сенсорные эталоны
консультация (подготовительная группа)

Форма, величина и цвет  - являются определяющими признаками предметов, но в силу уровня их абстрактности самостоятельно детьми не осознаются. Это означает необходимость специального обучения, в процессе которого дети овладеют не только собственно сенсорными эталонами (формы, величины, цвета), но и умением группировать предметы по различным (в т.ч. самостоятельно выделенным) признакам, составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-iya_sensornye_etalony.docx363.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СЕНСОРНЫМИ ЭТАЛОНАМИ - ФОРМА, ВЕЛИЧИНА

Работа по ознакомлению с сенсорными эталонами должна планомерно вестись на протяжении не только дошкольного периода, но и всего периода обучения в школе.

Выделение формы, величины, цвета - обязательный этап чувственного познания мира.

Знакомство с основными эталонами:  https://avatars.mds.yandex.net/i?id=2a00000179ff83f8e9cf598c78a96ac76fb3-3719127-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=169&h=113

  • Форма -  круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник.
  • Величина -  длинный,  короткий, высокий,  низкий, толстый, тонкий.

Форма - как внешнее очертание, наружный вид предмета Знакомство с формой происходит в определенной последовательности:

  • различение самих форм,
  • далее различение названий форм,
  • и лишь потом - самостоятельное называние.

 Основные задачи при знакомстве с формой предмета связаны с обучением мысленному расчленению сложной формы на определенные сочетания простых фигур, моделирова-нию предметов разной формы, выделению разновидностей геометрических форм. Познакомить ребенка с разновидностями форм - значит обратить внимание на то, что известные ему треугольник, прямоугольник, овал и другие фигуры бывают разного размера: побольше или поменьше, подлиннее (более вытянуты, например, в длину) или покороче и т.д.

     Восприятию формы, независимо от положения фигуры в пространстве, ее цвета и величины, способствует овладение практическими действиями наложения фигур, прикладывания, сопоставления элементов фигур и др. Особое внимание следует при этом уделить обучению моделирующим движениям - обведению фигуры по контуру и ощупывающим движениям. Ознакомление со сложными формами происходит путем выделения знакомых признаков или деталей.

Величина рассматривается как размер, объем, протяженность предмета, которые можно измерить. Величина - относительное понятие, в основе которого лежат два размера: большой и маленький значит, она познается только в сравнении с другой величиной (больше, меньше, такой же). Отметим, что соотнесение, сличение объектов между собой является обобщенным способом, позволяющим успешно решать задачи на различение величины (а также и формы, и цвета).https://avatars.mds.yandex.net/i?id=76849e7801aefb5f5f335a46e2385562-4034575-images-thumbs&ref=rim&n=33&w=162&h=113

Восприятие различных параметров величины (длины, ширины, высоты, толщины), так же как и формы, осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по выделенному признаку.

Изначально используются образцы одинаковых величин, в дальнейшем - различных. Каждый параметр величины (длина, ширина, высота, толщина) осваивается изолированно, но с опорой на предыдущий параметр. При этом осуществляются аналогичные действия, которые сначала выполняются с реальными предметами, затем с геометрическими фигурами, а далее - в уме с опорой на рисунок или исключительно по представлению.

Таким образом, для каждого параметра величины должны быть использованы четыре вида практических действий и упражнений: с предметами, плоскими (или объемными) фигурами, изображениями (предметов или геометрических фигур) и по представлению.

Для восприятия величины особое значение имеет овладение способами измерения при помощи условных мер. Мерка является промежуточным средством при переходе от прикладывания друг к другу соизмеряемых предметов к глазомерному действию. Освоение действий с меркой подводит детей к последующему применению общепринятой системы мер.

Обучение соизмерению «на глаз» предполагает постепенное усложнение заданий  по разным направлениям: увеличение количества сравниваемых предметов (до 5-7), уменьшение «яркости» выделенного признака, использование дополнительных, «зашумляющих» основной признак параметров (например, цвет, форма и т.д.), определение соотношения между частями предмета (или конструкции). Самыми сложными для детей, как показывает практика, являются задания типа: подобрать на глаз два предмета, которые по суммарной величине равны третьему.

Форма, величина и цвет  - являются определяющими признаками предметов, но в силу уровня их абстрактности самостоятельно детьми не осознаются. Это означает необходимость специального обучения, в процессе которого дети овладеют не только собственно сенсорными эталонами (формы, величины, цвета), но и умением группировать предметы по различным (в т.ч. самостоятельно выделенным) признакам, составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

 Предлагаем вам сделать вместе с детьми игру «Цвет и форма». Для этого: 

  • Подготовим поле – половину или четверть листа ватмана.
  • Вырежем геометрические формы: треугольники, квадраты, круги, ромбы, прямоугольники, овалы разной величины.
  • Раскрасим вместе с детьми их в разные цвета и оттенки.

Варианты игр:

1 вариант. Предложить детям выложить дорожки из одного вида фигурок, начиная с самого тёмного оттенка и заканчивая самым светлым. В результате получится дорожка, например, из кружочков серых оттенков, из розовых треугольников, овалов синих оттенков и другое.

2 вариант. Выложить из геометрических фигур разного цвета различные предметы и обыграть.

3 вариант. Выложить из геометрических фигур разных оттеков одного цвета «Королевство Красной краски» – домики, сад, человечки, животные, транспорт. Затем для жёлтой, голубой и других красок. Придумайте с детьми интересную сказку, «оживите» этих героев.

4 вариант. По такому же принципу выкладывается «Королевство тёплых красок» из фигурок жёлтого, красного, оранжевого цвета и их оттенков, а также «Королевство холодных красок» из фигурок синего, фиолетового, голубого цвета и их оттенков.

5 вариант. Выложить из геометрических форм разного цвета и оттенков орнамент по образцу.

6 вариант. Тот же вариант игры, но по замыслу и желанию ребёнка: узор на полоске – шарфик, ковёр, дорожка; узор на круге – тарелочка, поднос; узор на одежде, на мебели, на игрушках и др. Например: «Украсим лошадку», «Нарядное платье», «Красивый платочек».

7 вариант. Выложить из геометрических форм цветочки на поле (1/2 часть листа ватмана). Получится чудесная цветочная полянка. Усложнить задание – «Цветочная полянка в солнечный денёк» или «Цветочная полянка в пасмурный день». В чём их различие?

8 вариант. Выложить из разноцветных геометрических форм «Радугу», чётко соблюдая последовательность размещения цветов, используя напоминалку:  «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

9 вариант. Поиграйте в игру «Четыре художника». У каждого времени года своя палитра, вырежем её из бумаги белого цвета, а дети наложат на них геометрические формы соответствующих цветов и оттенков. Чем они отличаются?

  https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118604/pub_5c1d42d62f63f200abc92a79_5c1d4ba935c69400a9859bc1/scale_1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

«Создание условий для сенсорного развития, через сенсорные эталоны, с помощью дидактических пособий»

Создаю условия для сенсорного развития. Разрабатываю различные игры. Игры интересны, как большим и маленьким детям. Они очень полезны, для сенсорного развития и закрепления сенсорных эталонов...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных эталонов через игры с пособием «Сенсорная юбка»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...