Консультация для родителей " Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"
консультация

Консультация для родителей " Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных  занятиях в ДОУ»

Подготовила музыкальный руководитель Костомарова М.А.

«Музыка лечит душу и тело» — такую надпись можно увидеть на некоторых итальянских инструментах исторической эпохи Ренессанса (Возрождения)

Не секрет, что у музыки есть целебные свойства. Это знание существует уже очень давно. Во времена Древнего Египта и Античной Греции медики лечили звуками и имели обширные знания в этой области. А древнекитайские врачи полагали, что музыка способна исцелять любое заболевание, и, говорят, выписывали «музыкальные рецепты» для разных органов.

Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки

 Доказано, что в результате музыкального воздействия повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов, улучшаются психические процессы внимания, восприятия, запоминания, регулируются обменные процессы, снижается уровень тревожности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения.

Также здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Среди данных технологий можно выделить технологии, которые используются на занятиях по музыкальному воспитанию:

- организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

- психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей, направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия);

- социально адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

- сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных игр под музыку, дыхательная гимнастика, ритмопластика, релаксация);

-коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, психогимнастика и др).

Основными принципами (идеями) здоровьесберегающих техноглогий являются:

- гуманизации – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации педагогического процесса;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;

- субъект-субъктного взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он мог бы максимально реализовываться;

- педагогической поддержки – решение совместного с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами. Основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности.

Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

- Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные добрые тексты (в том числе программы "Здравствуй!" М. Лазарева) и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению. 

Например:

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)

Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)

Будет веселее. (хлопают в ладоши)

Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)

Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")

Как в саду цветочки!

Разотрем ладошки (движения по тексту)

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)

И здоровье сбережем(разводят руки в стороны)

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

 «Машина»(обучение постепенному выдоху воздуха)

И. П. — Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом произносят «бр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

«Цветок». (упражнение для достижения дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И. П. — стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

«Собачка» (закаливание зева)

И. П. — стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева.(как это делает собачка)

- Логоритмические упражнени. Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой;

- Ритмопластика.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятель ности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те пси хические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентиро вать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, ар тистичности и т. д., в зависимости от того, в каком учреждении, в каких условиях и зачем ведется данная работа.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологи ческое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как вырази тельного ("музыкального") инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урокаМузыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Требования к подбору музыки

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений.

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию, с чет кой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т. д.) для старших детей;

музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (напримермузыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т. д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно

разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т. д.).

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир иг рушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.);

разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

- Дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.

- Артикуляционная гимнастика. Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание

Например:

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)

Сладко-сладко позевала. (дети зевают)

Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)

Да водички поглатала.

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения. Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например:

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!

Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!

Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!

И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Дети голосом "рисуют" динозаврика,используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

- Вокалотерапия

• После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, очень часто от этого зависит работоспособность человека.

• А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания.

• Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их "пропевания")то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

• Гласные звуки

• А - снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

• Э - улучшает работу головного мозга;

• И - лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, "прочищает" нос;

• О - оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

• У - улучшает дыхание, стимулирует работу почек,

• мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин,

• матки и яичников (у женщин);

• Ы - лечит уши, улучшает дыхание.

• Звукосочетания

• ОМ – снижает кровяное давление;

• АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

• УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма

• отработанных веществ и негативной энергии.

• Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

• В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

• С – лечит кишечник, сердце, легкие;

• Ш – лечит печень;

• Ч – улучшает дыхание;

• К, Щ – лечат уши;

• М – лечит сердечные заболевания.

• Большое значение имеет и интенсивность произношения ("пропевания") звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.

• Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или "пропеваемых" звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

- Психогимнастика. Этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной). К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию; психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

На занятиях дети учатся распознавать эмоции.Дети получают карточки-настроения с изображениями на них детского лица с различной мимикой: радости, гнева, грусти, удивления, внимания и задумчивости.

