ДОМАШНЯЯ АКАДЕМИЯ по развитию зрительного восприятия с ребенком 3-4 лет
статья (младшая группа)

Янина Анатольевна Бабич

Главной задачей в развитии у ребенка с нарушением зрения в младшем  дошкольном возрасте является научение его получить зрительную информацию,  обработать ее и осмыслить. Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребёнка функционировали нормально.  При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребёнок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее. Зрительное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с нормально видящими, отличается некоторым своеобразием, являющимся следствием формирования его в условиях нарушенного зрения. Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия, неполноте и неточности отражения, ограниченной избирательности восприятия, затрудненной в осмыслении и обобщении воспринимаемого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnyaya_akademiya.pptx463.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель – дефектолог (тифлопедагог) Какие особенности поведения ребенка м огут указывать на возможное нарушение развития зрения? Профилактические осмотры у врача офтальмолога не исключают периодический контроль родителей за состоянием зрения своих детей . Именно близкие люди могут рано выявить начальные изменения функций зрительной системы. Некоторые особенности поведения ребенка могут указывать на возможное нарушение развития зрения. Если ребенок довольно часто : рассматривает игрушки или картинки, наклоняя голову под определенным углом или приближая картинку к глазам; удерживает наклонное положение головы в течение всего процесса рассматривания, угол наклона головы всегда одинаковый : наклоняет голову только влево или только вправо; часто не замечает предметы, расположенные чуть сбоку (справа и слева) от средней линии – линии прямого взора; например, тянется к стоящей перед ним на столе игрушке, не замечает другую, которая находится чуть сбоку (угол 45 градусов от линии прямого взора), и может, нечаянно, смахнуть её со стола, и только тогда обращает внимание на игрушку, когда она упадёт; часто промахивается, пытаясь поставить чашку или положить игрушку на стол , делает несколько попыток, не выпуская предмет из рук, можно заметить удивление ребенка: падение предмета для него неожиданный результат ; при переходе из темного помещения в светлое (или из светлого в темное) в течение некоторого времени теряет ориентировку или равновесие, натыкаясь на косяк двери или стену; при рассматривании иллюстраций ошибается в опознании изображений, не имеющих четких контуров или насыщенного цвета или контраста цветов, но не ошибается, правильно опознает предмет на иллюстрации, если его изображение обведено по контуру фломастером любого темного цвета . Следует помнить, что один признак из 5 показателей не говорит о неблагополучии в развитии зрения. Риск существует только при наличии 3 и более признаков . Если такой риск обнаружен, то необходимо срочно обратиться к офтальмологу.

Слайд 2

ДОМАШНЯЯ АКАДЕМИЯ п о развитию зрительного восприятия с ребенком 3-4 лет Главной задачей в развитии у ребенка с нарушением зрения в младшем дошкольном возрасте является научение его получить зрительную информацию, обработать ее и осмыслить. Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо , чтобы органы чувств ребёнка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребёнок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее. Зрительное восприятие у слабовидящих детей в сравнении с нормально видящими, отличается некоторым своеобразием, являющимся следствием формирования его в условиях нарушенного зрения . Это своеобразие проявляется в сниженной активности восприятия , неполноте и неточности отражения, ограниченной избирательности восприятия , затрудненной в осмыслении и обобщении воспринимаемого . Уважаемые взрослые, мы предлагаем Вам ряд игр и упражнений, которые будут полезны при развитии зрительного восприятия и всех зрительных функций: Определение целого предмета и его частей – предложите ребенку внимательно рассмотреть картинку или реальный предмет в квартире или на улице, назвать его, а потом выделить и назвать его части, из которых он состоит. Развитие цветовосприятия – поиграйте с ребенком в нахождение предметов заданного цвета либо на картинке, либо в окружающем пространстве, например, «Найди на картинке ( в комнате) все предметы зеленого (красного, желтого, синего, оранжевого, голубого, белого, черного ) цвета» или наоборот «Назови цвет того предмета, который я покажу на картинке ( на твоей одежде, в комнате)» и т.д. Распознавание предметов разной величины – здесь можно потренироваться на предметах кухонной утвари – кастрюлях, тарелках, ложках и т.д. Предложите своему ребенку выбрать в шкафу самую большую кастрюлю, самую маленькую и среднюю. Так же можно вместе с ним разложить по росту все тарелки от самой большой до самой маленькой и наоборот. А еще можно подобрать к ним ложки тоже соответствующие им по величине – к большой тарелку большую ложку, а потом и кружки и т.д.

Слайд 3

Соотношение геометрических фигур с реальными предметами окружающей действительности – предложите ребенку найти сначала на картинке, а потом в окружающем его пространстве найти предметы, которые похожи на круг (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и назвать их. Определение «на глаз» расположения предметов на разном расстоянии – попросите ребенка назвать в комнате те предметы, которые находятся близко к нему, а потом, которые далеко. Сначала это упражнение можно сделать на картинке, а затем перенести эту игровую ситуацию в знакомое ребенку пространство, например , его комнату. Нахождение объектов в зашумленном изображении – предложите ребенку найти и назвать все картинке на рисунке, которые перепутались, но при это обводя их пальчиком по контуру по очереди один за другим . Составление целого из частей – предложите ребенку собрать цветную разрезную картинку из частей, а потом рассказать, что получилось. Одновременно с выполнением этих и других игр и упражнений нельзя забывать делать перерывы через каждые 2 – 3 минуты непрерывной зрительной нагрузки и выполнять упражнения зрительной гимнастики: Быстрое моргание глазами в течение нескольких секунд, после чего закрыть глаза для отдыха. Повторить 4-5 раз . « Тик-так» - движение глазными яблоками влево - вправо попеременно. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Затем повторить то же самое, но уже закрытыми глазами . « Мячики» - движение глазными яблоками вверх – вниз попеременно. Повторить по 4 раза в каждую сторону. Затем повторить то же самое закрытыми глазами . « Ворота» - широко раскрыть глаза, поднимая при этом брови вверх, затем крепко зажмурить глаза. Повторить 6-8 раз. Переводить взгляд с близко расположенного объекта на объект, находящийся в дали, задерживаясь на них на несколько секунд. Желаем Вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия ребенка

Данный материал позволит родителям определить, правильно ли развивается зрительное восприятие ребёнка от рождения до четырех лет....

Игры для развития зрительного восприятия ребенка

Цель: Формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера, зрительно-моторная координация....

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения. Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки» Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

Цель: развитие зрительного восприятия.Задачи:Коррекционно-обучающие:1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.Коррекционно-разви...

Развитие зрительного восприятия у ребенка с аутизмом

Буклет для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с аутизмом...

ДОМАШНЯЯ АКАДЕМИЯ по развитию зрительного восприятия с ребенком 5-6 лет

Основой познавательной деятельности ребенка является чувственное познание, опирающееся на зрительное восприятие, благодаря которому человек получает до 90% информации об окружающем мире. Для...