Блоки Дьенеша - пособие, которому не страшны ни время, ни конкуренция
консультация

Заварова Ольга Николаевна

Рекомендации родителям и педагогам, по использованию логических блоков  Дьенеша, как эффективного пособия, разработанного венгерским психологом и математиком,  для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Блоки Дьенеша - пособие, которому не страшны ни время, ни конкуренция

 

Пособие, которому не страшны ни время, ни конкуренция - Вы его узнали? Это Блоки Дьенеша.   

Сам Дьенеш был венгерским математиком, психологом и педагогом. Золотое сочетание, не правда ли? Он придумал такой подход, в котором дети через игру обучаются творчеству, математике, логике, развивают память, аналитическое мышление, навыки конструирования, учатся разрабатывать алгоритмы. И всё это, с помощью одного игрового набора, состоящего из 48 «логических» блоков.  

На первый взгляд, эти блоки похожи на обычный конструктор, но это ошибочное мнение. Если не полениться и прочитать «методичку», которую обычно прикладывают к набору, то сразу понимаешь, какие безграничные возможности в нём скрыты.  

Все блоки, входящие в набор, отличаются по четырём свойствам:

  • Формой: круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
  • Цветом: красные, жёлтые, синие;
  • Размером: большие и маленькие;
  • Толщиной: толстые и тонкие.

Да-да, ни одна из 48 фигур не повторяется! 

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: не красный.


Использование блоков Дьенеша в образовательной работе с дошкольниками способствует:

  • формированию у детей представлений о свойствах предметов;
  • развитию у детей умения решать познавательные задачи, через развитие мыслительных умений (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование);
  • развитию умения кодировать-декодировать, выполнять логические операции с использованием слов «и», «или», «не», «все», «любой»;
  • развитию элементарной алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме как предпосылок умения управлять своим поведением и планировать свои действия;
  • развитию умения решать личностные задачи, адекватные возрасту через создание и реализацию замыслов;
  • развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности, настойчивости.  

Исходя из этого, мы имеем возможность использовать блоки в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное пособие в содержание образовательной деятельности (конструирование, развитие математических представлений) блоки обеспечивают наглядность, системность и доступность. А также блоки позволяют сделать игры детей разнообразней и интересней. Логические блоки можно использовать:

  • в подвижных играх, как предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов;
  • как настольно-печатные: изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Какой фигуры не хватает”, “Найди место фигуре”, “Головоломки”;
  • в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. “Почта” – адрес на посылке, письме, открытке обозначаются блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. “Поезд” – билеты, места.

Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно). Прежде чем приступить к играм и упражнениям, необходимо предоставить возможность ребенку самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что-то строят. В ходе таких игр блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с детьми лучше пользоваться словом “фигура”, чем слово “блок”.  

Формы организации работы с логическими блоками:

  • Комплексные и интегрированные занятия, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену видов деятельности;
  • Игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры);
  • Вне занятий, в предметно-развивающей среде (изобразительная деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры);
  • Как дидактический материал в процессе непосредственно образовательной деятельности, решая задачи образовательных областей «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество».

В процессе выполнения разнообразных действий с логическими блоками дошкольники формируются различные мыслительные операции, необходимые, как и в предматематической подготовке, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Хочу заметить, что чем раньше ребёнок знакомится с блоками, как часто и последовательно с ними работает, тем раньше он готов принимать более сложные условия игр. Когда дети освоят простейшие логические операции – можно переходить к более сложным задачам. Далее предлагаются игры с использованием простых алгоритмов (работа со стрелкой, которая указывает направление), проблемные задания типа «как сделать толстое колесо из 2 тонких.

Для систематической работы с дошкольниками одной группы на протяжении всего дошкольного возраста требуется один набор объемных логических блоков и 6-8 наборов плоских логических фигур.  

Наряду с логическими блоками также можно использовать карточки, на которых обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) при помощи условных знаков.

Применение таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств геометрических фигур. Эти способности и умения также можно развивать в процессе выполнения различных предметно-игровых действий.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.  

