Игры - занятия с детьми до 3 лет.
картотека (младшая группа)

Мугак Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

              ИГР-ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДО ТРЕХ ЛЕТ

РАЗВИТИЕ У РЕБЁНКА  САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ

Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Чтобы повысить самооценку ребёнка, есть много способов. Вот несколько из них:

1. Предоставьте детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

2. Поощряйте их.

3. Делайте всё вместе.

4. Будьте уверены в себе и своих успехах.

РАЗНООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Возможность оценить себя положительно детям дают:

игра;

разнообразные действия с предметами;

исследование и экспериментирование;

слушание музыки и сказок;

беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном;

возможность задавать вопросы и делать выбор.

Причём родители должны предоставлять подобные возможности ребёнку каждый день. Именно это позволит детям гордиться собой и даст им чувство успеха и уверенности в себе.

Дети младшего возраста очень любят играть. В игре они наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что знают и могут делать самостоятельно.

Если взрослые поддерживают и поощряют детей в игре, те становятся более уверенными, у них повышается самооценка, т.е. они учатся любить себя. Иногда малыши предпочитают играть одни, иногда — в компании других детей и взрослых. И то и другое важно. Обычно им нравится самим выбирать игру, но идея игры может быть  подсказана взрослыми или другим ребёнком, книгой, журналом или телепрограммой.

Ребёнок часто учится играть и перенимает что-то у человека, которому доверяет, который понимает, что он пытается сделать. Это понимание приходит в процессе наблюдения за игрой и осмысления интересов ребёнка. Часто у малышей возникает потребность делать одно и то же снова и снова. Взрослым иногда бывает трудно понять эти повторяющиеся действия, но наблюдения за ними помогут родителям подобрать ключ к разгадке интересов ребёнка и обеспечить его в процессе игры тем, что ему больше нравится.

Вы можете быть идеальным партнёром по игре и показать, как может развиваться совместная игра. Пусть ваш ребёнок будет лидером, а вы зеркально отражайте его действия. Если вы станете играть заинтересованно, он будет чувствовать себя комфортно (М.Д. Маханёва, СВ. Решикова).

ПРИМЕРНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ ИГРЫ

Ребёнок укладывает медвежонка спать в кукольную коляску. Вы тоже укладываете игрушку спать в картонную коробку. Или он выбирает игру с машинами: «Я возьму жёлтую». Вы говорите: «Замечательно! Тогда я возьму синюю».

Покажите, что вы вполне довольны своей ролью и поддерживаете замысел ребёнка.

Зеркальное отражение игры вашего ребёнка поможет ему:

•  наслаждаться игрой вместе с вами;

•  почувствовать, что он может быть главным в игре;

увидеть, что вам нравится играть с ним.

Большое значение для развития уверенности в себе и самооценки ребёнка имеют музыкальные игры.

Выберите спокойное время для игры. Сядьте поближе к ребёнку и попросите помолчать, закрыть глаза и внимательно прислушаться. Что вы слышите? Возможно, пройдёт минута, чтобы «настроиться» на звуки вокруг вас, и вскоре вы сможете различить тиканье часов, шум проехавшей мимо машины, пение птички, чей-то свист. Научите ребёнка слушать внимательно и называть звуки, которые он узнал. Как вариант, можно слушать звуки в парке, на улице.

                             Игры, включающие слушание, помогают детям:

•  сконцентрироваться на одном чувстве слухе;

расширить представление об окружающем мире;

•  научиться отличать один звук от другого;

•  находить слова для описания того, что они слышат;

•  наслаждаться вашим обществом.

А теперь включите любую музыку, какая вам нравится. Потанцуйте под неё с ребёнком. Через некоторое время выключите музыку и сразу же присядьте. Как вариант, после остановки музыки можно замереть и стоять, как «статуи». Вы можете пробовать разную музыку — быструю и медленную, весёлую и грустную. Когда ребёнок привыкнет к игре, позвольте ему самому включать и выключать музыку.