Прослушав музыкальную пьесу, дети должны поднять одну из карт. На последующих занятиях дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с картами настроений. Так как мимика на картах настроений решена неоднозначно, то дети могут после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальныхобразов и своих чувств дети пользуются двумя наборами полярных определений:

• веселый - грустный

• бодрый - усталый

• довольный - сердитый

• спокойный - взволнованный

• смелый - трусливый

• медленный - быстрый

• праздничная - будничная

• теплая - холодная

• задушевная - отчужденная

• радостная - грустная

• ясная - мрачная

• красивая - некрасивая

• Фольклоротерапия

Фольклор культивирует главные витальные ценности – ценность жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор является действенным фактором сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья человека. Фольклор полифункционален. Наряду с развлекательной функцией, снимающей физическое напряжение после тяжелого труда, он выполняет и другую, психотерапевтическую функцию. Подобно любой информационно-эмоциональной языковой системе, фольклор имеет собственные пути освоения. В данном отношении фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия, как своего народа, так и других национальностей. Соединив в себе три ипостаси – обучение, воспитание и психотерапевтирование, – русский фольклор обращается к тем сокрытым от сознания глубинам, прикосновение к которым может дать ответы на многие вопросы нашего существования. Идея о терапевтическом воздействии традиционного фольклора высказывалась давно и неоднократно. В фольклоре мы видим доставшуюся нам от предков естественную систему, обеспечивающую здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и с самим собой. Использование различных аспектов искусства, благодатно сливающихся в одну живительную струю фольклора, помогает излечению недугов душевных сил и расширяет границы самопознания. А это – то самое направление, которым напрямую занимается арт-терапия. Всё вышесказанное свидетельствует о целесообразности приобщения дошкольников к традиционному русскому фольклору с целью решения арт-терапевтических задач современной здоровьесберегающей педагогики.

В процессе приобщения к музыкальному фольклору также осуществляется танцевально-двигательная терапия: жанровое многообразие воплощаемых на занятиях народных песен, частая смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения несут в себе освобождающую, терапевтическую функцию. А поскольку известно, что движения связаны с нервной системой, можно утверждать: качественные грациозные движения способны улучшать качество жизни. Для русских народных танцев характерна релаксация рук, особенно кистей, которые предназначены для тонких дифференцированных движений. Эти движения позволяют производить сбросы накопившихся зажимов. Кроме того, известно, что движения рук коррелируют с речью и мышлением человека. Из этого ясно, что следствием танцевально-двигательной терапии посредством фольклора становится совершенствование соответствующих сфер личности. Также сильный эффект оказывают характерные для русских танцев движения ног (со слегка согнутыми коленями, всей стопой). При этом исполнитель уподобляется человеку, твёрдо стоящему на земле, благодаря чему он формирует не только уверенную осанку, но и соответствующий характер.

Важнейшим фактором развития детей становятся игровые ситуации, предлагаемые фольклорными произведениями. Народные музыкальные игры активизируют способность детей самостоятельно мыслить и действовать, помогают им пройти путь от многопланового постижения окружающего мира к чуткому восприятию человеческих отношений. Игра способна дарить отдых в часы досуга и в часы занятий, стать источником радости, удовольствияразвития инициативы и находчивости. Игра – универсальный способ общения, она формирует у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью.

Поскольку воплощение разнообразных жанров музыкального фольклора всегда связано с сюжетом и действием, их исполнение становится своего рода спектаклем, наблюдаемым зрителями, т. е. психодрамой. В ходе такого спектакля у исполнителей происходит психодинамическая медитация (идентификация себя с образом, трансперсонализация, связанная с трансляцией и модифицированием образа. Многоплановое восприятие оказывает влияние на поведенческие реакции. Явную терапевтическую ценность приобретают и артистические переживания, стимулирующие «активное воображение» (К. Г. Юнг).

