ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сензитивным периодом психомоторного развития детей является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит интенсивное развитие ребенка, произвольность психических функций и поведения становится основной характеристикой дошкольника, необходимым условием для его успешной адаптации в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»
Сензитивным периодом психомоторного развития детей является дошкольный возраст. Именно в этот период происходит интенсивное развитие ребенка, произвольность психических функций и поведения становится основной характеристикой дошкольника, необходимым условием для его успешной адаптации в современном мире.
Современные исследования показывают, что, признавая игру ведущим видом деятельности дошкольника и понимая необходимость построения и организации процесса воспитания и обучения детей в игровой форме, педагоги на практике, к сожалению, из‐за существующей и увеличивающейся с каждым годом плотности наполнения групп вынуждены больше использовать настольный игровой дидактический материал, чем развивающий потенциал двигательной активности детей. Интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для свободной деятельности являются психотравмирующими факторами для дошкольников, что в сочетании со снижением уровня двигательных игровых заданий и упражнений негативно отражается на состоянии их здоровья, на физическом и психическом развитии, что ведет к утомлению, нежеланию обучаться в дальнейшем.
Вместе с тем анализ уровня развития психомоторных способностей у детей старшего дошкольного возраста, свидетельствует, что от 25 до 40% воспитанников имеют низкие показатели по таким компонентам психомоторной сферы, как:
• статическая и динамическая координация, скорость, четкость и одновременность движений, моторика рук;
• восприятие, внимание, память;
• оперативность движений.
Недостаточный уровень развития компонентов психомоторной сферы рассматривается как очевидная предпосылка трудностей в процессе школьного образования. Для успешного обучения детей основополагающим является развитие крупной и мелкой моторики, подвижности, выносливости, владения основными движениями и возможности контролировать и управлять ими. К такому заключению мы пришли благодаря определению психомоторики, которое сформулировал И.М. Сеченов, – это связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека. Нужно заметить, что психомоторное развитие детей во многих западных странах тщательно контролируется, и, например, во Франции в состав группы психологической службы (кроме специалистов по школьной психологии и психологии обучения) входит и специалист в данной области. В нашей стране это направление развития детей в образовательных организациях находится в стадии зарождения.
На научно‐теоретическом уровне изучались психофизиологические основы развития психомоторной сферы, включающие механизмы двигательной и ритмической организации деятельности, а также психические процессы. Ученые, опираясь на работы И.П. Павлова, И.М. Сеченова и П.Ф. Лесгафта о человеке как единой системе, начали понимать, что изучать нужно не отдельные функции, а закономерности. Прежняя тенденция развития отдельных функций человека и даже сфер, таких как физическая, интеллектуальная, духовная, личностная, без раскрытия глубинных связей между ними в настоящее время признана непродуктивной.
В современных исследованиях ставятся вопросы о влиянии индивидуальных особенностей психомоторной организации человека на выраженность темпераментных, при обретаемых личностно‐поведенческих и профессиональных качеств, непосредственно не связанных с двигательной координацией; о роли психомоторного развития и становления произвольности как предпосылки успешности обучения; об особенности регуляции психомоторных актов как одного из условий успешности начального обучения; о психолого‐педагогических условиях эффективного развития психомоторных способностей младших школьников при выполнении разного рода учебных заданий по письму; о преодолении неблагоприятного влияния низкого уровня психомоторного развития путем организации психокоррекционной деятельности, направленной на совершенствование психомоторных функций первоклассника с учетом его индивидуальных особенностей.
В коррекционной педагогике проводились исследования по созданию системы работы, направленной на развитие психомоторики дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Ю.В. Нефедова) и особенностях формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития (Г.А. Бутко).
Наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами психомоторной сферы требует применения системного подхода, который позволит приспособить образовательный процесс к уровню подготовки и особенностям развития детей, учитывать их возрастные и психофизические возможности и потребности, тем самым создавая условия для формирования индивидуальных качеств, обеспечивающих социальную успешность, охрану, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
На научно‐методическом уровне актуальность данного направления связана с тем, что современные программы дошкольного воспитания нацелены главным образом на функциональные изменения некоторых психофизических свойств организма ребенка (рост, вес, ощущение, восприятие) в рамках возраста. Не учитываются, однако, закономерности развития двигательной сферы и ее влияние на психическое развитие детей. Недостаточно разработан вопрос содержания и форм организации специальной работы по развитию дефицитных компонентов психомоторной сферы детей. Психомоторное развитие, ввиду естественности для детей, должно занимать ведущее место в общем комплексе психолого‐педагогических воздействий. Все это обусловливает необходимость разработки педагогической технологии, опирающейся на знание психофизиологических особенностей и закономерностей психомоторного развития ребенка. Данная технология позволит объединить усилия различных специалистов сферы дошкольного образования, заинтересованных в эффективности своей деятельности, что, в конечном счете будет способствовать воспитанию детей с оптимальным физическим и психическим развитием.
Построение адаптивной системы образования невозможно без понимания значимости психомоторного развития дошкольников. Сожаление вызывает тот факт, что этой сфере педагогической работы в практике ДОО уделяется недостаточное внимание.
Педагог-психолог: Захаренко Д.Д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330892-1383156891.jpg)
Преодоления недостатков психомоторной сферы детей с ЗПР.
Психомоторика – это совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Она отражает уровень физического и психического развития, развитие речи. А дети с задержкой психического развития ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/24/picture-267957-1464104670.jpg)
Современные подходы к проблеме развития двигательной сферы детей дошкольного возраста
Движение - это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье.Хорошее здоровье - один из основных источников счастья и радости человека,его неоценимое богатство,которо...
консультация "Развитие психомоторной сферы у детей младшего дошкольного возраста"
В консультации представлены упражнения, игровые приёмы, направленные на развитие психомоторной сферы детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/09/picture-1124649-1552154554.jpg)
Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.
В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/09/picture-1124649-1552154554.jpg)
Личностно-ориентированный подход в коррекционном обучении детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.
В практике личностно-ориентированного взаимодействия учителя-логопеда с детьми основополагающим является развитие личности ребенка. Ребенок с нарушением речи - это личность и субъект, обладающий уника...
Применение корригирующей гимнастики в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста
Существует прямая зависимость между речевой патологией и развитием опорно-двигательного аппарата дошкольников. Также негативно на формирование правильной осанки влияет недостаточная двигательная актив...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/09/picture-1124649-1552154554.jpg)
Коррекционное обучение воспитанников дошкольного возраста с речевыми нарушениями и проблемами развития эмоциональной сферы.
Практика работы учителя-логопеда позволила определить основные направления и технологии коррекционного обучения. Обеспечение условий личностного развития детей в ОО реализуется в основных направлениях...