«Музыкальный альбом» «Русские композиторы»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Селедцова Лидия Валерьевна

Жизнь и творчество русских композиторов 

Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

   Русский композитор, родоначальник национальной классической музыки. В детстве учился игре на фортепиано и скрипке. В 1817 г. был принят в Петербургский  университетский пансион, где

продолжил  музыкальные  занятия. В 20-е годы написал около двадцати романсов («Не искушай», «Утешение» и др.), пробовал сочинять в разных жанрах. Неоднократно совершал 

путешествия  в  Италию, Австрию,  Германию.

      Большую роль в творческой биографии Глинки сыграло общение его со многими выдающимися деятелями русской культуры того времени - А. С. Пушкиным, А.С. Грибоедовым,

 В.А. Жуковским, А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым и др.

        К 1834 г. относится начало работы над оперой «Иван Сусанин».Премьера оперы состоялась в Петербургском Большом театре 27 ноября 1836 г.

         Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера Глинки «Руслан и Людмила» (1840 г.) на сюжет поэмы А.С. Пушкина, ярчайший образец сказочно-былинной

 тематики в оперном жанре.

          В 30-40-е  годы  Глинка создал такие шедевры,как «Вальс-фантазия»,  романсы  «Я помню  чудное мгновенье», «Сомнение» и др., увертюры  «Арагонская  хота»  

и «Ночь в Мадриде», а также  знаменитую «Камаринскую»,  сыгравшую выдающуюся роль в формировании отечественного симфонизма.

        С творчеством Глинки связано начало второй эры в развитии русской музыкальной культуры.

 

Пётр Ильич Чайковский

(1840-1893)

    Русский композитор, дирижёр, педагог. Его музыкальная одарённость проявилась рано, однако, когда ему исполнилось 10 лет, родители отдали его в Петербургское училище

Правоведения. Уже  будучи чиновником Министерства юстиции, Чайковский в 1861 г. начал посещать Музыкальные классы, а  в 1862 г. поступил в консерваторию. Окончив

её через три года, он переехал в Москву, где стал профессором консерватории.Занятия с учениками сочетались с напряжённой творческой работой. Одна за другой возникали оперы,

симфонии, камерные сочинения ( «Кузнец Вакула», Первая и Вторая симфонии, Первый фортепианный концерт и т.д.)

        Расцвет его творчества ознаменовали Четвёртая симфония и опера «Евгений Онегин». В зрелый период,наступивший в 80-е годы, он создал оперы «Орлеанская дева»,

«Мазепа», «Чародейка». К последнему периоду жизни композитора (1887-1893 ) относится создание трагических  произведений  (опера«Пиковая дама», шестая симфония)

 и самых светлых  (балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», опера «Иоланта» и др.)Вдохновенный мастер и великий труженик, Чайковский

оставил большое разнообразие по жанрам наследие. Оно включает: 10 опер, 3 балета,7 симфоний,4 сюиты, свыше 100 романсов и т.д.

         Чайковский был признан выдающимся композитором уже  его современниками.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

(1844-1908)

    Русский композитор, дирижёр, педагог. Музыкальные способности мальчика проявились рано, но по семейной традиции его определили в Морской корпус, который он

окончил в 1862 году. Вскоре композитор отправляется в 2-летнее кругосветное путешествие.Из плавания Римский-Корсаков вернулся,

обогащённый разнообразными впечатлениями,нашедшими отражение в его творчестве,произведения этого периода-Первая симфония, симфоническая картина «Садко»,

опера «Псковитянка».

    В 1871 году композитор был приглашён в Петербургскую  консерваторию, профессором которой состоял до конца жизни.

 Творческое наследие композитора огромно. Им создано 15 опер, в них отразилась его увлечённость русской сказочностью, народно-мифологической фантастикой,

древно-славянской обрядностью : «Снегурочка», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»,«Кощей Бессмертный»;3 симфонии,3 кантаты, 79 романсов.

        Жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова, классика русской музыки и выдающегося  мастера мирового музыкального искусства - пример беззаветного служения 

своему народу, колоссального трудолюбия и постоянного стремления к процветанию национальной культуры.

 

Дмитрий Борисович Кабалевский

(1904-1987)

                                                                                                                       Русский композитор, педагог, общественный деятель.

   Окончил Московскую консерваторию в 1929 году по классу композиции, а в 1930 году по классу фортепиано. С этого же года преподавал в консерватории (с 1939 года - профессор).

    Интенсивную композиторскую деятельность Кабалевский  успешно сочетал с педагогической  и музыкально-просветительской ( публицист,лектор).