                                              Музыкальные игры помогают детям:

•  слушать музыку и двигаться под неё;

•   слышать ритм и останавливаться по сигналу «Стоп»;

реагировать движениями тела на изменение темпа и на строение музыки;

•  контролировать свои движения;

•  концентрировать внимание;

•  наслаждаться совместной игрой.

Повысить самооценку ребёнка и развить уверенность в себе помогают игры, связанные с умением различать эмоции и настроение людей. Например, игра «Зеркало».

Встаньте рядом с ребёнком перед зеркалом и попытайтесь придать своему лицу разное выражение: грустное, счастливое, сердитое, удивлённое. Ребёнок с удовольствием будет передавать мимикой то или иное настроение. Включите музыку и потанцуйте. Старайтесь уловить настроение и темп музыки: музыка грустная или весёлая, быстрая или медленная, танцевальная или маршеобразная. Что хочется под неё делать? Пусть ребёнок придумает свои движения, а вы покажете свои.

                                             Игра «Зеркало» поможет детям:

•  в игровой форме соприкоснуться с различными настроениями и чувствами;

•  попробовать изобразить разные выражения лица и способы движения;

внимательно присмотреться к себе;

•  использовать жесты и мимику для передачи настроения;

получить удовольствие от перевоплощения.

Большое значение для повышения самооценки ребёнка и развития его уверенности в себе имеет предоставление ему возможности сделать выбор (игры или какой-либо другой деятельности).

Создайте ситуацию, в которой ребёнок может принять решение. Например, утром положите на кровать всё, что нужно малышу для одевания, но обратите его внимание на то, что футболок две. Спросите у него: «Какую ты выберешь?» — и согласитесь с его выбором.

Во время еды тоже предложите выбор. Например, скажите, что сегодня будут бутерброды и спросите: «С чем ты хочешь бутерброд — с сыром или с вареньем?»

                                    Выбор помогает детям:

•  почувствовать себя принимаемыми и понимаемыми;

развивать положительное отношение к себе;

учиться выражать свой выбор;

•  понять важность умения слушать и говорить.

Поддержать интерес к игре и повысить самооценку ребёнка помогает совместное изготовление игровых пособий. Например, можно сделать коврик для игры.

Вам понадобятся: рулон обоев или большой лист бумаги (картона), несколько фломастеров, мелкие игрушки, животные или куклы.

Найдите длинный лист бумаги, который покроет весь пол или стол (например, можно взять обои). Договоритесь с ребёнком, для чего будет предназначен ваш коврик — для игрушечных машин или игры с куклами. Нарисуйте на бумаге улицу, поле или дом. Пусть ваш малыш тоже рисует на коврике. Это могут быть дома или деревья, или мебель. Постелите коврик туда, где ребёнок любит играть, и помогите расставить на нём игрушки. Вы можете добавить кусочки картона, обозначающие гараж, больницу, магазин. Затем побеседуйте о том, что у вас получилось.

Если вы наклеите бумагу на картон, то это продлит жизнь коврику.

Изготовление коврика для игры помогает детям:

•  обсуждать и планировать то, что они собираются делать;

учиться пользоваться бумагой, фломастерами и самим сочинять игру;

развивать идеи для игры;

•  наслаждаться созданием воображаемого мира.

ПООЩРЕНИЕ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Взрослые могут помочь детям положительно оценивать себя, если:

•  они наблюдают за их усилиями и вдохновляют их;

•  дают понять детям, что довольны ими.

Дети часто используют жесты, мимику, интонации, чтобы дать нам понять свои чувства. И точно так же они узнают о наших чувствах. Заинтересованный разговор с ребёнком на доступные ему темы, улыбка и обаяние, мимика и жесты, поощрение — всё это повышает его самооценку, развивает уверенность в себе.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РЕБЁНКОМ

С помощью совместной деятельности родители могут помочь детям чувствовать себя комфортно.

Вот некоторые виды деятельности, которыми часто любят заниматься дети с помощью взрослых: разговаривать, слушать и петь; рисовать; играть; собирать и сортировать вещи и др.

