Опыт работы с родителями. Проект "Родители и дети: готовимся к обучению в школе с удовольствием вместе"
проект (подготовительная группа)

Плесовских Ольга Владимировна

В материале представлены формы взаимодействия родителей по повышению компетентности в вопросах предшкольной подготовки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

по взаимодействию с родителями дошкольников

 ПРОЕКТ

«Родители и дети:

готовимся к обучению в школе с удовольствием вместе»

Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться»

Л.А. Венгер

На любом этапе жизни ребёнка ему необходимы поддержка, внимание и забота самых близких взрослых – родителей. Совместные дела, тактильный контакт, добрый взгляд родных дают детям возможность чувствовать себя любимыми, самоценными, вселяют уверенность в собственных возможностях.

Одним из особых периодов в развитии ребёнка считается переломный момент поступления ребёнка в школу. Для того чтобы будни новоиспечённых первоклассников и их родителей не превратились в череду разочарований, важно подготовить дошкольников к этой непростой, но очень интересной ступени жизни.

В последнее время, к сожалению, наблюдается тенденция снижения качества подготовки детей к школе, недостаточная сформированность психических функций, отсутствие мотивов обучения.

Поэтому на первой встрече с родителями детей подготовительной группы были озвучены критерии, которые определяют школьную зрелость. Некоторые из родителей считали, что во многом успешность обучения зависит именно от умения ребёнка читать и считать. Родителям было предложено представить ребёнка на пороге к школе в виде цветка. Каждая часть цветка имеет свою функцию (сферу деятельности), доказывая, что для успешной адаптации, успешного начала новой деятельности в жизни ребенка требуются: хорошо развитая интеллектуальная, коммуникативная, эмоционально-волевая, мотивационная сферы – психологическая готовность.

Все эти сферы характеризуют зрелость дошкольника, его способность к саморегуляции, проявление желания и привычки думать, стремление узнать новое. [1, с. 424]

Если ребёнок посещает дошкольное учреждение, то эта задача решается посредством целенаправленной организация образовательной работы ДОУ, которая обеспечивает определенный уровень общего развития дошкольников и специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов, для выполнения социальной роли школьника и овладения новым видом деятельности. Педагоги ориентируются на ФГОС ДО, где четко очерчены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства. [2, с. 29].

Но и в домашних условиях можно организовать «Школу будущего первоклассника», создавая ситуации для увлекательного и познавательного общения в семье.

Родители заинтересовались данным видом деятельности и высказали готовность и желание принять совместное участие в важном для детей процессе. Так появился проект «Родители и дети: готовимся в школу с удовольствием вместе».

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2020 -май 2021 года)

Вид проекта: познавательно – творческий

Возраст детей: старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет (подготовительная к школе группа)

Участники проекта: воспитатели подготовительной к школе группы, дети, родители, учитель-логопед, педагог-психолог.

Цели:

-формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с использованием педагогических технологий;

- создание условий для информационной подготовки родителей к переходу на новую социальную ступень.

Задачи:

1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться).

2. Формировать учебно-познавательные мотивы.

3. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.

От проекта ожидали и получили следующие результаты:

-уточнить и пополнить знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, как помочь, а не навредить своему ребенку;

- своевременно консультироваться со специалистами;

-сформировать мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

-способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации; интеллектуальных качеств детей;

-развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения.

Во время реализации проекта для родителей были проведены консультации: «Формирование познавательных интересов у детей», «Какие игры и игрушки нужны будущему первокласснику?», «А вам пора в школу?», анкетирование «Почему мой ребёнок хочет (не хочет) идти в школу», предложены памятки и буклеты «Психологический портрет первоклассника», «Портфель в порядке».

Родителями была создана картотека графических диктантов и корректурных проб, способствующих развитию графо-моторных навыков, также родители создали книгу стихов и загадок о школе, школьных принадлежностях, обновили книжный фонд, создали коллекцию закладок для книг.

Ежедневно родители знакомились с игровыми технологиями, методическими приёмами, целью которых является развитие тех или иных познавательных процессов, мотивов, речи, мелкой моторики, произвольности поведения, навыков коммуникации и других необходимых качеств.

