Консультация для родителей "Люби и знай свой край"
консультация

Шакирова Алесья Владимировна

Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubi_i_znay_svoy_kray.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей       «Люби и знай свой край!»

Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Краеведение благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, отечеству, помогает формировать у воспитанников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально-экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Используя в своей работе с детьми дошкольного возраста краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - пропаганда экологического воспитания и интереса к родному краю, формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, стимулирование добрососедства и дружеских отношений между разными народами, проживающими на одной территории. Это способствует воспитанию патриотических чувств, которые включают в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране.

Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст - это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка.

Дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними. Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

ХМАО-Югра – частица России. Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане (И.А.Колесникова и др.). Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры.

Известно, что знание прошлого помогает лучше осознать настоящее. Исторический опыт показал, что полный отрыв от традиционной деятельности ведет к культурной деградации целого поколения или его большинства. Именно народы Севера – хранители огромного многовекового опыта гармоничного сосуществования с природой, и этот опыт должен стать достоянием человека.

Изучение, обобщение и внедрение лучших народных традиций, обычаев имеют большое научно-познавательное и образовательно-воспитательное значение, поэтому начинать формировать знания о родном крае необходимо уже с дошкольного возраста.

Ханты-Мансийский автономный округ играет большую роль в жизни современной России. В таежных лесах обитает пушной зверь и лесная птица; в реках и озерах плавает много ценной рыбы. На протяжении веков основными занятиями ханты и манси были рыбный и охотничий промыслы. Поэтому необходимо формировать у дошкольников представления о многообразии животного и растительного мира родного края, о коренных жителях нашего края, о значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Севера; дать представления о полезных ископаемых нашего края, а также обобщить знания детей о своем городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем.

Такие знания по данной теме сформируют у детей умение ориентироваться в окружающем мире, будут воспитываться нравственные качества и правила поведения в природной и социальной среде.

Родители являются важными участниками воспитательное- образовательного процесса в ДОУ, и, как никто другой должны помогать педагогам формировать первые представления о коренных жителях округа, об их жизни и быте.

Отец и мать – это зеркало, в которое смотрится растущий человек – их ребенок, и очень важно, чтобы он обязательно находил в нем отражение лучших человеческих качеств.

Чтобы информация лучше воспринималось детьми, лучше преподносить в форме игры, вопрос-ответ, использовать подвижные игры народов севера:

Играйте с ребенком в подвижные игры («Прятки в снегу», «Заячьи прыжки», «Игра с кольцом», «Деревянная нога», «Оленья упряжка», «Броски аркана» и др.),

Чтение сказок народов севера («Хлебушко», «Сын земли»), рассказы, легенды, предания («Как появились комары»). При чтении художественной литературы детям, подчеркивайте, что герои – трудолюбивые, честные, смелые, добрые.

Знакомьте детей с культурой ханты и манси непосредственно во время  посещении музеев, художественных выставок, совместных просмотров телепередач, слушания аудиозаписей, во время вашего совместного отдыха с детьми. Рассматривайте иллюстрации и картины, обращайте внимание ребенка на окружающую природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Люби и знай свой край"

Мы живем в огромной стране. Называется она Россия.Но у каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос.Какая притяжательная сила заключена в том. Что нас окружает с детства? По...

Консультация "Люби и знай свой край"

Консультация для родителей...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Консультация : "Люби и знай свой край"

Родителям о том, как прививать детям любовь к родному краю...

Консультация для родителей "Люби и знай свой край родной"

Подключение семьи к процессу ознакомления дошкольника с социальным окружением....

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем «Люби и знай свой край»

Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с родным краем«Люби и знай свой край»...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....