Использование всей совокупности названных форм приобщения дошкольников к традиционному русскому музыкальному фольклору в конечном счёте ведёт к полноценному телесному, душевному и социальному благополучию, что, по сути, отвечает требованиям здоровьесберегающей педагогики.

Музыкотерапия.

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классика:

1. И. С. Бах. "Прелюдия до мажор".

2. И. С. Бах. "Шутка".

3. И. Брамс. "Вальс".

4. А. Вивальди "Времена года"

5. Й. Гайдн. "Серенада"

6. Д. Кабалевский "Клоуны"

7. Д. Кабалевский "Петя и волк"

8. В. А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"

9. В. А. Моцарт "Турецкое рондо"

10. И. Штраус "Полька "Трик-трак"

Детские песни:

1. "Антошка" В. Шаинский

2. "Бу-ра-ти-но" Ю. Энтин

3. "Будьте добры" А. Санин

4. "Веселые путешественники" М. Старокадомский

5. "Все мы делим пополам" В. Шаинский

6. "Да здравствует сюрприз" Ю. Энтин

7. "Если добрый ты" Б. Савельев

8. "Лучики надежды и добра" Е. Войтенко

9. "Настоящий друг" Б. Савельев

10. "Песенка о волшебниках" Г. Гладков

Музыка для пробуждения после дневного сна

1. Л. Боккерини "Менуэт"

2. Э. Григ "Утро"

3. А. Дворжак "Славянский танец"

4. Лютневая музыка XVII века

5. Ф. Лист "Утешения"

6. Ф. Мендельсон "Песня без слов"

7. В. Моцарт "Сонаты"

8. М. Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"

9. М. Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"

10. К. Сен-Санс "Аквариум"

Музыка для релаксации

1. Т. Альбиони "Адажио"

2. И. С. Бах "Ария из сюиты №3"

3. Л. Бетховен "Лунная соната"

4. К. Глюк "Мелодия"

5. Э. Григ "Песня Сольвейг"

6. К. Дебюсси "Лунный свет"

Колыбельные

1. Н. Римский-Корсаков "Море"

2. Г. Свиридов "Романс"

3. К. Сен-Санс "Лебедь"

Музыкально-пальчиковые игры (И. Бодраченко, Е. и С. Железновых)

 «Кошка»

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают «окошко»)
По дорожке ходит кошка («бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают «длинные усы»)
С такими глазами! (показывают «большие глаза»)
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! («зовут» правой рукой)

- Речевые игры. Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

- Танцевальная ритмика (Т. Суворова)

- Сказкотерапия (театрализованная деятельность)

- Улыбкотерапия

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии – то, на чем строится образовательный процесс в ДОУ.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установилздоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу».

Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»

Ольга Татанова
Консультация для родителей «Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»

Консультация для родителей

«Дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой»

Уже давно всем известно, что упражнения на развитие дыхания играют важную роль в развитии оздоровления дошкольников.

Дыхательной гимнастикой можно заниматься детям с 3 – 4 лет Её можно делать стоя, сидя, а в тяжёлом состоянии даже лёжа.

В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании.

Никогда не бросайте эту гимнастику. Занимайтесь всю жизнь хотя бы 1 раз в день и вам не понадобятся лекарства.

Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей:

Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных.В их числе:

- хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;

- сахарный диабет;

- болезни сердца;

- язвенная болезнь (в стадии ремиссии);

- заболевания неврологического характера.

При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.

Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.

Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А. Н. Стрельниковой

- способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.

Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапазона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления. В 1972 году было зарегистрировано авторское право на «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса»

Принцип гимнастики А. Н. Стрельниковой – короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает физиологическую реакцию всего организма, обеспечивающую широкий спектр позитивного воздействия.

При выполнении упражнений

необходимо соблюдать определенные правила:

• вдох – громкий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгать носом, как бы нюхая)

• выдох – абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). О выдохе думать вообще запрещено. Воздух должен сам уходить после каждого вдоха

• каждое упражнение должно разучиваться до автоматизма

В дыхательной гимнастике Стрельниковойкороткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем -нюхаем, кланяемся-нюхаем, поворачиваемся – нюхаем.