Мнения родителей об участии в проекте:

Мама Матвея Р.: Оказалось, что я могу и хочу находить время для общения со своим ребёнком, а не ссылаться на занятость. Не думала, что и меня тоже увлекут упражнения и задания по поиску отличий на картинках, зачёркиванию одинаковых букв в газетах, и разучиванию стихов. В компьютерные игры сейчас играем только те, которые связаны со счётом или буквами.

Мама Глеба П.: Мне всегда было непросто с ребёнком, он неусидчив, капризен, не любит проигрывать в шашки, домино, ходилки. Поэтому часто я предоставляла его самому себе, но эти занятия были хаотичными, шумными, бесполезными. Но когда мы стали целенаправленно готовиться к школе, Глеб стал более внимательным, уравновешенным, у нас многое стало получаться.

Мама Кати М.: Катя часто говорила мне: Я не хочу рисовать в прописях. Я не хочу слушать эту сказку. А в последнее время приходя из детского сада, предлагает: Мама, мы играли в такую игру «Ты задумываешь слово, я задаю тебе про него вопросы и отгадываю. Или: Мама, мы сегодня лепили Айболита, у меня не очень получилось, давай попробуем ещё». Я рада её стремлениям.

Мама Ани Ш. и Маши Ш.: Мои две дочки постоянно играют «в школу», им одинаково нравится быть ученицами и учительницей, конечно, всегда получают «пятёрки», обычно «в школе» у них порядок, они сами придумывают и готовят принадлежности для себя и для кукол. Думаю, они уже вполне готовы учиться в школе.

Мама Марка Т.: Моему ребёнку по медицинским показаниям пока рано в школу, но мы тоже старались выполнять упражнения, хотя они даются нам с трудом, думаю, что польза всё равно будет.

Хотя небольшой процент пассивных родителей, конечно, есть. Не все родители в силу занятости, служебных обязанностей, особенностей личности, характера смогли принять в мероприятиях проекта.

Таким образом, наш проект помог и детям, и родителям посмотреть друг на друга, с другой стороны. Увидеть недостатки в общении. Мы еще больше сплотились и подружились.

РЕФЛЕКСИЯ

У многих детей есть изображение школы, которую они себе представляют. Выполняя задания для подготовки к школе, дети каждый раз анализируют: что поможет мне учиться в школе, чего я ещё не умею для того, чтобы обучение в школе было успешным, на какой ступеньке сегодня я стою, и чему мне нужно научиться, чтобы подняться ещё выше. Так у детей формируются навыки самоконтроля, саморегуляции, самооценки, понимание своих достоинств и осознанности поведения.

 Сделать вывод я хотела бы словами Дмитрия Борисовича Эльконина, обращенными к родителям и педагогам: «Главный метод воспитания - доставлять ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры и отдыха».

Всем родителям советую: не забывайте, что детство не заканчивается с поступлением ребёнка в школу. Проводите время совместно с детьми за игрой, фантазируйте вместе. Ваше внимание, любовь и забота всегда нужны ребёнку больше всего, чтобы он чувствовал себя успешным и благополучным.

Спасибо за внимание!

Список литературы

  1. Горбенко С. А. Ключевые аспекты подготовки ребёнка к обучению в школе/ Горбенко С. А. // Молодой учёный статья. – 2017. - №2 – С.424-426
  2. «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования.  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. —  С. 29-34
  3. Степанова Н. Конспект сценария мастер-класса для родителей «Готовимся к школе». – Текст: электронный// Международный образовательный портал. – URL:https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-scenarija-master-klasa-dlja-roditelei-gotovimsja-k-shkole.html
  4. Шаповалова С. В. Использование игровых технологий в подготовке детей к школе. - Текст: электронный // Образовательная социальная сеть: Интернет-портал. – URL:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/24/master-klass-ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-podgotovke-detey-k


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

портрет дошкольника готового к обучению в школе

В двух словах трудно объяснить родителям что такое готовность ребенка к школе, что именно входит в это понятие. В данной краткой аннотации перечислены все составляющие, которые прижелании можно дополн...

Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСАМ

Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСАМ...

Готовимся к обучению в школе.

Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных ...

Работа с родителями при подготовке детей к школьному обучению

Статья «Работа с родителями при подготовке детей к школьному обучению»Налимова Анна Ильинична, воспитатель.ГБДОУ детский сад № 41 Красносельского района СПб В отношении младшего школь...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...