Развитие творческих способностей детей.
консультация (средняя группа)

Родичева Ольга Николаевна

Творческие способности - индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_sposobnosti_detey_.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

       Психологи утверждают, что творческие способности стоит рассматривать, как «способности удивляться и познавать».

Это индивидуальные особенности каждого ребёнка. Они определяют его успешность при выполнении им творческой деятельности.

   Дошкольники больше всего работают с наглядными образцами, приобретая житейские понятия - представления через работу с наглядными пособиями, образцами. Расширение понятий происходит вне детского садика, т.е. на основе собственного опыта каждого ребенка, притом проявляются спонтанно.

   Житейские понятия – это нижний понятийный уровень, а научный – верхний, высший, отличающийся осознанностью и произвольностью.

 По выражению педагога Л.С. Выгодского, “житейские понятия прорастают вверх через научные, научные понятия прорастают вниз через житейские”.  

   Большое значение имеет, как дети умеют самостоятельно добывать знания и использовать их при решении разнообразных конкретных задач.

В конце каждого занятия проводится рефлексия – это осознание детьми своих действий, точнее, результатов и способов своего анализа условий задачи.

Развивающийся интеллект помогает устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается на занятии при описании детьми картины, с которой они работают.

 Расширение  социального опыта детей происходит средствами экскурсий, ролевыми играми, предметными занятиями, участием в массовых  праздниках. 

          Становление личности ребёнка происходит на занятии. Главная цель педагога – вызвать у детей эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности ребят. Поэтому, должна продумываться структура каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Важно дать шанс самым неуверенным детям. Постоянно совершенствуя интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий. 

      Уже с раннего возраста важно создавать для ребят условия для повышения уровня социальной активности. Одним из видов является вовлечение воспитанников в проектную деятельность. На первых порах большая помощь должна оказываться со стороны родителей, бабушек, дедушек и, конечно педагога. Включение воспитанников в ту или иную форму проектной деятельности осуществляется в первую очередь на основании пожеланий ребенка. Если тема интересная ребёнку, он с удовольствием включится в деятельность.

   Темы для проектной деятельности самые разные. Это может быть: «Герб нашей семьи», «Дерево родословной», «Как образуется снег». Некоторые семьи держат кошек, собак, попугаев, хомячков – это ещё одна тема для наблюдения ребятами за их поведением и выступление с проектной деятельностью. Да, дети д/садика ещё не умеют читать, но умело оформленные картинами или фотографиями схемами работы, помогут им интересно рассказать по теме. Для воспитателей может быть интересным сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявить зоны для коррекционной работы, как с детьми, так и с их родителями.

         Способности – это универсальный термин, им называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению  успехов в той или иной сфере его деятельности. Это в любых видах творчества, учёбы, спорта и т.п.

        Основная работа по выявлению способностей ребёнка начинается  в д/садике, там,  кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах. Однако традиции и методы нашего дошкольного воспитания таковы, что не предусматривают специальных мероприятий по выявлению индивидуальных склонностей и интересов школьников.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в сведены к минимуму. Поэтому,  выявить индивидуальные способности ребёнка лучше всего могут члены его семьи. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей.

Методы и способы выявления наклонностей детей

  1. Наблюдение и анализ

– позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.

  1. Игра

- этот способ определения индивидуальных склонностей  используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Например, развитые коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?

3. Консультация специалистов 

Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы - тесты, опросы, которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.

Основные разновидности способностей, их определение и диагностика

Ребёнок ставит опыты

Интеллектуальные способности

     Это  наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Ребёнок усваивает большой по  объёму и  информации материал (например, чтение от начала до конца длинных литературных произведений, запоминание их содержания, развития сюжета, деталей повествования). Книги детских писателей, интересные юмористические тексты.

Судить об этих способностей можно:

- Ребёнок имеет богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов.

- Склонность к проактивности, т. е умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд, принимать необходимые меры для её благополучного исхода.

- Уметь анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать.

- Желание создавать календари природных явлений, коллажи, распорядки дня и т.п.

Творческие способности 

     Они выражаются в активном использовании мышления и воображения.  Особенно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем. Активизируется развитие фантазии и образное мышление. Происходит выявление творческого потенциала детей таким образом:

- Гибкость и быстрота мышления, умение оперативно ориентироваться в ситуации.

- Развитая эмоциональная сфера: способность к эмпатии: сопереживание, умение поставить себя на место другого. Терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.

