Тренинг для родителей
консультация (старшая группа)

Рафикова Эльмира Тихфятовна

Конспект тематического тренинга с родителями «Наказывая, подумай зачем?».

Рафикова Эльмира Тихфятовна  воспитатель

1 квалификационной категории

Детский сад «Солнышко» корпус №3

Цель. Познакомить родителей с различными типами воспитания детей среднего  дошкольного возраста.

Оборудование: мольберт, карандаши, ватман, магнитофон, аудиозапись, анкеты, буклеты.

Ход тренинга.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг.

Тема нашего тренинга «Наказывая, подумай зачем». Просим вас анонимно ответить на следующие вопросы анкеты для родителей «Нужно ли наказывать или поощрять ребенка?». (Приложение 1.)

Л.Н.Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».

Нужны ли запреты? Чем опасна вседозволенность? Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка?

Известно, что готовых рецептов нет. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему.

Упражнение «Размышляй-ка».

3-4 родителям предлагаются тексты некоторых ситуаций. Внимательно прочтите, попробуйте прокомментировать возможные варианты решений. Совместно с педагогом и с присутствующими обсуждается предложенное решение.

Ситуации1. Мать в очередной раз ругает ребенка за то, что тот роняет игрушки с полок и не убирает их на место. Мать. Ты опять устроил погром в комнате, ну что за неряха! Сын. Они сами упали, я искал солдатиков, не мог до­стать... И пусть лежат так... Мать. Что значит пусть? Ты что, делаешь мне назло? Раз­брасываешь игрушки - не подходи больше к ним!

Ситуация 2. Вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 3. Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Взрослый делает ему замечание: "Осторожно! Разольешь!" Ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Взрослый повторно делает замечание: "Не балуйся! Пей сок!" Ребенок молча продолжает свои действия, И длится это до тех пор, пока он наконец не обольет себя липким соком. Как в данном случае поступить взрослому?

Давайте попробуем проанализировать некоторые негативные формы воздействия на детей.

Недопустимы физические наказания. Прибегая к физи­ческой силе, родители лишь доказывают полную неспособ­ность и неумение найти разумный способ воздействия на ре­бенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические нака­зания унижают личность ребенка, убеждают его в собствен­ном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей непра­вильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздума­ется, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают гру­быми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной систе­мой — боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и дру­гих вследствие физических наказаний возникает отчужден­ность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

Крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слы­шит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмо­цию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою оче­редь, рождает у него манеру разговари­вать так же, просто потому, что он к ней привык, ибо приводит к неврозу. Когда можно кричать? Когда ребе­нок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим. Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей соци­альных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом. Изоляция - часто применяемый способ, когда ребенок выводиться в специальное место «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Время, которое проводит ребенок, наблюдая за движением стрелки часов или пересыпание песка, становиться для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ справиться со своими эмоциями.

Лишение приятного - наиболее применяемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

-замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

-выговор- серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Упражнение в виде мозгового штурма «Что у вас в семье можно ребенку, а что нельзя?». Ответы записываются на доске. Полученные варианты анализируются.

Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

-общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом;

-всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»;

-учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;

-в особых ситуациях необходимо брать ребенка за руку, останавливая его действия.

И наше заключительное упражнение «Наши любимые дети».Родителям предлагается нарисовать портреты своих детей на общем большом листе. Упражнение проводится под музыку.

По окончании родителям раздаются буклеты «Правила поведения взрослого при воспитании детей». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_treninga_s_roditelyami.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект тематического тренинга с родителями «Наказывая, подумай зачем?».

Рафикова Эльмира Тихфятовна  воспитатель

1 квалификационной категории

Детский сад «Солнышко» корпус №3

Цель. Познакомить родителей с различными типами воспитания детей среднего  дошкольного возраста.

Оборудование: мольберт, карандаши, ватман, магнитофон, аудиозапись, анкеты, буклеты.

Ход тренинга.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг.

Тема нашего тренинга «Наказывая, подумай зачем». Просим вас анонимно ответить на следующие вопросы анкеты для родителей «Нужно ли наказывать или поощрять ребенка?». (Приложение 1.)

Л.Н.Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать есть желание мести».

Нужны ли запреты? Чем опасна вседозволенность? Каким должно быть наказание за проступок? Что можно ребенку, а что нет? Всегда ли наказание соответствует проступку ребенка?

Известно, что готовых рецептов нет. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему.

Упражнение «Размышляй-ка».

3-4 родителям предлагаются тексты некоторых ситуаций. Внимательно прочтите, попробуйте прокомментировать возможные варианты решений. Совместно с педагогом и с присутствующими обсуждается предложенное решение.

Ситуации1. Мать в очередной раз ругает ребенка за то, что тот роняет игрушки с полок и не убирает их на место. Мать. Ты опять устроил погром в комнате, ну что за неряха! Сын. Они сами упали, я искал солдатиков, не мог достать... И пусть лежат так... Мать. Что значит пусть? Ты что, делаешь мне назло? Разбрасываешь игрушки - не подходи больше к ним!

Ситуация 2. Вы идете по улице с ребенком, и он захотел, чтобы вы что-то ему купили. Вы не можете этого сделать. Причины могут быть разные: нет денег, это что-то из еды, а скоро обед и т.д. Малышу это не нравится, и он начинает капризничать все сильнее и сильнее, проще говоря, не слушается. Как вы поступите в такой ситуации?

