа (возможности выделения звуков из речи);
  • зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв);
  • пространственных представлений;
  • зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).

Следует иметь в виду, что для ребенка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе сходных по начертанию, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличия многих букв заключаются лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.

Усвоив букву, ребенок читает слоги и слова с ней. Однако на этом этапе единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буква. Ребенок сначала воспринимает первую букву слога, соотносит ее со звуком, затем — вторую букву, после чего синтезирует их в единый слог. Таким образом, он воспринимает зрительно не целое слово или слог, а лишь отдельные буквы; его зрительное восприятие является побуквенным.

Темп чтения на этой ступени очень медленный и определяется характером читаемых слогов. Простые слоги (МА, РА) читаются быстрее, чем слоги со стечением согласных (СТА, КРА). Понимание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается. Поэтому ребенок, чтобы узнать прочитанное слово, часто повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, поэтому понимание предложения и связи между словами, составляющими его, осуществляется с большим трудом.

ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ


На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

Темп чтения на этой стадии довольно медленный: ребенок читает слово по слогам, затем объединяет слоги в слово и только потом осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, особенно при чтении длинных и сложных по структуре слов.

В ходе чтения появляется смысловая догадка, особенно при прочтении конца слова. Часто дети повторяют прочитанное слово, особенно если оно относится к длинным и трудным словам. Разделенное при чтении на части слово не сразу узнается и осмысливается. Кроме того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается восстановить потерянную смысловую связь. Понимание текста еще не сливается с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.


СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ


Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам.

Смысловая догадка начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии быстро и точно проконтролировать догадку с помощью зрительного восприятия, и поэтому он часто заменяет слова, окончания слов, то есть у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с напечатанным и наличием большого количества ошибок. Неточность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения или контроля. Если ребенок допускает большое количество ошибок, необходимо снизить темп чтения.


СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ


Ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая догадка строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редкими, поскольку догадки хорошо контролируются.

Темп чтения довольно быстрый. Полное понимание прочитанного осуществляется лишь тогда, когда ребенку хорошо знакомо значение каждого слова и понятны связи между словами в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.

НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь дошкольника изобилует аграмматизмами или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением
  • Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита!!!
  • Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например: СЭ или РЭ…
  • На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком.
  • Имейте дома набор букв магнитной или разрезной азбуки.
  • Поскольку разные дети имеют разные темпы обучения чтению, следите за тем, чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на выборочном прочтении отдельных слогов и слов. Другие быстро перейдут к более сложным текстам и мелкому шрифту.



Предварительный просмотр:



Этапы освоения

навыков чтения





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"

"рекомендации по обучению дошкольников пересказу  (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"...

Методические рекомендации по обучению старших дошкольников различным видам художественной росписи

Знакомство детей с основами народного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, не достато...

Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников в домашних условиях

Чтение – это быстрое последовательное  преобразование букв  в  слитно произносимые звуки. При обучении чтению в домашних условиях необходимо  знать , как формируется  у ...

Методические рекомендации по обучению старших дошкольников элементами игры в городки.

Данные рекомендации будут полезны  для обучения детей игре в городки....

Методические рекомендации по обученю старших дошкольников финансовой грамотности

В методических рекомендациях раскрыты методы, формы и организация обучения детей старшего дошкольного возраста основам финансовой грамотности, а так же подробное описание основных (4- х) блоков образо...

Рекомендации по обучению чтению дошкольников

Использованные источники информации:1. portal-slovo.ru , Болычева Е. М. «Основы Фонетики».2. nashol.com, «Звуки речи и буквы».3. Жукова Н. С. «Букварь».4. Косинова ...

Рекомендации для родителей по обучению чтению дошкольников

Методические рекомендации помогут начинающим педагогам и родителям научить детей чтению....