В зависимости от возраста дошкольников можно использовать комплект по частям. Например: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине или разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине. И только потом использовать полный комплект фигур. Ведь чем разнообразнее действия с материалом, тем сложнее ребенку сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Логические блоки могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач, так как они представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник).

Прежде чем приступить к играм и упражнениям с логическими блоками, нужно, чтобы ребенок самостоятельно познакомился с ними. Ребенок может использовать их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе выполнения различных действий с блоками дети определят, что они имеют различные свойства. Также не стоит заострять внимание детей на термине "блок". Ведь для ребенка блок, прежде всего, носитель формы, т. е. геометрическая фигура. Поэтому в общении с детьми лучше пользоваться словом "фигура".


Игры с блоками Дьенеша можно предъявлять детям в следующей последовательности:

  • конструирование и моделирование;
  • изучение цвета;
  • изучение форм;
  • изучение свойств;
  • сравнение, классификация и обобщение;
  • работа с карточками свойств;
  • выполнение логических заданий и построение алгоритмов.

Всё это производится в игровой форме, непринуждённо и с интересом! Младшим дошкольникам предлагаются простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой" по форме, цвету, размеру, толщине.

У игр и упражнений есть три варианта сложности. Вначале дети оперируют одним свойством (круглые), на следующем этапе осваивают 2 свойства (цвет, форма), затем 3 (цвет, форма, размер).

Для детей старшего дошкольного возраста игры усложняются:

  • Поиск фигур по 3-4 свойствам ( «Домик», «Построй дорожку» …);
  • Введение карточек и кубиков с символами;
  • Введение отрицательного свойства;
  • Работа с множествами;
  • Усложнение алгоритмов.

Использовать игры и упражнения с блоками можно как предлагать на занятиях, так и в свободные часы дома и в детском саду. Их можно дополнять и другими развивающими игровыми заданиями, вносить новые игровые задачи, действия, изменять сюжет и роли, то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.

Игры с блоками Дьенеша станут хорошими помощниками при подготовке к школе. Если работа с ними будет осуществляться систематично, то можно быть уверенным в результате. Тренируемые мыслительные процессы и личностные качества станут помощниками, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы школы.

На примере одной игровой ситуации покажу, как можно придумать 9 уровней одного и того же упражнения с множеством вариаций.

Пример развития уровней сложности в играх с Блоками Дьенеша

1 уровень. В игре участвуют только 12 блоков (большие, тонкие), следовательно оперируем только 2 свойствами: форма и цвет.
2 уровень. Выбираем для игры 24 блока. Все тонкие. Добавляем маленькие фигуры. В заданиях могут участвовать до трех свойств ( цвет, форма, размер)

3 уровень. Все 48 блоков. 4 свойства.

4 уровень. В игре 12 блоков и знаки символы. 2 свойства, которые обозначаются карточками.

5-6 уровени. В игре 24 блока и знаки символы. 3 свойства, которые обозначаются карточками. В игре 48 блоков  и знаки-символы. 4 свойства.

7 уровень. Работаем c 12 блоками со знаками символами и с использованием отрицания свойств.

8 уровень. Работаем c  24 блоками со знаками символами и с использованием отрицания свойств.

9 уровень. Работаем c  48 блоками со знаками символами и с использованием отрицания свойств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

Комплекс занятий с учебно-игровым пособием логические блоки Дьенеша

Материал для группы младшего возраста, легко, просто и увлекательно....

Дидактическое пособие для развития логического мышления .Блоки Дьенеша.

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур,различающихся по четырем признакам - форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет даже двух фигур,одинаковых по всем свойствам. Лог...

Консультация для воспитателей "Развивающие пособия: блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"

рекомендации воспитателям по использованию пособий  блоки Дьенеша и палочки Кюизенера...

Альбом к учебно - игровому пособию блоки Дьенеша для 2-3 лет "Маленькие логики"

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать м...

Использование палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для ознакомления детей с понятием время, ориентировка во времени.

Содержит консультации ипсользования палочек Кюизенера и Блоков Дьенеша для работы с детьми...