Вместе с ребёнком можно изготовить, например, коробку для «сокровищ». Для этого вам понадобятся: несколько коробок среднего размера (идеальный размер — обувная коробка), скотч для соединения коробок «бок о бок», фломастер или ручка, чтобы написать название коллекционируемых вещей, например «камешки», «шишки» или «красивые предметы». Предложите ребёнку в этой коробке коллекционировать «сокровища», которые он выбрал или нашёл. Расспросите, где он их нашёл: в саду, за сараем, на прогулке в парке и т.д.

Коллекционирование с помощью собственных коробок для «сокровищ» поможет ребёнку:

оценить «имущество», принадлежащее только ему, а не совместное с братьями и сестрами;

• понять, что такое «сувенир на память»;

• найти слова, чтобы рассказать о своей находке или каком-либо предмете.

САМООЦЕНКА ВЗРОСЛЫХ

Детям помогает стать уверенными и то, что взрослые, с которыми они живут, замечают свои собственные успехи и радуются им.

Иногда люди недооценивают свои достижения, хотя каждому есть, чем гордиться. Даже когда взрослые гордятся своими успехами, им часто бывает трудно это показать. Выражение лица, тон голоса, походка обычно сообщают окружающим о внутреннем состоянии человека. Поэтому гордость за свои успехи и достижения можно продемонстрировать малышу, выразительно рассказывая об этом, сопровождая свои слова мимикой и движениями.

ВОСПИТАНИЕ У РЕБЁНКА ТЕРПЕНИЯ

Маленькие дети от природы нетерпеливы. Для развития у них усидчивости, выдержки взрослым следует подавать пример собственного терпеливого поведения. Например, если вы вынуждены стоять в очереди, побеседуйте об этом

с ребёнком, согласитесь, что это скучно, но необходимо, чтобы каждый приобрёл то, что ему нужно.

Многие двухлетние дети хотят всё делать самостоятельно: «Я сам!» Ребёнку понадобится в два раза больше времени, чтобы одеться самому, и результаты могут быть совсем не такими, как бы вам хотелось. Но зато он научится быть терпеливым, почувствует себя очень значимым и самостоятельным.

В плане воспитания терпения большое значение имеет совместное экспериментирование (с тестом, клеем и др.), которое приучает ребёнка доводить начатое дело до конца, ожидая получения конечного результата.

Вам понадобятся скалка и формы для вырезания теста, например, кофейные чашки.

Замесите тесто. Пусть ребёнок наблюдает за процессом приготовления пирога или булочки. Дайте ему потрогать готовую выпечку, пока она ещё тёплая — это замечательно развивает восприятие. Ребёнок получит большое удовольствие, трансформируя тесто: похлопывая его, сжимая и раскатывая в колбаски. После множества опытов, проведённых вместе, попробуйте раскатать тесто скалкой и вырезать вместе с малышом различные формы. Дети часто дают название тем вещам, которые они сделали, и используют их в игре.

Работа с тестом поможет детям:

получить представления о смешивании ингредиентов и приготовлении теста;

• насладиться своими ощущениями при его замешивании;

• поэкспериментировать в лепке своими руками;

• использовать в игре изготовленные фигурки.

Можно также предложить ребёнку создать невиданную картину с помощью клея и крупы.

Расстелите газету на столе. Дайте ребёнку лист цветной бумаги, тюбик клея и кисточку. Обмакните кисточку в клей и намажьте им поверхность листа. Пусть он сам водит кисточкой по бумаге. Затем дайте ему баночку из-под йогурта с рисом и чечевицей. Сначала покажите, как рассыпать крупу по бумаге, а затем позвольте действовать самому. Встряхните бумагу, чтобы лишний рис осыпался, и вы увидите прекрасную картину. Дайте ей высохнуть.

Если вы также примете участие в изготовлении своей собственной картины, ребёнок получит ещё большее удовольствие. Затем займитесь уборкой вместе.

Работа с клеем помогает детям:

• исследовать клей как вещество;

• координировать движения;

• наслаждаться результатом своей работы.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Формирование своего «Я»

«ИСПЕЧЁМ ОЛАДУШКИ»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребёнка с функциональным назначением рук.

Ход игры

Взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребёнку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки,

Испечём оладушки

Мы для нашей бабушки.

Затем просит раскрыть ладошки и говорит при этом: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»

Если ребёнок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.

«КТО СПРЯТАЛСЯ?»

Цель: учить фиксировать внимание ребёнка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Материал: яркий платок.

Ход игры

Взрослый садит ребёнка перед собой на стульчик, гладит его по голове,

смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший мальчик, давай с тобой поиграем. Смотри, какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Накрывает голову ребёнка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем снимает платочек и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребёнка, ещё раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребёнка. Игру можно повторить несколько раз.

«КТО ЭТО?»

Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребёнка.

Ход игры

Ребёнок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание на его и своё изображение в зеркале, затем словами побуждает посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тётя! Вот тётя!» (с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя и на взрослого. Если ребёнок не может сделать это самостоятельно, то взрослый берёт его руку в свою и они выполняют задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребёнок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем нужно побуждать его не только указывать на себя жестом, но и произносить своё имя, говорить «Я».

«ТОПНИ НОЖКОЙ»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребёнка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.

Ход игры

Взрослый показывает ребёнку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:

Катя, Катя маленъка,

 Катенька удаленька.

Топни, Катя, ножкой,

Топ-топ-топ!

Просит повторить действие. Если ребёнок затрудняется, используются совместные действия.

«БАБУШКИН КЛУБОЧЕК»

Цель: учить фиксировать внимание ребёнка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Материал: клубок ниток.

Ход игры

Взрослый садит ребёнка перед собой на пол, показывает клубок, смотрит на него, улыбается, ласково ему говорит: «Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!»

Если ребёнок не может самостоятельно поймать клубочек, нужно ему помочь. Затем взрослый восклицает: «Вот Аня поймала клубочек!» — и одновременно похлопывает своей ладонью по груди ребёнка, ещё раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить с группой, при этом педагог должен находиться напротив детей и катить клубок поочерёдно, называя каждого ребёнка по имени: «Кто поймал клубочек? Наша Аня поймала клубочек!» Игру можно повторить несколько раз.

«МАМЕ УЛЫБАЕМСЯ»

Цель: закреплять умение рассматривать себя в зеркале, эмоционально реагировать на своё изображение. Ход игры

Во время умывания ребёнка перед зеркалом взрослый говорит: «Ой, лады, лады, лады! Не боимся мы воды, чисто умываемся — вот так! Маме улыбаемся! Улыбнулись все, посмотрите на себя в зеркало, вот так улыбнулись».

«ВОТ Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение я, подражать действиям взрослого.

Ход игры

Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присаживается за спинку стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как я». Дети повторяют движения. Затем педагог выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2—3 раза.

Вариант. Игра проводится с использованием шляпы.

«ЭТО МОЁ!»

Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение моё, подражать действиям взрослого.

Материал: одежда детей.

Ход игры

Дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними — взрослый. В стороне на столе лежат хорошо знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берёт свою вещь, прикладывает её к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочерёдно берёт в руки чью-либо вещь, показывая её детям, говорит: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая она красивая! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти ко взрослому, взять её и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребёнок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!» Таким образом взрослый ведёт себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят своё имя, а не личное местоимение. Важно научить ребёнка показывать на себя жестом.

«ЧЬЯ ИГРУШКА?»

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание детей, учить внимательно рассматривать игрушки, использовать в своей речи местоимения моя, мой, указывать на себя жестом.

Материал: разные сюжетные игрушки по одной на каждого ребёнка.

Ход игры

Взрослый сообщает детям, что принёс им большую корзину с игрушками. Раздаёт каждому по игрушке и помогает начать с ней играть. Через некоторое время собирает все игрушки, кладёт их в корзину и, поочерёдно вынимая каждую, спрашивает: «Чья это игрушка?» Игравший с ней ребёнок должен сказать: «Моя», — и взять её у взрослого. Если ребёнок ошибается в узнавании игрушки или не может уверенно сказать, что она его, то взрослый помогает ему вспомнить, с какой игрушкой он играл. Дети разбирают игрушки, играют с ними. Взрослый предупреждает, что скоро соберёт игрушки и их надо будет опять узнавать, поэтому необходимо внимательно рассмотреть их и запомнить. Игра повторяется.

По мере усвоения игры взрослый может спрашивать у детей название игрушки (собачка, кукла, машинка, мяч, кубик и т.п.), задавая вопросы: «Что это? Чей мяч?», «Что это? Чья кукла?»

«УЛЫБНИСЬ, ПОКЛОНИСЬ»

Цель: учить узнавать себя в зеркале, показывать на себя и побуждать называть своё имя, учить повторять за взрослым действия перед зеркалом.

Оборудование: зеркало в рост ребёнка.

Ход игры

Ребёнок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его в зеркале не видно), побуждает ребёнка посмотреть на себя в зеркало и сказать «Я — Петя». «Петя, поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой. Скажи: пока, Петя!» В случаях затруднения выполнения действий ребёнком демонстрирует их взрослый, а ребёнок повторяет. (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина).

Формирование представлений о других

«УЧИМСЯ ТАНЦЕВАТЬ»

Цель: учить малыша кружиться за руки с партнёром.

Материал: кукла (или мишка).

Ход игры

Взрослый показывает ребёнку куклу. Обращает внимание на то, что её зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:

Марина любит танцевать,

ножкою притопывать.

Она любит песни петь,

ладошками прихлопывать.

Ножкою топ-топ,

покружились топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп,

покружились хлоп-хлоп.

Затем педагог держит куклу за руки (со спины), берёт малыша за ручки (при этом находится лицом к нему) и, припевая ещё раз песенку, кружится вместе с ребёнком.

В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Таню-ша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»

«ВМЕСТЕ ПЛЯШЕМ»

Цель: учить детей откликаться на своё имя, подражать действиям взрослого.

Материал: разноцветные платочки.

Ход игры

Дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытягивая перед собой руку с платочком и медленно помахивая им в сторону, он напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):

Вот как тётя Лена пляшет и платочком деткам машет!

 Весело, весело, очень даже весело!

Затем взрослый поочерёдно вызывает к себе каждого ребёнка, называя его по имени, предлагает «поплясать» с платочком (при этом первая строчка песенки поётся иначе — вставляется имя пляшущего ребёнка).

Вот как Аня, Аня пляшет  и платочком деткам машет!

Весело, весело, очень даже весело!

В конце пляски педагог обязательно хвалит каждого ребёнка. В заключение игры раздаёт всем детям платочки и приглашает их вместе «поплясать», напевая песенку:

Вот как детки наши пляшут и платочками все машут!

Аня пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д.

(можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре).

Весело, весело, очень даже весело!

Аналогично данную игру можно проводить с бубенчиками, погремушками.

«ПАРОВОЗИК»

Цель: учить ребёнка отзываться на своё имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Ход игры

Игра проводится с 2—3 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочерёдно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы — вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной и держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.

По мере усвоения игры количество 1етей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребёнка.

Материал: большой лёгкий мяч.

Ход игры

Дети стоят напротив друг друга, взрослый показывает им, как нужно  правильно удерживать и передавать 14 другому ребёнку, называя его по 1ени (на, Петя!). Игра эмоционально

поддерживается взрослым.

«я - ты»

Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения я, ты, называть своё имя и имя сверстника.

Оборудование: зеркало во весь рост ребёнка.

Ход игры

Игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркало: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (Побуждать детей показывать на себя жестом.) Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (Побуждать ребёнка употребить местоимение «я» и назвать своё имя: «Я, Петя»). «А это кто?» (Взрослый обращается к этому же ребёнку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника.) «Да, это Ваня. Скажи: я — Петя, ты — Ваня». Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребёнка (местоимение я), затем — на сверстника (местоимение ты). Такая же процедура проводится и с другими детьми.