     Д.Б. Кабалевский - автор 4 симфоний,5 опер,4 кантат, Реквиема (памяти павших в борьбе с фашизмом), 7 концертов, музыки к театральным постановкам, кинофильмам.

      Композитор часто обращался к темам и образам современности, отражая в своих произведениях  многие важные события жизни нашей страны.

Творчество Д. Б. Кабалевского  адресовано самому широкому кругу слушателей.

       Д.Б. Кабалевский - автор книг для детей и юношества: «Прекрасное пробуждает доброе»,«Про трёх китов и про многое другое»,«Как рассказать детям о музыке?».

 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

(1906-1975)

 Один из крупнейших композиторов  двадцатого века.

     Родился в Санкт-Петербурге, уже в 9 лет заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Постоянно изучал классические и авангардные традиции, благодаря чему

 выработал  свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

    В 1923 году Шостакович  оканчивает консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году - по классу композиции. Его дипломной работой стала Первая симфония. В консерватории Шостакович поражал

необыкновенно яркой и разносторонней одарённостью. Несмотря на все тяготы того времени: голод, гражданская война, разруха, композитор безотрывно работал,

 создавая всё новые и новые произведения.

       За свою жизнь, он написал 15 симфоний,6 концертов, 3 оперы, 3 балета, многочисленные произведения камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

                                                                                                                  Михаил Иванович Красёв

(1897-1954)

 

           Русский композитор. Учился музыке самостоятельно; брал уроки у Ю. Д.  Энгеля и А.Т. Гречанинова. В 20-х годах начал писать  для детей. Его песни и хоры, фортепианные

миниатюры для детей быстро завоевали популярность  среди  школьников. М.И. Красёв –автор 9 опер для детей «Маша и медведь», «Петушок»,«Муха-Цокотуха», «Теремок» и т.д.

          Одно из самых замечательных его произведений – опера «Морозко», впервые поставленная в 1950 года в Большом театре СССР.

Когда в 1965 году в Москве открылся  Музыкальный Детский театр, его первым спектаклем была опера «Морозко».

 

Георгий Александрович Струве

(1932-2004)

     Г.А. Струве - выдающийся педагог, больше полувека проработавший с детьми, и воспитавший за эти годы больше десяти тысяч учеников.

    Более четырёхсот его учеников стали профессиональными музыкантами, многие из них стали заслуженными работниками образования, культуры, лауреатами

 Международных конкурсов.Многие из них продолжают занятия Струве и работают с детьми.

     Г.А.Струве был учеником и верным продолжателем дела Д.Б.Кабалевского по всеобщему музыкальному воспитанию детей и молодёжи. Он написал больше 200 произведений, большей частью

для детей и юношества.Песни Г.А.Струве распевали и продолжают напевать дети России и других стран, многие из них («Моя Россия»,«Школьный корабль», десятки других) 

стали уже классикой и входят в программы детских садов, школ в России и за рубежом.

     Г.А.Струве был главным хормейстером на многих фестивалях страны. Им написаны книги по проблеме музыкального воспитания детей и молодёжи, методические и репертуарные сборники:

«Музыка для всех», «Школьный хор»,«Музыка для тебя» и др.

      Г.А.Струве-лауреат многочисленных российских,всесоюзных и международных премий;награждён медалями  «За доблестный труд»,«Ветеран труда» ,  «За укрепление мира».

 

 

   

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного возраста.

   Предлагаю вашему вниманию модель театрализованного праздника "Пушкинская Русь" по мотивам сказок А.С. Пушкина и музыки русских композиторов классиков для детей старшего дошкольного...

Сценарий литературно – музыкального концерта, посвященного творчеству русского композитора П.И.Чайковского.

Цель: Приобщать детей и родителей к произведениям  П.И.Чайковского, расширять кругозор, слуховой опыт, научить  понимать и наслаждаться шедеврами классической музыки....

Музыкально- тематический досуг по творчеству русского композитора П.И.Чайковского

Образовательные задачи:Приобщать детей к творчеству великого русского композитора П.И. Чайковского.Формировать основы музыкальной культуры.Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характ...

Альбом "Русские народные музыкальные инструменты"

Приобщение детей к русской  народной культуре, ее истокам, способствующей их музыкальному и общекультурному развитию....

Альбом "Русские народные музыкальные инструменты"

Альбом предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с историей возникновения русских народных музыкальных иснтрументов. В альбоме содержатся иллюстрации, потешки и рассказы о появлении муз...