Ситуация 3. Во время обеда ребенок возит по столу чашку, полную сока. Взрослый делает ему замечание: "Осторожно! Разольешь!" Ребенок делает вид, что не заметил этих слов. Взрослый повторно делает замечание: "Не балуйся! Пей сок!" Ребенок молча продолжает свои действия, И длится это до тех пор, пока он наконец не обольет себя липким соком. Как в данном случае поступить взрослому?

Давайте попробуем проанализировать некоторые негативные формы воздействия на детей.

Недопустимы физические наказания. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой — боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

Крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность ("я не могу общаться с ребенком"). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых. В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. Он слышит, что его не любят. Выплескивая эмоцию, мы можем рассчитывать только на ответную эмоцию. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может. А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, ибо приводит к неврозу. Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим. Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом. Изоляция - часто применяемый способ, когда ребенок выводиться в специальное место «виноватый» стульчик, находящийся в поле зрения взрослого. Время, которое проводит ребенок, наблюдая за движением стрелки часов или пересыпание песка, становиться для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ справиться со своими эмоциями.

Лишение приятного - наиболее применяемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

К педагогически оправданным наказаниям относятся:

-замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

-выговор- серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Упражнение в виде мозгового штурма «Что у вас в семье можно ребенку, а что нельзя?». Ответы записываются на доске. Полученные варианты анализируются.

Выделим то, что всегда нужно помнить взрослому, которому хочется наказать ребенка:

-общайтесь с ребенком «глаза в глаза», на уровне роста ребенка, уверенным голосом;

-всегда соблюдайте четкую позицию: «Я взрослый»;

-учитывайте соответствие, равноценность проступка наказанию;

-в особых ситуациях необходимо брать ребенка за руку, останавливая его действия.

И наше заключительное упражнение «Наши любимые дети».Родителям предлагается нарисовать портреты своих детей на общем большом листе. Упражнение проводится под музыку.

По окончании родителям раздаются буклеты «Правила поведения взрослого при воспитании детей». ( Приложение 2.)

Приложение 1.

Анкета для родителей

"Нужно ли наказывать и поощрять ребенка?"

Уважаемые родители!

Просим вас анонимно ответить на следующие вопросы анкеты. Время заполнения — 5 мин.

1.Наказываете ли вы своего ребенка?

да;

нет;

иногда.

2. Наказания происходят потому, что _

3.Мне приходится наказывать ребенка, когда он_________________________

4.Какие наказания применяли родители по отношению к вам в детстве? Они могли:

дать пощечину;

высечь ремнем;

шлепнуть по попе;

ущипнуть;

поцарапать;

ударить кулаком;

посадить в темное место;

поставить в угол; поставить на колени на крупу;

не разговаривать;

лишить еды;

лишить удовольствий;

(другой вариант)__________________________________________________

5.Какие наказания вы применяете по отношению к своему ребенку?_________

6.Кто, с вашей точки зрения, наиболее агрессивен:

в семье ваших родителей______________________________________________________

вашей семье_____________________________________________________

7.Что раздражает вас:

в вашем ребенке ___________________________________________

жене (муже)__________________________________________________

родителях __________________________________________________

в себе самом___________________________________________________

Приложение 2.

Правила поведения взрослого при воспитании детей.

Нельзя унижать ребенка

Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете.

В результате может вырасти глубоко несчастный человек.

Никогда не нужно угрожать

Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого.

От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".

Не следует вымогать обещания

Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.

Неразумно требовать немедленного повиновения

Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится, Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.

Не нужно допекать, опекая

Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку

и приводит к комплексам, Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться -

и так все для тебя сделают.

Нельзя слепо потакать ребенку

Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила, ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.

Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.

Используемая литература:

Абашева Э.Р. Организация профилактической работы с семьями группы риска. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №6, 2010.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. Издательский дом «Карапуз» 2002.

Зверева О.Л., Кротова Т.В.Методическое пособие. Родительские собрания в ДОУ. Айрис пресс. Москва, 2007.

Зедгенидзе В.Я. Тренинг как способ активного социального обучения родителей. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №9, 2008.

Каралашвили Е.А. Наказывая, подумай зачем. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №1, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Тренинг для родителей дошкольников "Родитель и ребенок на пороге школы"

Данный материал можно использовать педагогам в работе с родителями. Он заключается в рассмотрении нескольких педагогических ситуаций, которые могут проигрываться во время тренинга.В ходе тренинга совм...

Консультация для родителей воспитанников ДОУ Игровой тренинг для родителей и детей «Школа любящих родителей»

Игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.  В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность...

консультация для родителей . Игровой тренинг для родителей и детей . «Школа любящих родителей»

Игровые тренинги для родителей и детей могут  помочь  взрослым лучше понять ребенка, приобрести опыт общения с ним....

Консультация для родителей "Стили семейного воспитания" Тренинг для родителей "Я - успешный родитель"

Чтобы приблизиться к идеальному родителю необходимо соблюдать правила трёх «П»: принятие, признание, понимание....

Семейный логопедический тренинг для родителей: «Тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка».

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители ...