Семинар-практикум для родителей "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.
материал (средняя, старшая группа)

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Семинар-практикум для родителей

"Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и

природой через игровую деятельность"

 Цель: формирование речи детей, через ознакомление с окружающим миром.

Задачи:

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей - выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Формировать у детей представления о доброте, взаимопомощи.

 Развивать интерес, любознательность.

Обогащать, совершенствовать речь детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающего мира.

 Оформление:Фотовыставка "Красивые места нашего города".

 Выставка работ детей и родителей из природного материала:"Природная фантазия."

 

Дидактические игры и упражнения

по теме родительского собрания.

 Ход собрания:

 "И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно." Л.Н. Толстой

 Уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Здесь собрались заботливые родители, которым не безразлично, как развивается детская речь, насколько хорошо ребенок осваивает родной язык. Основная задача речевого развития детей - это: умение выражать  свои мысли, чувства, впечатления - определенные для своего возраста.Общаясь со взрослыми, сверстниками   у детей формируются представления о доброте, взаимопомощи, развивается интерес, любознательность.  Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к

словам и поступкам взрослых. Ребенок овладевает речью только в процессе общения

со взрослыми. Взрослые определяют, направляют поведение ребенка. Объясняют, как

он должен себя вести. Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее

значимые факторы речевого развития ребенка и прокомментировать свой выбор

(раздать каждому родителю).

 1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с

момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого - образец для подражания.

4. Развитие мелкой моторики рук.

5. Чтение детской художественной литературы.

6. Игры с ребенком взрослых и друзей.

Итог: спасибо всем.

Как вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на

протяжении всего дошкольного возраста?

Чем мы должны заниматься с ребенком?

(Предложить высказаться родителям). Результаты высказываний.

 1. Восприятие звуковой культуры речи.

2. Словарная работа.

3. Формирование грамматического

строя речи.

4. Обучение рассказыванию - связная речь. Напоминаю вам, что ребенок

к 4 годам:  Правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать вопрос, просьбу, восклицание.  У него накапливается определенный запас слов, который содержит все части речи.  У детей активно формируется обобщающая

функция слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами

речи.  В речи появляются сложные формы предложений.  Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями. В речи детей отличаются и другие особенности.  Дети неверно произносят или совсем не произносят шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) сонорные (Р, РЬ, Л, ЛЬ) звуки, а некоторые пропускают.  Затрудняются назвать части предмета, части тела.  Давайте с Вами поговорим о том,

какая сторона речи Вас беспокоит? (высказывания родителей по теме родительского собрания). Речь наших детей (краткий анализ речи детей педагогом группы):  

1. Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают Вам дети о домашних животных, о природе? (Кто? Что? Какой? Чем питаются? Где живут?)

2. А когда ребенок не задает вопросы это хорошо и плохо? В чем причина? (Ответы родителей.) Отсутствие необходимых знаний.

Нет устойчивого интереса к чему-либо.

Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.

 А сейчас я Вам предлагаю поиграть в игру "Домашние животные". Тема: "Кто как голос подает?"

Представьте себе, что Вы - это Ваши дети. Расскажи по образцу о том, как подают голос разные животные.

Корова мычит-"му-у-у".

Свинья хрюкает-"хрю-хрю"

Собака лает-"гав-гав"

Овца мекает-"ме-е-е"

Коза блеет-"бе-е"

Лошадь ржет-"иго-го"

Кошка мяукает-"мяу-мяу"

А теперь назовите детенышей этих животных:

(теленок,поросенок,щенок,ягненок,козленок,жеребенок,котенок).Ответьте на вопрос: корова какая?(большая),а теленок(маленький).И так по образцу.

Предлагаю поиграть в прятки с животными. Они спрячутся в домике и будут кричать ,а вы должны отгадать, кто кричит мама или детеныш. Если правильно отгадаете, животное вам покажется.

  Молодцы. (Игра закончилась)

 Вот так в процессе игры - занятия ребенок учится говорить. А если ребенок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли эго для его развития?

Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом. Я предлагаю вам выставки работ детей, которую они сделали своими руками. Не забудьте, пожалуйста, похвалить детей дома. Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащения словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей

жизни и в процессе наблюдений за природой. Как часто Вы бываете на природе?

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка.

На природе Вы можете пообщаться со своим малышом наблюдая, например, за жизнью бабочек и жуков; полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха. Подзарядиться положительными эмоциями. Эмоциональные переживания побуждают ребенка к тем или иным поступкам. Дети дошкольного возраста очень общительны. Так давайте же больше общаться с малышами, показывая как мы их любим, а в союзники возьмём природу. Отравляясь с ребенком на прогулку: поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе? в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? какое сейчас время года? покормить птиц загадать загадку:(чик- чирик,да чик-чирик, взял и клюнул таракана вот и нету великана...), познакомить с народными пословицами "Добро помни ,а зло забывай" и приметами "Много снега-много хлеба", прочитать стихотворение,(Унылая пора очей очарованье...) вспомнить песенку поиграть в игру. Мы должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить все живое, а свои чувства высказывать словами. Например: здороваясь с солнышком, сказать ему ласковые слова-признаки (золотистое, лучистое, доброе, веселое, теплое). Давайте

вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам:

ветер, небо, дождь, снег. Родители объединиться в небольшие подгруппы. Скажите,

а как ласково Вы называете своего малыша? (Высказывания родителей.) Итак, мы

сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились. Я предлагаю Вашему вниманию дидактические игры в которые вы сможете играть с детьми в любое время.(См. приложение)

 А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома

уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку

сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их. 2. Поощрять в семье занятие

ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с

красотами родной природы.

Я благодарю Всех родителей за участие в жизни нашей группы и позвольте от себя лично вручить листочек доброты, который напомнит нам,

каким должно быть общение с ребенком. Пусть дети радуют Вас своими успехами.

Литература: Т.С.Зенина "Родительские собрания в детском саду". В.Н. Волчкова;

Н.В. Степанова "Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада",С.А.Васильева "Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников"

Приложение.

Памятка для родителей по воспитанию доброты в природе

 1. Любите своего ребенка.

Ласково называйте его по имени.

2. Помните, природа - наш главный педагог. Чаще

бывайте с ребенком на природе.

3. Имейте в семье животное или растения.

Поручайте заботу о них детям.

4. Учите детей правильному общению с живыми

существами.

5. Доведите до сознания ребенка, что измятая травка, сорванный

цветок - живые, от грубого и жестокого отношения им больно.

6. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.

7.Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.

8.Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.

9. Учите исправлять свои ошибки.

10.Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.

11. Не унижать своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.

12. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.

13. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.

14. Разучите пословицы: Добрые дела целыми веками живут. Доброе дело веками помнится. Доброму везде добро. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Дидактические игры.

Игра"Что мы купили в магазине"

Цель:Сочетание существительных с числительными.

Описание игры: ты с мамой пошел в магазин,и вы   купили яблоки,груши,дыни,бананы,апельсины,мандарины лимоны.Много каких фруктов вы купили?

Образец. В магазине мы купили много яблок.

груша-груш.

дыня-дынь

банан-бананов

апельсин-апельсинов

мандарин-мандаринов

лимлн-лимонов.

Игра"Назови ласково"

Цель:учить образовывать слова с ласкательными значениями.

Описание игры:ребенку предлагают назвать ласково животное(дикое или домашнее)

Образец.Заяц(заинька,зайчик,заюшка,зайчишка)

Лиса(лисонька, лисичка)

волк(волчик,волчишка)и т.п.

Игра"Во саду ли в огороде"

 Цель: упражняться в классификации   растений,расширятькругозор,развивать внимание,мышление,речь, воспитывать интерес к миру растений.

Описание игры: взрослый называет овощ или фрукт, а ребенок должен его классифицировать.

например:морковь-это овощ растет в огороде.

Яблоко-это фрукт растет в саду.

Игра"Скажи наоборот".

Цель:Упражнять в подборе слов-антонимов.

Описание игры:Предложенное слово нужно заменить на слово с пртивоположным значением. Например:

высокий-низкий

большой-маленький

хлодный-горячий

сладкий-кисый

твердый-мягкий и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....

Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

Программное содержание:  Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивнойдеятельности.Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье. Фо...