Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха"
консультация (старшая группа)

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную речь близких людей, окружающих ребенка дома.Именно она послужит примером для подражания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Развитие фонематического восприятия у детей 6-7 лет

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия.

Под фонематическим восприятием понимаются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента:

фонематический слух – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Дети достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения. В возрасте 6-7 лет у детей уже довольно высокий уровень развития фонематического восприятия; они правильно произносят звуки родного языка, у них формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения на распознание:

звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка)

звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание друзей, голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха.

Различение одинаковых слов, фраз, и звуков по высоте, силе и тембру.

Различение слов, близких по звуковому составу.

Дифференциация слогов.

Дифференциация фонем.

3. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

Определение количества слогов в словах разной структуры.

Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.

Выделение из слога гласного, затем согласного звука.

Выделение первого и последнего звука в слове.

Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения.

Определение места, количества, последовательности звуков в слове.

Придумывание слова с заданными звуками.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Мы предлагаем Вам игры в которые Вы можете поиграть с ребёнком дома для развития слухового восприятия, внимания и памяти.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры: родитель показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)

Описание игры: Взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает ребенку закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Будь внимателен»

Цель: развитие речевого внимания.

Описание игры: взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.

Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

Игра «Охотники»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: взрослый предлагает ребенку научиться ловить звуки. Просит сделать вид, что он спит (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.

Игры со звуковыми символами:

Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы рисуются красным фломастером. Звук «а» обозначается большим полым кругом, звук «у» – маленьким полым кругом, звук «о» – полым овалом, звук «ы» - широким красным прямоугольником и звук «и» – узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Фонематический слух"

Мир, который окружает нас, полон звуков: речевых, шумовых, музыкальных. Многие дети не различают именно речевые. ...

Консультация для родителей "Фонематический слух-основа правильной речи"

Материал направлен на актуализацию развития правильной речи у дошкольников. Содержит игровые упражнения, направленные на формирование слухового внимания и фонематического слуха. Цель упражнений-...

Консультация для родителей «ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»

Рекомендации для родителей по организации совместной игровой деятельности по развитию речи ребенка....

Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень  важно научиться  различать, анализировать и дифференцировать на ...

Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Консультация для родителей содержит игры, которые помогут развит фонематический слух дошкольников....