- Интуитивный, иррациональный подход к решению тех или иных задач. Интуиция определяет способы действий ребёнка, ему трудно объяснить, почему он решил сделать что-либо. Интуитивное решение проблемы часто оказывается  верным.

- Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей любимые поэты, писатели, музыканты.

Ребёнок рисует

Сенсорные способности -

Способности, которые отвечают за правильное восприятие ребёнком качественных характеристик предметов и явлений, помогают найти этим знаниям практическое применение в жизни.

- Желание  работать с материалами и инструментами.

- Интерес к медицинским манипуляциям, овладение практическим навыками по оказанию первой помощи. Любовь к процедурам ухода: за маленькими детьми, заболевшими членами семьи. 

- Интерес к манипуляциям, связанным с уходом за внешностью: изучение навыков парикмахеров и визажистов; желание создавать и демонстрировать собственные варианты макияжа и причёсок.

- Свободное владение разнообразными практическими навыками: умение шить, вязать, изготовить полезную вещь для дома или игрушку для младших членов семьи.

- Практическая сноровка в походных условиях: установить палатку, правильно и быстро сложить вещи в рюкзак (родители бывают на природе, поэтому их наблюдение за ребёнком позволяет выявлять его склонности).

Эти виды способностей относятся к общим способностям, то есть показывают успехи ребёнка. Они могут проявляться в универсальных сферах его деятельности. Это  обучение в школе,  спортивных кружках. Работа по дому, изучение ремёсел.

Специальные способности

Способности

Наклонности ребёнка

Литературные

Интерес к художественной литературе,  попытки придумать сказку, рассказ, способности к декламации.

Театрально-художественные

Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр

Способности к точным наукам (математика, физика, химия)

Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.

Музыкальные

Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.

Способности в сфере изобразительного искусства

Умение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.

Спортивные

Хорошо развитая координация движений, ловкость, сноровка. Физические нагрузки переносятся легко, тренировки посещаются с удовольствием

Технические

Интерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.

Социальные, коммуникативные

Определяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий

 

Если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, даже в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей,  будут стимулировать их совершенствование, то есть вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, став врачом, ветеринаром, популярным парикмахером или известным шеф-поваром, и эта достоверность окажется достаточно большой.  Понимание истинных потребностей детей способствует гармоничному развитию заложенных в них способностей, максимально раскрывает и реализует их возможности и таланты.

В настоящее время развить у школьников те или иные способности не представляет больших трудностей. Существует обилие развивающих методик, секций, кружков, которые  предоставляют родителям массу возможностей для многостороннего развития своих детей.

Но наблюдается иногда  следующее противоречие: родители готовы способствовать развитию тех детских наклонностей, которые в будущем, по их мнению, смогут обеспечить ребёнку престижную профессию и позволят достичь определённого жизненного успеха. И это тормозит развитие ребёнка. Нежелание заниматься навязчивым делом, приводит к упадку интереса. И вероятность того, что в будущем они окажутся разочарованы, достаточно велика.  

Если выразить способность краткой формулой, то это будет звучать: «я могу», «я умею», «я имею возможность». Нужно стремиться к тому, чтобы интересы и склонности , способности личности по максиму совпадали.  

Изучение индивидуальных возможностей детей снизит в дальнейшем при обучении в школе. Помогает основательно изучать предметы, готовится с малых лет к выбору профессии.

Ссылки на источники:

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998.
  2. Баженова И. Н. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1998.
  3. Бояркина В. И. Интеграция предметного содержания образования в подростковой школе на основе ТРИЗ. – Усть-Илимск, 2002.
  4. Быков В.В. Методы науки. – М.: Знание, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: «Развитие творческих способностей детей посредством танца»

1. Технологическая карта проекта2. Приложение 1 разминки по проекту3. Приложение 2 коммуникативные игры и танцы4. Приложение 3 ориентировка в пространстве5. Приложение 4 игры импровизации 6. Прил...

Выступление на педсовете: "Развитие творческих способностей детей посредством художественно - творческой деятельности".

В выступлении даны рекомендации педагогам по использованию различных техник изобразительной деятельности, для развития творчества у детей....

творческий отчет по теме "Развитие творческих способностей детей посредством конструирования и ручного труда"

Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мысли ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд и конструирование. В моей практике работы дан...

Коллективный творческий проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных форм продуктивной деятельности (аппликации, рисования и лепки)» для детей разновозрастной группы от 5 до 7 лет

Коллективный творческий проект предназначен для детей 5-7 лет. Он направлен на развитие творческих способностей старших дошкольников и разработан на материале нетрадиционных форм продуктивной деятельн...