Комплекс дыхательной гимнастики (по А. Н. Стрельниковой)

«Большой маятник! («Игрушка – неваляшка»)

Наклонилась неваляшка,

Но упасть – не упадет.

Даже если кт мой Яшка

Неваляшку в бок толкнет.

В бок толкнет игрушку он

И в ответ услышит звон.

Интересно очень Яшке:

Что внутри у неваляшки?

Это комплексное упражнение,состоящее из двух простых«Насос» и «Обними плечи».

На счет «раз» слегка наклоняемся вниз, спина круглая, голова опущена, кисти рук тянутся в коленям – вдох. Выдох – возвращаемся назад.

На счет «два» - запрокидываем голову назад, «обнимаем себя» – вдох. Возвращаемся назад - выдох.

«Насос» (Накачиваем шины)

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят слегка наклонившись, голова опущена вниз. Руки «накачивают насос» –движение вниз - вдох. И. п. – выдох.

«Кошка» (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь её немножко –

Сразу замурлычет кошка.

И. п. как в 1 упр. На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем, кисти рук делают хватательное движение – вдох. Выдох – И. П. на счет «два» движение в другую сторону.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.

«Обними плечи!»

(вдох на сжатие грудной клетки «Соедини локти!»)

Ах, какой хороший я,

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю

Носиком вдыхаю!

И. п. – руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны, правая рука ниже левой.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились.

Меняем положение рук.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – выдоха.

«Ладошки»

Стихотворение для разучивания, выполняется упражнение без стихотворения.

Ладушки ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

носом правильно вдыхаем.

Как ладошки разжимаем,

То свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть шире плеч, руки согнуты в локтях, ладошки повёрнуты к «зрителю».

На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки) и одновременно вдох.

На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха - выдоха. Отдыхаем 3-5 секунд и продолжаем. Норма 4 раза по 4 вдоха- выдоха.

«Погончики»

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Я военный летчик!

И. п. – то же. Руки в кулачках, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз и выпрямляем пальчики – вдох.

Возвращаемся в исходное положение.

Литература:

Щетинин «Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой --- М.: Айрис – пресс, 2007.

В. Н. Шацкая «Детский голос» педагогические исследования.

Н. А. Метлов «Музыка детям»

Список используемой литературы

1.Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка.  – М., 1993

2.Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулина Т. Ф. Здоровый дошкольник. Социально – оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. – М.: Аркти, 2000

3.Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально – ориентированный подход. – Школа здоровья. 2000 т.7 №2 с.21 - 28

4.Безруких М. М. Здоровье, формирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5 -6 лет. - Издательство: Владос, 2001 г.

5. Береснева З. И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: Сфера, 2005

6.Волошина Л. Н, Играйте на здоровье. – М.: 2003

7.Волошина Н. Л, Организация здоровьесберегающего пространства. – Дошкольное воспитание, 2004 №12 с. 107 -109

8. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999

9. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010

10.Павлова М. А., Лысогорская М. В, Здоровьесберегающая система ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009

11. Педагогика и психология здоровья. / Под ред. Н. К. Смирнова. – М.: АПКиПРО, 2003

12. Подольская И. Формы оздоровления детей 4-7 лет. – Издательство Учитель, 20012

13. Рунова М. А, Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ.

Применение здоровьесберегающих технологий в музыкально-образовательной деятельности ДОУ....

Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с измене...

Консультация для родителей "Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Консультация содержит информацию о работе на музыкальных занятиях с детьми в ДОУ по здоровьесбережению: дыхательная гимнастика, валеологические песенки-распевки, пальчиковые игры, речевые игры, игрори...

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на заняти...

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в детском саду»...

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....

Консультация для родителей "Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях".

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях. Ход консультацииВводная беседа.Сохранение здоровья детей в процессе обу...