Вариант. Игра проводится со взрослым.

«ЛАСКОВЫЙ РЕБЁНОК»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнёром.

Ход игры

Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться к нему, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем педагог приглашает ещё одного ребёнка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребёнка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания взрослый подчёркивает, подытоживает все действия: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребёнок!» Затем поочерёдно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

Вариант. Игра проводится с куклой.       

                                              |

«ПОХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнёром.

Ход игры

Взрослый находится напротив ребёнка, показывает поочерёдные хлопки ладонями как своих рук, так и малыша, при этом произносится потешка:

Хлопну я в ладоши,

буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши,

будем мы хорошие!

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«ДОМ»

Цель: учить запоминать имена сверстников, подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнёром.

Ход игры

Взрослый демонстрирует детям, как следует обхватить руками партнёра, чтобы он оказался в «домике», при этом приговаривает потешку:

Сашу крепко обхвачу,

Никуда не отпущу,

Посмотри на дом большой

Будем жить мы в нём с тобой.

Затем спрашивает каждого ребёнка: «Саша, кто с тобой будет жить в доме? — Петя с тобой будет жить в доме! — Вы вместе будете жить в доме!» Игру можно повторять, меняя пары детей.

«ВМЕСТЕ ИГРАЕМ»

Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнёром, вежливому обращению друг с другом.

Материал: парные игрушки (шарик — желобок, паровозик — вагончик, машинка — кубики).

Ход игры

Взрослый раздаёт детям игрушки, расставляет их парами, предлагает играть вместе. Помогает каждому выполнять предметно-игровые действия в соответствии с функциональным назначением игрушек.

В конце игры фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребёнка по имени: «Аня играла с Дашей — катали шарик, Дима играл с Васей — возили паровозик, Петя играл с Леной — нагружали и возили кубики в машине».

«ПЕРЕДАЙ ИГРУШКУ» Цель: продолжать учить детей взаимодействию с партнёром, подражать действиям взрослого.

Материал: игрушки (погремушка, воздушный шарик на палочке, «салю-тики» на палочке, вертушка и др.).

Ход игры'

Дети стоят в кругу, взрослый показывает одну из игрушек, как её нужно держать и передавать друг другу. После того как игрушка возвращается ко взрослому, он показывает предметно-игровое действие с ней и предлагает каждому ребёнку повторить это действие, а затем передать игрушку другому. (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-занятия с детьми в возрасте от трех до шести месяцев

Игры-занятия, способствующие развитию взаимодействия между ребенком и взрослым. Стимулируют положительные эмоции....

"РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК В ИГРАХ-ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "

Развивая мелкую моторику рук - развиваем речь, гибкость пальцев, готовим к успешному обучению в школе....

Конспект игры - занятия с детьми второй младшей группы "Вот она какая, машина легковая"

Закрепление умений  детей классифицировать легковой и грузовой транспорт; закрепление знаний детей о легковой машине, её частях; действовать по сигналу светофора (красный, зелёный); ори...

Логопедическая игра-занятие с детьми 1 мл гр "В гости к Зайке"

Коррекционно-педагогические задачи:Развивать экспрессивную и импрессивную речь.Воспитывать:слуховое внимание на материале речевых звуков;мимическую мускулатуру, артику­ляционную моторику;зрительно...

Семинар-практикум "Игры-занятия с детьми раннего возраста"

Особенности развития детей раннего возраста. Специфика работы воспитателя....

Игра-занятие с детьми 4-5 лет «По дорожке, по тропинке в страну волшебных превращений».

Игра – занятие с детьми 4-5 лет«По дорожке, по тропинке в страну волшебных превращений»....

Психологические игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста

Занятия позволят в игровой форме снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность, развивать кругозор, формировать доброжелательное отношение к окружающим и др....